Перейти к предыдущей части статьи
Из текстов известно, что князь был:
«от юного бо возраста и от младых ногтей Христа возлюбив, от мирских суемудрий отврати себе, душетленных же и богоненавистных игр и бесовских сонмищ до конца возгнушався: ни на что бо ему бе тщание от сущих мира, точию и поучением книжным и к церковному пению».
Такая житийная характеристика может соотноситься с реальностью как угодно. Но… а откуда взялось прозвище «Боголюбский»? Вроде бы от названия Боголюбовской резиденции… при Андрее и построенной. Так кто в честь кого прозван?
Не за действительную ли набожность князя называли Боголюбским? Ведь неспроста с его именем связаны строительство храмов, истории с уникальными иконами, мистические видения.
Необычно и имя. Большинство князей известны нам под языческими именами: Владимир, Ярослав, Всеволод, Олег… И лишь немногие фигурируют в текстах под именами христианскими.
Может, Андрей в самом деле выделялся набожностью? Ведь мистические видения у человека, к ним не готового, не возникают. С Андреем такое происходит минимум трижды:
- во второй отъезд из Вышгорода;
- на месте будущего Боголюбова;
- перед одним из крупных сражений.
Либо эти истории об исторической личности придуманы для убедительности. Но вряд ли. Слишком активно летописи говорят о религиозности Андрея.
Есть ещё одна черта, свойственная многим по-настоящему религиозным людям: чувство строгой иерархичности.
Пока жив отец, Андрей подчиняется его воле: командует войсками, строит города, управляет уделами.
Уезжает он, лишь пережив мистическое озарение, то есть снова «приказ», но уже от «более высокой инстанции». И в свою очередь, правит жёстко, деспотически, добиваясь самовластия, выстраивая вертикаль власти.
Это показательно: подчиняться отцу; без колебаний следовать «указаниям» видения — вначале бежать на Север, затем основать новую резиденцию в чистом поле. И требовать полного же подчинения от подданных.
Неспроста он изгоняет братьев, переносит столицу подальше от бояр и вече, избавляется от старшей дружины. Его новые приближенные — как раз появившиеся дворяне, «милостники», полностью зависящие от князя. Возле него остаются те, кто подчиняется. Впервые на Руси правитель — не «первый среди равных»… Как нет равных у Бога.
Так будут править через 200 лет московские Великие князья!
Жесткая самовластная политика не могла не вызвать противодействия. По летописи, Андрей казнил одного из приближенных. Вполне возможно, за участие в заговоре. Согласно летописи, убили князя родичи казненного, опасавшиеся, что очередь дойдет и до них. Вроде бы в участвовали в этом и родственники жены князя. Видимо, и им доставалось от деспота.
Показательно и то, что Андрей решается порвать с Киевом в… 44 года. Начинать новую жизнь и по нашим меркам поздновато. Для средневековья — это начало старости.
Вдумаемся!
- Александр Невский бьёт шведов в 19, немцев в 21 год; в 31 становится Великим князем; в 42 умирает.
- Андрей Боголюбский в 44 начинает самостоятельно править. И тут по полной проявляются его решимость и энергия. Пока Андрей «встроен в систему», он и поступает «как все».
А затем начинаются нововведения. Во всем!
Прежде всего, самовластие. Мало того, Андрей добивается учреждения отдельной митрополии. Митрополия в Киеве, так мы к нему не относимся! Не удалось. Больше того, «своего» кандидата в митрополиты в Киеве подвергают пытке и своего рода «церковной казни»: отрезают язык и отрубают правую руку (чтобы не мог благословлять и крестить!).
Что ж, если митрополия не идет к Андрею, Андрей идет в Киев! И в 1169 году сажает на Киевский стол младшего брата.
Примечательно, что сам Боголюбский даже формально не стал киевским князем. Больше никто из владевших Киевом князей не отказывался от великокняжеского титула добровольно.
«Штрих к портрету»: незадолго до этих событий Андреев кандидат в митрополиты, епископ Феодор, всерьез поссорился с князем. Возможно, Боголюбский попросту использовал киевского митрополита для расправы со своим епископом. «Взрывной», нетерпимый и скорый на расправу Андрей умел действовать и в обход…
И еще…
Благодаря Боголюбскому мы отмечаем два чисто русских христианских праздника: Всемилостивого Спаса (14 августа) и Покрова Богородицы (14 октября).
Оба праздника установлены в память успешного похода на Волжскую Булгарию 1164 года. Согласно летописям, победа была одержана благодаря покровительству Богородицы. В этом же походе Андрей пережил еще одно видение: от взятой с собой иконы Спаса исходили «лучи огнены». По преданию, в тот же день император Византии Мануил Комнин, получив такое же знамение, одержал победу над «сарацинами».
Исторические источники этого не подтверждают, но… Такая параллель Андрею «намекала»: Русь равна Византии!
Этот намек — не единственный.
- Знаменитые Золотые ворота Владимира — аналог киевских, в свою очередь, построенных по примеру и образцу Константинопольских. Но не в подражание, а как утверждение: «Мы равны!»
- Еще более «говорящий» знак такого утверждения — кафедральный собор Владимира. Если Киев, «подражая» Константинополю, «обзаводится» собором Святой Софии, то во Владимире Боголюбский ставит «свой», Успенский собор. Тоже «женский», но связанный со «своим», северным культом Богородицы.
Случайностей здесь не бывает!
Наконец, кое-что из наследия первого князя-самодержца непосредственно дошло до нашего времени. Нет, я не о великолепных владимирских храмах. Это само собой!
Не исключено, что с именем Боголюбского связан один из важнейших московских топонимов. Скорее всего, в 1156 году именно Андрей руководил постройкой московской крепости. И по логике, сам он жил где-то неподалеку, на территории усадьбы Кучково.
Не могло ли имя князя-строителя зафиксироваться в названии местности? Не христианское имя, а куда менее известное языческое, половецкое: Китан или Китай…
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!