Начнём с того, что бескозырка — тоже фуражка. Отличающаяся от «нормальной», как следует из названия, лишь отсутствием козырька и наличием лент.
Попытаемся начать… с начала.
В русской армии, со времени Петра I, солдаты носят треуголки и высокие шапки (у артиллеристов и гренадер), матросы — шляпы с полями «на голландский манер». Все это вполне практично. Поля флотской шляпы защищают от брызг, а высокая «гренадерка» без полей не мешает замаху гранатой.
Но то и другое еще не имеет отношения к фуражкам. Те были официально введены в нашей армии в 1811 году.
А еще раньше, в 1797 году, в войсках вводится новый головной убор, имеющий форму… колпака. Самого натурального: остроконечного, со свисающим кончиком. Почему именно такой, неизвестно.
Первоначально эти шапки-колпаки предназначаются для нестроевых частей — фуражиров. А также для использования солдатами-строевиками при выполнении хозяйственных (в т.ч. все тех же фуражных) работ. Шляпа и появившийся чуть позже кивер — не самые удобные головные уборы для выполнения грязной и тяжелой работы.
Форма этих вытянутых в высоту шапок напоминает шапки гренадеров. Гренадерская шапка, в отличие от треуголки, не мешала замаху и броску гранаты. Вероятно, и фуражная шапка предполагала возможность максимально свободных движений. Только шапка гренадера — жесткая и высокая, вполне вероятно, для защиты головы от ударов. Кстати, эту функцию выполняли и треуголка, и кивер. Нестроевая же «фуражирка» — мягкая, длинная и наполовину свисающая вниз.
К униформе военнослужащих тогда относились сравнительно свободно. Офицеры позволяли себе определенные вольности в покрое, приближающие уставную форму к требованиям моды. Или удобства. Вот и фуражная шапка постепенно укорачивается, лишается кисточки, превращаясь из колпака в упрощенное подобие кивера; иногда получает ремешок под подбородок и козырек.
Введенный в русской армии в начале XIX века кивер, защищая голову от сабельных ударов, был не самым удобным головным убором. Тем более в небоевой обстановке, когда защищать голову незачем. И с 1811 года фуражная шапка разрешается к ношению в строевых частях, вне строя и в походе. К этому времени она видоизменяется и представляет собой упрощенный кивер.
Так что появляется-то фуражка в результате эволюции фуражной шапки, сохраняя прежнее название, а форму заимствует скорее у кивера.
Носить фуражную шапку разрешается и нижним чинам вместо киверов, и офицерам вcех рангов вместо двууголок. Примерно такой берет-бескозырку носит Кутузов в одноименном фильме.
Кивер, шляпа и каска все это время используются в качестве парадного и строевого головного убора и в армии, и на флоте.
В 1830-х годах фуражку вместе с униформой «заимствуют» гражданские чиновники. Между прочим, чиновничья фуражка — с самого начала с козырьком. У военных и с козырьками было не так однозначно, и с самими фуражками. Ах да, еще в 1844 году для офицерских фуражек вводится кокарда единого образца.
На флоте офицерские фуражки появляются одновременно с армейскими, в 1812 году. Флотская офицерская фуражка — первоначально темно-зеленого цвета с козырьком. Черной она (как и матросская бескозырка) становится в 1884 году, с введением новой военно-морской формы.
Для матросов парадные фуражки с козырьком и кокардой вводят в дополнение к повседневной бескозырке в 1855-м.
А в 1857 году вместо фуражки вводится парадная шляпа. Зато впервые с лентой вокруг тульи. До этого никаких лент у военных моряков не было! Были они не на военной форме, а на традиционной средиземноморской рыбацкой одежде. Первоначально такими лентами подвязывали волосы, затем они перекочевали на шляпы.
«Гражданские» вышивали на этих лентах что угодно, от имен любимых женщин до девизов и молитв. Если же лента еще и подарена и вышита матерью, женой или подругой, она становится еще «сакральнее». (Не это ли отношение к ленте и, значит, к головному убору вообще перешло на трепетное отношение моряков к бескозырке?) Заодно концы ленты можно было подвязать под подбородком, чтобы шляпу не унесло ветром.
Лишь к 1872 году разрабатываются, а в 1874 году вводятся ленты с названием кораблей на флотских бескозырках.
Да, во всем этом есть некоторая путаница. Что поделать? Шли поиски лучшего варианта. Кивера, шляпы, каски, фуражки десятилетиями сосуществовали и в армии, и на флоте. И вероятно, не всегда изменения диктовались практической необходимостью.
Например, в 1830-х годах флотские вахтенные офицеры были одеты в кивера. На которые для защиты от воды надевались клеенчатые чехлы…
Объясняться это могло самыми разными причинами: модой, подражанием, практичностью, личными вкусами высшего руководства, стремлением сэкономить, желанием «погреть руки» на военном заказе. Нам ли не знать, сколь извилистыми путями может идти мысль российских чиновников?
