Наталья Софьина Дебютант

Как много в ней открытий чудных!.. или За что я люблю оперу?

Несколько лет назад опера казалась мне чем-то прекрасным и таинственным, но настолько высоким и далеким, что близко подойти было страшновато: я думала, что до такого серьезного искусства мне еще расти и расти, а может, никогда и не дорасти.

Так уж получилось, что познакомилась с оперой я только в 18 лет. Произошло это как-то спонтанно и даже случайно, но, видимо, это был один из тех поворотов судьбы, которые планируются нашими ангелами-хранителями.

Мне так понравилось!.. Я была просто в восторге. Но восторг этот, честно признаться, был вызван всего лишь игрой одного артиста, а музыка как-то мимо ушей пролетела. Но, тем не менее, мне захотелось еще… Еще посмотреть на этого артиста, но уже в других образах.

Так и втянулась. Постепенно привыкла, начала слышать музыку. Это было удивительное ощущение: как будто открывались двери в новый мир. И чем больше этот мир узнаешь, тем больше поражаешься его богатству и неисчерпаемости.

Что же такого прекрасного я нахожу в опере?

1. Музыка

Она рождается из дыхания флейтиста и трепета струн под пальцами скрипача, из грома литавр и хрустальной нежности арфы… И если говорить об опере именно в театре, а не в записи, то еще очень важно, что это музыка живая. Не усиленная и не искаженная техническими средствами, она рождается здесь и сейчас, и она неповторима в каждое мгновение своего полета над зрительным залом.

Но самый главный и самый удивительный музыкальный инструмент в опере — это человеческий голос, способный так тонко выражать мельчайшие оттенки эмоций и настроений, что просто дух захватывает! Он может звучать тихо-тихо, но каждое слово будет долетать до самого последнего ряда; а может звучать так сильно, что кажется, будто воздух около ушей вибрирует и его можно потрогать.

2. Артисты

Опера — это театральное действие. Дают жизнь героям и оживляют сюжет артисты, и среди них встречаются ну очень яркие личности!

Кто-то обладает сумасшедшим темпераментом: ему ничего не стоит вселить в тебя желание встать, выбежать на сцену и сражаться против полчища врагов. А кто-то своей нежностью и лиричностью пробуждает такие тонкие чувства, о существовании которых до этого можно было и не подозревать.

Артисты разные и на поклонах: кто-то очень любит цветы и аплодисменты, воспринимает их как должное и может долго раскланиваться; а кто-то немножко стеснителен, вечно прячется за спинами коллег, старается поскорее ускользнуть за кулисы, а от горячих оваций просто тает, преисполненный искренней благодарности.

За артистами так интересно наблюдать! Со временем начинаешь ходить в театр, словно в гости: узнать, как там поживают твои «друзья» и что у них новенького.

3. Театральная атмосфера

Благодаря современным достижениям техники и богатому ассортименту музыкальных магазинов, можно наслаждаться оперой и дома. Но театр — это особая атмосфера, которая не дает отвлекаться ни на какие посторонние дела и стремительно увлекает в свой мир. Театр — это живое волшебство здесь и сейчас.

Мне очень ярко запомнился один случай. В конце оперы «Иоланта», в то время как герои на сцене дружно славили победу любви и света, в зале начало светлеть… Такого не бывает, это не по правилам, ведь свет загорается после того, как отгремят овации и опустится занавес! Но это было так уместно, так прекрасно: не только сцена, но и весь зрительный зал оказался залит ярким светом, и чистая радость расцвела улыбками на лицах зрителей. Даже самая продвинутая техника не подарит подобных ощущений, потому что дома у тебя нет такого количества товарищей по счастью — свидетелей того же чуда, во власти которого пребываешь и ты.

4. Легендарные персонажи

Когда я впервые шла слушать великую оперу Жоржа Бизе, я знала очень немногое: что Кармен — это знаменитая цыганка, роковая красавица, которая поет о том, что «у любви, как у пташки, крылья». И всё. Я понятия не имела о существовании некоего дона Хозе, благодаря которому Кармен вот уже вторую сотню лет живет на сцене и умирает там же.

Дальше — больше. Оказалось, что за легендарными именами и красивыми словами («Мадам Баттерфляй», «Травиата», «Риголетто» и др.) кроются такие страсти, такие судьбы!.. И теперь, когда слышишь где-то эти имена, в памяти всплывают целые миры, и ассоциации возникают другие — более тонкие, нежели раньше.

И ты знаешь, почему Фигаро то тут, то там; и понимаешь, о чем плакала Ярославна; и сквозь слезы смеешься вместе с паяцем…

5. Литература

Зачастую оперные сюжеты берутся из литературных произведений, и после знакомства с той или иной оперой может возникнуть желание глубже понять суть дела. Почитать «Даму с камелиями» А. Дюма-сына после «Травиаты», поплакать над романом В. Скотта после «Лючии ди Ламмермур», повосхищаться проделками Фигаро в пьесах Бомарше и по-новому взглянуть на знакомых со школьной скамьи «Евгения Онегина» и «Пиковую даму».

