Максим Левин Мастер

Борис Михайлович Кустодиев: в чем ошибался великий Бенуа?

"…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость…" Бенуа.

«Гулянье на Волге», 1909 г. Фото: ru.wikipedia.org

Слова Бенуа как никогда подходят к одной из знаменитых картин Кустодиева «Ярмарка», которая была написана им в 1906 году и хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее.

Здесь мастер воспевает мир русской провинции. Художника привлекает тема шумных деревенских праздников, ярмарочных гуляний и веселых танцев. В картине расшитая одежда, яркие ковры, расписные игрушки, сани и карусели. Много цветных шалей, а самое главное — в картине нет места серому небу, нищете и усталости.

Б. Кустодиев, «Ярмарка», 1906 г.
Б. Кустодиев, «Ярмарка», 1906 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Источники говорят нам о том, что посещая картинные галереи Парижа и Милана, живописец стал тосковать по родине. Он раньше срока уезжает из Европы в Россию и сразу едет в провинцию, где с большим увлечением уходит в работу. Картина «Ярмарка» стала одной из самых замечательных работ, посвященных миру русской провинции.

Но была у цитаты из начала этой статьи и вторая часть. Увы!

«…Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучновато, вяло, часто даже безвкусно. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».

Б. Кустодиев, «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой», 1907 г.
Б. Кустодиев, «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой», 1907 г.
Источник: artchive.ru

Но как хочется воскликнуть: «Как здорово вы ошиблись, господин Бенуа, в оценке творчества мастера!» Чего стоит хотя бы его работа «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907 г.), экспонирующаяся в Самарском областном художественном музее. Мы видим светловолосую девочку в белом платье, которая удивленно глядит на зрителя, протягивая букет ярко-синих цветов, а другой рукой держится за собаку. От картины веет очарованием образа радостного и счастливого детства.

А как же его неповторимые «Купчихи»? Кустодиев наделил каждую особой яркой индивидуальностью, но есть качества, которые и объединяли их. Купчихи получались у художника томные и нарядные, чуть сонные, изображенные не без юмора.

Б. Кустодиев,
Б. Кустодиев, «Купчиха за чаем», 1918 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Но самое главное заключалось в том, что его полотна — это живое свидетельство той патриархальной России, которая вскоре осталась в прошлом. Несомненно, купеческий цикл его работ (да и не только он) связан с этой темой, и тем притягательны его картины для будущих поколений. Вершиной работ знаменитого художника можно назвать произведение «Купчиха за чаем». Эта картина — прежде всего образ спокойной, благоустроенной жизни, прямо противоположной той, что была потом в послереволюционные годы.

И в заключение статьи хотелось отметить интересную деталь из биографии мастера. Последние 15 лет великий художник был прикован к постели и свои выдающиеся работы был вынужден писать лежа. Однако именно в этот тяжелый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные работы. И, конечно, их не назовешь скучными. Особенно интересна работа «Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семенова» (1921). Художник написал портрет двух еще никому не известных людей, словно предвосхищая их дальнейшую звездную научную судьбу.

Б. Кустодиев,
Б. Кустодиев, «П. Л. Капица и Н. Н. Семёнов», 1921 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Кустодиев был в числе тех художников, которые приняли Октябрьскую революцию. Они верили в будущее новой России, хотя голод, война и разрушения подрывали веру в светлые идеалы. Художник скончался весной 1927 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Обновлено 8.10.2018
Статья размещена на сайте 29.09.2018

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Замечательная статья ! Если бы воротилы-правители России на рубеже веков были бы попрактичнее (и поумнее), японской и германской войн можно бы было избежать и Россия въехала бы в 20-й век без "великих потрясений" двух революций. И картина "Большевик" Кустодиева не была бы написана. Необходимость очевидных пошаговых преобразований была видна.
    Яркие, чистых тонов, картины Кустдиева "создают настроение" оптимизма, согласия и радости жизни.
    Портреты Капицы и Семенова пророческие. Сколько таких молодых, сильных умом, полегло в мясорубке двух войн и "добавочной" гражданской? Оценка: 5

    • Сергей Дмитриев,Спасибо за комментарий!Здоровья и счастья Сережа!

      • Максим Левин, меня веселит и молодит такое обращение. Вспоминаются вещие строки тёзки Чекмарёва:" Враги мне часто твердили, // да и приятели тоже. //В этом хитро устроенном мире // ты глуп, дорогой Серёжа. == Всегда ты будешь всех ниже, // да и умрёшь без славы. // Увы мне, теперь я вижу, // что все они были правы." ПЕшите Ищё в такЕм же духИ.