По старинным поверьям, эти птицы приносили счастье в дом. Владельцы усадеб держали свои голубятни. Образы голубей присутствуют в торжокском золотном шитье — мастерицы издавна создавали дивные композиции.
Вспоминаются строки Василия Жуковского из поэмы «Наль и Дамаянти»:
Был вечер тих; всё вкруг меня молчало;
Лишь изредка над головой моей,
Сияя, голубь пролетал, и пели
Его волнующие воздух крылья.
И, конечно, голубей лепили из глины. Они — в числе колоритных персонажей новоторжской игрушки.
Клад земли
Город Торжок и его окрестности богаты месторождениями глины. Поэтому закономерным стало развитие гончарного ремесла. Изготавливалась посуда, нужная в хозяйстве. Но одновременно делались и забавные игрушки, которые были любимы детьми. Популярностью пользовались свистульки.
Глиняные черепки, найденные при раскопках, помогли установить, что гончарный промысел в тех краях существовал уже в XI — XII веках. Он развивался на протяжении столетий. Однако постепенно глиняная посуда стала вытесняться фарфоровой и металлической. И народный промысел начал угасать. Глиняные игрушки тоже надолго были забыты, их древние образцы не сохранились.
Возрождение началось в 50-е годы XX века. Во многом это заслуга Галины Алексеевны Климовской — художника, искусствоведа, краеведа. Она восстановила облик игрушек по отдельным черепкам. Большую помощь оказал Юрий Михайлович Белоусов — он сохранил память о старинных изделиях и о том, как их лепили. А гончар Александр Николаевич Глазунов стал учителем лепки — у него Галина Алексеевна получила уроки и навыки работы с материалом.
Был проделан большой труд, в результате которого промысел возродился и поднялся на новый уровень. Игрушки стали основными изделиями. Галина Алексеевна назвала их новоторжскими. Учитывался опыт прошлого, но при этом привносились свежие штрихи. В 1975 году в Торжке открылась мастерская. Это была часть Объединения «Народные художественные промыслы». В ней не только создавались новые произведения, но и проводилось обучение.
Фантазии цвета глины
Особенность новоторжской игрушки — очень уважительное, даже трепетное отношение к материалу. Изделиям оставляется природный цвет глины, которая после обжига приобретает изысканный оттенок — как будто впитывает в себя энергию огня. Росписи оттеняют фон и гармонично сочетаются с ним, подчёркивая его первозданную красоту. Раскрашивают изделия гуашью, но разводят её специальной эмульсией, благодаря которой краски становятся устойчивыми к воде.
Часто применяются рельефные детали — налепы. Они придают игрушкам живость и выразительность. По форме они бывают каплеобразными либо похожими на бусины. Налепы покрываются изысканными росписями. В выпуклых перьях птиц и гребешках петухов иногда просматривается пейслийский узор.
Характерный приём — длинные ряды белых точек-кружочков. Такие росписи очень часто декорируют изделия. Эти мотивы навевают ассоциации с нитями жемчуга. В этом есть особая поэтичность. Как правило, рисунки немногословны, при этом очень изысканны. Они не затмевают цвет глины.
Ожившая сказка
Формам изделий присущи грация и утончённость. Мастера наблюдают за природой, однако обитатели полей и лесов выходят из рук художников-лепщиков сказочными и преображёнными. Голуби с расписными крыльями как будто прилетели из волшебного сада. Озорные воробьи, синицы, снегири, зяблики соперничают между собой, красуясь в кокетливых нарядах. А совы выглядят грозными и одновременно забавными.
Среди других персонажей новоторжской игрушки — олени с ветвистыми рогами, лошади, собачки, ёжики, зайцы. Невольно вспоминаются сказки, где звери играют главные роли. Например, фигурки козла и барана навевают ассоциации с историей, где эти находчивые герои нашли волчью голову и обхитрили кровожадных хищников.
Звонкое пение
Часто игрушки представляют собой музыкальные инструменты — свистульки. И это не было лишь детской забавой. По народным поверьям, свист отгонял злых духов. По сей день ощущается какая-то таинственная сила в глиняных фигурках. Верить или нет в их волшебство — личный выбор каждого. Однако поднять настроение мелодичный голос способен очень хорошо.
Владимир Иванович Ситников тридцать лет посвятил глиняной игрушке. Профессиональный музыкант, он смог разгадать тайны, придающие голосу свистульки красоту, звонкость и мелодичность. Очень важна правильная обработка будущего изделия. Внутри фигурка должна быть гладкой. Отверстия проделываются по определённым правилам, что позволяет настроить звукоряд.
…Герб старинного города по-прежнему украшают собою птицы — золотые и серебряные голуби. Их полёт как будто соединяет прошлое с настоящим и будущим. И руки художников, сумевших преобразить знакомые образы, продолжают создавать удивительные изделия. Сказка становится зримой — волшебные герои помогают в этом.
Спасибо за статью!
Отлично написано. Так и захотелось прикоснуться к этим удивительным глиняным изделиям.
С теплом,
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Людмила, и Вам спасибо огромное за отзыв и за пятёрку.
Рада, что статья Вам понравилась.
0 Ответить
Очень оригинальные и красивые игрушки. Сколько раз по М10 проходил мимо Торжка, а даже не подозревал, что в этом городе можно встретиться с таким чудом!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Константин Кучер, рада, что статья оказалась интересной и полезной. Спасибо большое за пятёрку.
0 Ответить
Действительно, ожившая сказка! Какая-то завораживающая магия в изделиях народного промысла.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Елена Гвозденко, рада, что статья Вам понравилась
Спасибо большое за пятёрку.
0 Ответить