Нередко во время знакомства с литературными первоисточниками выясняются удивительные вещи: дочь, попав в оперу, превращается в сестру, кого-то вместо психушки отправляют на тот свет… Могут измениться имена, появиться новые персонажи, но это даже любопытно: сравниваешь две истории (оперную и литературную), и они мирно сосуществуют в сознании — почти параллельно, в чем-то дополняя друг друга.

6. Настроение

Зачастую в опере все заканчивается совсем не так, как втайне мечталось: любимые герои, горькая судьба которых предначертана в либретто, погибнут на твоих глазах, и с этим ничего не поделаешь. Однако на душе после пережитого становится так легко!..

Многие виды искусств, гармонично соединившись в опере, совместно оказывают необыкновенно мощное воздействие, заставляя искренне сопереживать героям, тем самым очищая душу от мелких жизненных разочарований и тревог. И мир снова кажется прекрасным, хочется творить доброе и светлое, и за спиной вырастают невидимые крылья вдохновения.

Пусть такие же щедрые, как опера, друзья всегда сопровождают вас по жизни! И пусть ваш мир наполняется новыми яркими красками, а в душе звучит прекрасная музыка!

Обновлено 16.12.2007
Статья размещена на сайте 4.10.2007

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вдохновенно написано, спасибо.
    Жаль, я ни разу в опере не был...

  • Наталья - замечательно!!! Браво! Оперу также давно и бескорыстно люблю, прекрасно понимаю ЧТО именно вас зацепило. Иногда езжу в друшие города просто послушать хорошую оперу. И тоже заболела в этим давно, и никак не пройдет... Так же благодарна тому что что можно найти CD с хорошими записями. Согрели вы мне душу своей статьей!
    Ай да новичек!

    Оценка статьи: 5

  • О, видно по стилю, что вы любите оперу! Захватывающе!

  • Очень интересно, написано с душой. 5.

    Оценка статьи: 5

  • Интересно. 5.

  • Если говорить о сокращениях, то по мелочи еще можно много чего ощипать.
    Вот,например, фразочка:
    "И ты понимаешь, почему Фигаро то тут, то там; и знаешь, о чем плакала Ярославна; и задумываешься, стоит ли верить автору слов: "сердце красавиц склонно к измене" (уж кто бы говорил!)…"

    Я бы ее сделала такой:

    И ты понимаешь, почему Фигаро то тут, то там; чувствуешь, о чем плакала Ярославна; задумываешься: неужто в самом деле "сердце красавиц склонно к измене"...

    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо!!

      Учла советы и по-новому взглянула на текст. Так прикольно: он все меньше и меньше!

      "Шелуха" - это действительно моя слабость. Буду дальше учиться с ней бороться. Спасибо большое за советы!

  • Вчера мне казалось, что проще написать заново, чем сократить этот опус, написанный в порыве азарта. Но видимо, на самом деле утро вечера мудренее. Сократила на 1500 символов. И все равно осталось много - 7700. Но я уже не знаю, что еще можно выкинуть.

    • И кстати, то, что в этой статье - Личный подход! это только "плюс" статье, и "плюс" в защиту оперы.
      Просто сухая констатация никому не интересна. а в театр надо завлекать такими же театральными способами. делать это красиво!

    • Влада Рыбалко Читатель 5 октября 2007 в 14:34 отредактирован 17 ноября 2016 в 15:27

      Наталья! Прекрасная статья! И спасибо большое, что написали достоинства оперы, по сравнению с которыми все ужасы просто меркнут.

      Есть некоторые мысли по поводу Вашей статьи.


      Буду рада общению с Вами!

      • Влада, комментарии на то и созданы, чтобы высказывать мысли по поводу статей. Есть еще возможность отправлять личные сообщения (ссылка на странице пользователя, под фотографией).

        Я много чего посокращала, статья сильно "похудела", но если еще остались замечания, то я их внимательно выслушаю.

  • Нет ничего ценнее, как выложить свой опыт и приобщить к прекрасному искусству. А последователи найдутся. Замечательная живая статья. Немного можно бы сократить, совсем чуток.

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья! И явно не для архива!!Пусть ее почитают все "противники" оперы и поймут что они теряют!!!

    Оценка статьи: 5

    • Вот именно!
      Наталья, обсудите судьбу статьи с редактором.

      Оценка статьи: 5

      • Да?

        Не знаю, я здесь новичок. Это был ответ тем, кто увидел во мне противника оперы. Какой-то он большой получился, явно больше рекомендуемого количества символов. И еще мне показалось, что личного много.

        Но если это только надуманные мной проблема, то я выведу эту статью из личного архива. Может, тогда заголовок поменять, сделать менее личным?

        • Девять с небольшим тысяч знаков - но ведь можно сократить, что-то вполне "вписывается" в меньший объем, какие-то уточнения, конкретности сократимы.
          Почитайте чужие статьи на сайте - может, чей-то опыт поможет сориентироваться. Работа "по образцу" - старинный метод работы, тысячелетиями проверенный

          Оценка статьи: 5

  • А почему в архиве?

    Оценка статьи: 5