Сам пел, сочинял, играл на множестве инструментов, микшировал, поэтому редко нуждался в посторонней помощи (обычно она ограничивалась приглашением женщин-вокалисток). Не удивительно, что работать он предпочитал в жанре электронной музыки, где принцип «Сделай сам» воплотить легче всего.
Моби:
«С электронными инструментами очень легко работать. Они не жалуются на усталость, не ноют, не курят и платить им не надо. Чем не идеальные музыканты? А настоящие — то устали, то не в духе, то в творческом кризисе…».
В 1990-х с развитием цифровых технологий электронная танцевальная музыка переживает настоящий рассвет. Недаром Моби как-то сказал, что для успеха современному музыканту обязательно нужно обладать диджейским опытом, уметь создавать ремиксы и писать музыку для фильмов. Чем он, собственно, и занимался. Его композиции звучали на танцполах по всему миру, а кинорежиссёры растаскивали их по своим саундтрекам (кстати, именно Моби сделал новую версию темы Джеймса Бонда для к-ф 1997 года «Завтра не умрёт никогда»).
Лично я не очень люблю диджейскую музыку с её механическим битом, сэмплами, «заиканиями» и т.н. «петлями» (вырезанными и повторяющимися отрывками). И хотя всё это Моби использует в полном объёме (особенно вокальные «петли»), слушать его всегда интересно. Возможно, потому, что музыкант никогда не ограничивал себя рамками и задействовал в своём творчестве весь арсенал музыкальных стилей — от новомодных техно, эмбиента и хип-хопа до традиционного соула, рока и диско.
Первую известность Моби получил как раз в 1990-х — причём всегда был более популярен в Великобритании, чем у себя на родине. Впрочем, до конца десятилетия его успех был крайне неустойчив. Его четвёртый альбом «Animal Rights» (1996) продавался так плохо, что Моби подумывал завязать с шоу-бизнесом. Последней его работой должен был стать диск под названием «Play».
Моби:
«В то время, когда должен был выйти этот альбом, фактически моей карьере музыканта пришел конец. „Play“ был странной записью, сделанной в моей спальне, и я не ожидал, что кто-то купит его, что он кому-то понравится. Поэтому я всерьез задумался над тем, чтобы вернуться в университет преподавать философию, возможно, начать изучать архитектуру, а музыку делать в свободное от этого время».
Но оказалось, что с философией и архитектурой придётся повременить…
Поначалу ничего не предвещало успеха. Медленные и задумчивые композиции «Play» не нравились диджеям, и на радио их не брали. Соответственно, диск тоже продавался плохо. Для его раскрутки Моби даже устраивал импровизированный концерт в подвале музыкального магазина, куда пришло всего сорок человек. В благодарной Британии «Play», хоть и попал на 33-е место хит-парада, но спустя 5 недель выпал из него вообще.
К счастью, лейбл «V2» не опустил руки и продолжал искать новые способы для раскрутки альбома. И такой способ был найден: весь материал «Play» решили лицензировать для использования в фильмах, рекламе и телешоу. Именно через эти каналы композиции Моби стали достигать ушей слушателей, а потом и отношение диджеев изменилось.
В 2000-м (спустя год после выхода) «Play» снова появился в британских чартах, возглавил их и в итоге стал самым продаваемым альбомом музыканта за всю его карьеру. Также «Play» стал первым альбомом Моби, попавшим в Национальный хит-парад США — там он достиг 38-го места.
О двух самых успешных песнях из этого диска мы и поговорим.
«Natural Blues» (2000)
Своим самым любимым трэком на «Play» Моби всегда называл «Natural Blues», хотя многие из знакомых музыканта находили эту композицию «слишком странной».
Её название можно перевести как «Естественная грусть», что вполне соответствует скорбному содержанию.
О, Господи, беды так трудно переносить.
Никто не знает о моих бедах, кроме Бога.На днях я гуляла по холму.
Вдруг я почувствовала себя счастливой, и это состояние длилось весь день.
Я вошла в комнату, но задержалась там ненадолго:
Я посмотрела на кровать — там лежал мой мёртвый брат.
По сути, «Natural Blues» был основан на старой негритянской песне «Trouble So Hard», записанной в 1937 году Верой Хэлл.
Моби:
«К сожалению, я не могу рассказать о том, как разыскивал эти песни, болтаясь по тюрьмам и фермам Джорджии, Атланты или Алабамы».
За него это сделал американский собиратель фольклора Алан Ломакс, чей музыкальный сборник музыкант и приобрёл. Зато Моби искусно упаковал а-капелльное исполнение чернокожей певицы в воздушную электронную оболочку. Далось ему это непросто. Музыкант долго не мог смикшировать песню и, наверное, исключил бы её из альбома, не приди на помощь британский дуэт 1GIANT LEAP.
