Апогей славы пришел к купцу после публикации в журнале «Благонамеренный» в 1821 году статьи «Описание сада господина Ганина». Статью написал сам Ганин под псевдонимом «Любитель изящного». Литературные труды купца часто публиковались именно в этом журнале. Издатель Александр Измайлов избрал такую форму насмешки над графоманствующим, бездарным сочинителем. Они вместе с приятелями с азартом глумились над чудаком, то рассказывая ему байку о французском театре, где играют его драмы, то дают уничижительные комментарии к публикациям.
Самовлюбленный Егор Федорович не замечал сарказма, воспринимая шутки как предмет гордости. У Измайлова было насмешливое стихотворение «Ганин сад», от которого был в неописуемом восторге сам Егор Федорович.
Бывали ль вы, когда у Ганина в саду? Неужели не бывали? Так ничего вы не видали! Какой там памятник чудесный на пруду! Сходите вы туда: хозяин мне приятель, Предобрый человек, отличнейший писатель…
Приписка издателя к статье в «Благонамеренном» гласила:
«Напечатана со всевозможной точностью. Издатель не переменил ничего, но расставил только, для удобства читателей, знаки препинания, коим почтенный автор, по-видимому, объявляет решительный остракизм».
Сад Ганина, хоть и довольно скромный по размерам, представлял удивительное зрелище. Хозяин постарался наполнить его «диковинками», потратив на это приличную сумму.
Вход свободный, над воротами красовалась надпись: «Для добрых, честных, правдивых и без собак». Именитые посетители, начиная с 5-го класса, записывались хозяином в особый реестр.
Разнообразная растительность с аллеями, обсаженными деревьями, цветниками с дорогими цветами, преимущественно розами, овощные грядки с огурцами и картофелем. Сад покрыт вязью многочисленных дорожек, тропинок со всевозможными скамеечками. Гроты, беседки, павильоны, киоски, пруды, фонтаны, водопады, мостики, переходы, искусственные обрывы — все это представляло «топографическую роскошь». Множество памятников, статуи, «зверинец» и другие «редкости».
У самого входа встречал фонтан — «прекрасное зрелище и прохлада», по словам Ганина. За ним группа мраморных статуй «ломок благословенной Италии» перед «розовым полем» с фигурой Индианки.
«Остановясь у фонтана, вправо и влево и далее, куда ни посмотришь, видна рука искусства и вкуса хозяина, всякое место восхитительно и привлекательно, всякая вещь на своем месте», — хвалит себя Ганин.
В разных местах сада купец установил памятники к малозначительным событиям в своей судьбе. Ганин любил сопровождать гостей и рассказывать о своем детище.
Подводя зевак к мрачному, заросшему уголку, он обыкновенно говорил, что это грот блаженства, так как именно здесь его посетила Муза сочинительства, именно здесь родилась драма «Джонс или добродетельный Иван». Из всех чудовищных «драмм», как называл их автор, эта была самая чудовищная. Главная героиня — львица, которую автор выписал с особой тщательностью.
Компания Измайлова и в этом случае не обошлась без розыгрыша, заверив графомана, что пьесой заинтересовались при дворе. Ее хотели бы поставить в императорском театре, но столкнулись со сложностью подбора актера на главную роль. Решили, лучше автора никто не смог бы сыграть львицу. Через какое-то время Ганин подъехал к дому Измайлова с сообщением, что готовится к этой роли, сшил себе костюм и тренируется львиной походке на четвереньках. Сетовал на то, что приходится отказывать себе в удовольствиях, вдруг за ним пришлют из театра.
Но вернемся к саду. Множество крепостей с боевым оружием и механическими часовыми, безумное количество фигур и скульптурных групп: гадалка с картами, голова турка, бюсты российских императоров и греческих философов. Здесь был насыпан искусственный Парнас, весьма пологий и с перильцами для удобства восхождения поэта.
Еще одна диковинка — зверинец из механических животных. Львы, тигры, медведи, волки, кабаны, верблюды, слоны, носороги, жирафы, страусы «паслись» на огуречных грядках и розовых полянах. При зверинце были «укротители», которые переставляли фигурки и инсценировали их движения.
В 1823 году произошел анекдотический случай. Ганин красил статуи в розовый цвет «для натуральности». Во время прогулки на яхте по Неве император Александр Павлович заметил у воды толпу голых людей. Оказалось, что это скульптуры купца, выстроенные в особую композицию на берегу. Когда император узнал, в чем дело, он долго смеялся, но все же приказал «любителю изящного» перекрасить их в привычный цвет.
К сожалению, после смерти Ганина в 1830 году от сада не осталось и следа.
Если бы таких чудаков иногда не было, то и жизнь не была бы интересной...
Спасибо, Елена.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, не было бы сада, кто сейчас вспомнил?
0 Ответить
Елена, спасибо за просветительство.
о таком саде узнала впервые.
С теплом,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан-Черногор, спасибо. Чудаки того времени такие милые
0 Ответить