Максим Левин Мастер

Дмитрий Григорьевич Левицкий - мастер парадного портрета или новатор в живописи?

Дмитрий Григорьевич Левицкий стал известен широкой общественности России, благодаря созданным портретам великой императрицы Екатерины II. Его также называют художником Екатерининского времени — и это определение очень точно.

«Портрет неизвестной в голубом», фрагмент, 1784 г. Фото: art-catalog.ru

В самом деле в 1770-х годах им было создано семь больших парадных портретов, а в 1780-х годах — пятнадцать. В частности, он изображал императрицу в образе законодательницы. В нем живописец пытался заложить идеи об «истинном монархе», который первый подчиняется законам своего государства и царствует ради народа.

В 1790-х годах мастер создал еще два портрета императрицы, где он показывает величие государыни, и ему, без сомнения, это удается. Все портреты выполнены в коричнево-золотистой теплой гамме.

Автопортрет, 1783 г.
Автопортрет, 1783 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Конечно, работы Левицкого очень понравились правительнице, и он стал получать много заказов.

  • Так художник пишет «Портрет Суворова». На картине изображен спокойный, уже немолодой человек в парадной одежде и орденах в статусе генералиссимуса.
  • По заказу Екатерины художник создает портрет ее фаворита А. Д. Ланского. В нем он очень точно изобразил душевные качества фаворита, его — по словам императрицы — «глубокий разум и справедливость».
  • В картинах «Портрет Бакуниной» и «Портрет Прасковьи Воронцовой» Дмитрий Григорьевич подчеркивает глубокую доброту, нежность и тонкое изящество моделей.
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия . Около 1783 г.
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия. Около 1783 г.
Фото: art-catalog.ru

Несомненно, в этих и других работах, которые являются вершиной мастерства Левицкого, он предстает перед нами как настоящий гений живописи парадного и камерного портретов. Но хотелось бы обратить внимание читателей, что Дмитрий Григорьевич был еще и новатором живописи. Об этом говорят его более ранние работы, когда он еще не был так известен широкой публике.

В 1770 году художник написал «Портрет Н. А. Сеземова». Это был первый портрет крепостного человека. Несмотря на то что Сеземов был богатейшим винным откупщиком, сделавшим миллионное состояние, он оставался крепостным графа Шереметева. В портрете Сеземова Левицкий хотел передать проницательность, житейскую хитрость и смекалистость образа.

Портрет Екатерины Андреевны Бакуниной. 1782 г.
Портрет Екатерины Андреевны Бакуниной. 1782 г.
Фото: art-catalog.ru

В 1775—1777 годах мастер получает первый заказ от самой Екатерины написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц. И здесь стоит подчеркнуть, что тогда в России не было ни одного учебного заведения, где обучались девочки. Дворянок учили дома, а бедных девочек не учили совсем, и, по сути, Левицкий стал первым живописцем, создавшим целую галерею женских образов, полных неповторимой индивидуальности, глубокой женственности и очарования. Он написал семь портретов или аллегорических картин (Борщова-театр, Алымова-музыка, Молчанова-наука), олицетворявших собой, по мнению знатоков, целиком ХVIII век.

К сожалению, мы сегодня очень плохо знаем биографию великого портретиста и живописца. Мы даже не знаем точной даты его рождения: 1735 (1737) — 1822 гг. Известно только, что будущий гений русской живописи родился на Украине в маленьком селе на Полтавщине, и его отец Григорий, который был священником, являлся человеком талантливым и образованным. Он 13 лет прожил в Польше, где овладел граверным делом, и после стал известным графиком, но уже на Украине.

Портрет А. В. Суворова, 1786 г.
Портрет А. В. Суворова, 1786 г.
Фото: art-catalog.ru

Предполагают, что в 1752—1755 годах Д. Левицкий познакомился с известным живописцем А. П. Антроповым и в 1758 году переехал в Петербург. Интересно то, что Левицкий умер в возрасте 87 лет, почти забытый как художник. С окончанием правления Екатерины II закончилась и померкла слава гениального живописца.

Но:

«Слава Левицкого не ограничивалась пределами России. Его имя было известно в Европе, и ни один свой портрет не ценил просвещенный Дидро, как писанный Левицким». (А. Лебедев, искусствовед)

Обновлено 18.08.2018
Статья размещена на сайте 9.08.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: