Тематика его полотен — от мифологии до жанровых сцен и портретов. Одна из его картин посвящена библейскому преданию о решении персидского царя Кира вернуть евреев из вавилонского плена и позволить им построить Второй храм.
В библейской книге пророка Исайи есть такие строки (гл 45):
1 Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;
2 Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю;
3 и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев.
Иными словами, Господь дает царю Киру все мыслимые и немыслимые богатства, как бы доказывая, что Он — Бог Израиля.
Как это подействовало на царя? Кир оставил после себя «цилиндр Кира» — глиняный предмет в форме бейсбольного мяча, на котором выбиты, помимо всего прочего, выполненные им обещания, данные завоеванным народам:
«От […] до Ашшура и Суз, Агаде, Эшнунны, Замбана, Ме-Турну, Дера до пределов страны Кути, городов [по ту сторону] Тигра, жилища которых были основаны в глубокой древности, богов, живших в них, я вернул на их места и устроил их вечные жилища. Я собрал всех их людей и вернул в их селения».
И не назвал бы автор библейской книги Кира «помазанник Божий», если бы среди освобожденных из вавилонского плена не было еврейских племен. В книге Ездры перечислены все семейства, вернувшиеся в свои города из Вавилона.
А кроме этого, Кир повелел построить в Иерусалиме храм:
1 В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно:
2 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее.
3 Кто есть из вас, из всего народа Его, — да будет Бог его с ним, — и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. .(Книга Ездры, 1, 1−3)
Иерусалим. Город трех религий: иудаизма, ислама и христианства. Его строили, завоевывали, разрушали, снова строили, снова разрушали и вновь отстраивали. Его завоевывали греки, римляне, турки, персы. Евреев, которые населяли Иерусалим, угоняли, возвращали, лишали всех прав и возвращали им права…
Иными словами, в жизни евреев были черные полосы, были белые полосы, тяжелые времена сменялись периодами мира и процветания.
Голландский художник Якоб ван Лоо изобразил в сюжете картины один из моментов жизни иерусалимцев: Зоровавель показывает персидскому царю Киру план Иерусалима.
Зоровавель (по библейским рассказам) — глава одного из еврейских семейств — племен, возвращенных персидским царем Киром из вавилонского плена, которому повелел восстановить разрушенный храм еврейского Бога.
Мог ли царь Кир посетить Иерусалим? Вполне. Могла ли состояться встреча царского наместника (надо полагать, что Зоровавель был именно в этой должности) и царя? Весьма вероятно. Мог ли Зоровавель представить царю Киру план строительства храма и обновления Иерусалима? Скорее всего, да: царь должен знать, на что расходуются деньги, которыми он снабдил своего чиновника.
Место встречи — один из холмов вокруг Иерусалими. В центре под красным плащом на золоченом кресле — Кир. Перед ним — Зоровавель. Свита — сановники и советники Кира (среди них должен находиться казначей, в обязанности которого входило финансовое обеспечение строительства храма). Справа от кресла Кира — женщина с темнокожей служанкой и ребенком — семейство Зоровавеля (?). Слева нечто похожее на любовную сцену — мужчина и женщина.
Нет сомнения, что проект Зоровавеля будет одобрен. Как пишут историки, построенный Зоровавелем храм простоял 585 лет и был разрушен римлянами.
Борис Рохленко! Интересный и познавательный материал. Прошу хоть кратко раскрыть технологию создания такого произведения.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Леонид Котляр, технология проста: детально рассмотреть картину, задаться вопросом, всё ли ясно в деталях, попытаться найти источник вдохновения художника (как правило, литература, в том числе древняя, которая присутствует в сети на русском языке), взять из источника вдохновения то место, которое целиком соответствует картине - это будет основа рассказа. А дальше - дело техники. Пишите, все встанет на свои места.
Спасибо за отзыв! Леонид Израилевич, это ты? Вот так встреча! А на аватарке ты с внучкой? Вот моя почта rochlenkob@gmail.com/ Пиши, буду рад получить весточку!
0 Ответить