В итоге сингл «Natural Blues» занял 11-е место в Британии, а на песню было снято целых два клипа.
Первый снял Дэвид Лашапель, и по своей мрачности он не уступал первоисточнику. Идея видео пришла из ночного кошмара режиссёра, где он увидел себя в инвалидном кресле посреди таких же беспомощных стариков. Ну, а кошмар родился из детских воспоминаний о работе матери Лашапеля медсестрой в доме престарелых.
Дэвид Лашапель:
«Я подумал: вот вы проживаете эту невероятную жизнь молодыми и весёлыми, а через 60 лет кто, черт возьми, знает, где мы можем оказаться? Мы все можем оказаться забытыми и где-то складированными».
Вот и для съёмок Моби загримировали в дряхлого старика из дома престарелых, который сидит в коляске и предаётся счастливым воспоминаниям о своей молодости. Также в клипе приняли участие две известные актрисы — Файруза Балк, сыгравшая подругу юности, и Кристина Риччи в роли ангела смерти.
Моби:
«Когда я на видео лежал в объятиях Кристины Риччи, у меня появилась мысль, что многие бы люди хотели оказаться на моём месте».
На «MTV Music Awards» клип «Natural Blues» получил приз как «лучшее видео 2000 года».
Второе — анимационное — видео на песню, напротив, вышло очень позитивным. По сюжету оно было неким продолжением клипа «Why Does My Heart Feel So Bad?». Единственное, что связывало его с темой негритянского фольклора — заболоченные территории Луизианы, по которым путешествует разношёрстная толпа героев.
«Porcelain» (2000)
Ещё больший успех снискала другая композиция альбома «Play» под названием «Porcelain» («Фарфор» или «Фарфоровый»). Сам же Моби её недолюбливал, полагая, что звучит она чересчур мягко, а свой вокал оценивал как слабый. Казалось, что его опасения не напрасны.
Моби:
«Я не мог представить, что кто-то захочет это слушать. Когда начался тур в поддержку „Play“, „Porcelain“ была песней, на которой большинство людей уходило за выпивкой».
Всё изменилось, когда песня попала в саундтрек фильма Дэнни Бойла «Пляж» (2000). Уже одно то, что главную роль в «Пляже» сыграл «звезда» «Титаника» — Леонардо Ди Каприо — привлекло к фильму огромную аудиторию, которая заодно оценила и песню. В итоге «Porcelain» стала № 1 в Британии и самой успешной композицией в карьере Моби.
На песню снова были сняты два видео. На первом кадры проецировались на оболочку огромного человеческого глаза. Второй же изображал Моби, едущего на заднем сиденье никем не управляемого автомобиля (ага, нечто подобное мы уже видели в клипе RADIOHEAD «Karma Police»).
Тихий вокал, прозрачные фортепианные пассажи и рваные скрипки (последние взяты из композиции «Fight For Survival», звучащей в к-ф 1960 г. «Исход», и проиграны задом наперёд) — всё это создавало умиротворённое меланхоличное настроение.
Меланхолии добавлял и текст, посвящённый распаду отношений. Моби вдохновили личные воспоминания об одной женщине, которую он любил, но в глубине души всегда понимал, что они не могут быть вместе.
Моби:
«Я единственный ребенок в семье. Мне нравится быть одному. Нравится выступать одному и записывать музыку. …У меня, правда, была девушка. Но скажите, кто выдержит человека, который просыпается в три утра и садится писать музыку? Поэтому я до сих пор один. Это избавляет мою жизнь от разных драм».
Перевод — Игра из Воронежа:
Я все время умираю в своих снах…
Как только просыпаюсь,
Этот калейдоскоп мыслей преследует меня.
Я никогда не хотел ранить тебя,
Я никогда не хотел тебе лгать,
Поэтому я говорю тебе «Прощай!»
Прощай…
В завершение рассказа об альбоме «Play» хотелось бы упомянуть ещё один его трек под названием «Everloving». По словам Моби, эта композиция с акустическим перебором и бессловесным мычанием — своеобразный курьёз, ибо на альбом она попала в виде демо-записи.
Моби:
«Я никак не мог смикшировать песню так, чтобы мне нравилось, поэтому просто оставил её в виде „демки“, записанной на кассету. Если прислушаетесь, то услышите на ней шипение магнитофонной ленты. Наверно, это одна из редких песен, записанных на кассету, которая разошлась 10-миллионным тиражом. И что забавно, она лицензирована. Оливер Стоун использовал её в своём фильме».
Однако наиболее деловито к «Everloving» подошёл российский певец Оскар, превративший мычание Моби в песню «Между мной и тобой» и получивший за неё в 2001 году «Золотой граммофон». Интересно, приобрёл ли он на это лицензию? Или как обычно?
О других хитах Моби я расскажу уже в следующей статье.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...