Менялись фасоны головных уборов, менялись знаки отличия на них. С 1862 по 1872 год фуражки в армии вообще пытаются отменить, возвратив кивера. Как мы помним, на флоте в это время вводят шляпы.
И лишь реформа 1874 года окончательно закрепляет за армейскими всем нам знакомые фуражки. А за флотскими — более привычные им бескозырки.
Так что моряки со своими бескозырками не «выбиваются» из общего ряда. Наоборот, их можно назвать хранителями другой линии традиций.
Да и вообще, в армии такими вопросами задаваться не положено. А если голову занять нечем — учите уставы!
"Были они не на военной форме, а на традиционной средиземноморской рыбацкой одежде. Первоначально такими лентами подвязывали волосы, затем они перекочевали на шляпы...... Заодно концы ленты можно было подвязать под подбородком" -- Не совсем так. Лентами в 18 веке подвязывали косы, которые носили все мужчины. А британские моряки косы носили по пояс. После наполеоновских войн матросской вольнице приходит конец - начинает вводиться форма, внешний вид моряка становится более уставным. Косам пришёл конец, а ленты перекочевали на шляпы. Никакой практической функции они не несли - исключительно матросский шик. Под подбородком их никто не завязывал, во-первых, потому что для этого был придуман пару тысяч лет назад подбородочный шнурок (ремешок), а во-вторых, если посмотреть на изображения моряков 20-50 годов 19 века, то каким только макаром эти ленты ни повязывали - бантами, розетками, над левым ухом, спереди. Всё это должно было демонстрировать сухопутным свою особенность, а коллегам по цеху - свой статус.
0 Ответить
Никогда не нравились пилотки. У летчиков цвета неба, как то лучше смотрятся, а вот зеленые, это просто жуть.
0 Ответить
"войсках вводится новый головной убор, имеющий форму… колпака. Самого натурального: остроконечного, со свисающим кончиком. Почему именно такой, неизвестно....." ©
З_________________________________________________________________
Ну вообще то "шапка фуражира" при своём появлении, кроме основной очевидной функции (а именно - покрытия головы военнослужащего, без чего он как известно в русской армии и честь то толком отдать не может)), играла ещё одну немаловажную роль - ИЗМЕРИТЕЛЬНУЮ для сыпучих тел Не буду врать - не помню какой именно объём зерна для строевой коняки туда помещался - фунт или там бушель, но то что фуражир мог всегда с лёгкостью измерить сняв с головы свой колпак объём засыпаемого в кормушку для коняки казённого корма эт факт... ))
1 Ответить
Сергей Чамров, огромное спасибо! искал, искал - такой информации не встретил. если поделитесь ссылкой на источник - буду благодарен. интересно! спасибо еще раз.
з.ы. бушель вряд ли! бушель - большой, это какая ж шапка нужна??? )))
0 Ответить
Я думаю, и это не предел эволюции головного убора и сухопутных войск и матросов.Возможно в будущем головной убор будет выполнять куда больше функций и соответственно изменит свою форму, став техническим гаджетом.
0 Ответить
Придворный швец-орденоносец скоро испохабит всю форму, срубив на этом миллионы.
0 Ответить
Автор статьи к концу слегка запутался и так и не прояснил, почему во флоте именно матросы носят фуражки без козырька.
Дело в том, что козырёк в вооружённых силах России изначально был _привилегией_. Фуражки с козырьком полагались только офицерам, нестроевым чиновникам (иначе говоря, имеющим классный чин по Табели о рангах), а также старшим среди нижних чинов - фельдфебелям. Основная же солдатская и матросская масса всегда носила фуражки без козырька. И без каркаса, кстати: именно поэтому Кутузов предпочитал солдатскую, мягкую фуражку-бескозырку жёсткой офицерской (его дважды простреленная голова "не вписывалась" в твёрдый фуражечный каркас).
Именно как привилегия фуражки с козырьками были в своё время пожалованы солдатам двух драгунских полков, отличившихся в боях на Кавказе.
А потом наступил XX век, появилась полевая форма защитного цвета, и при этой форме всем полагалась фуражка с козырьком (в киверах в бой ходить стало невозможно, а бескозырка в бою оказалась менее удобной). При этом при повседневной форме (которую в годы Первой мировой войны уже практически никто не носил) фуражка нижних чинов осталась бескозыркой. А поскольку во флоте полевой формы за ненадобностью не было, не получили матросы и козырьков.
Ну и, наконец, случилась революция, после которой в Красной Армии понятие "парадная форма" вообще официально исчезло на двадцать. Так и остались армейские с козырьками, а флотские - без.
1 Ответить
Куроске Маккуро, Спасибо. Вопрос прояснили .
0 Ответить
Куроске Маккуро, спасибо, если так. мне казалось, находил иллюстрации с вполне себе нижними чинами - но в фуражках именно с козырьками. впрочем, уточню, поищу. спасибо!
0 Ответить
Я не знаю, почему носят (да и знать не очень-то и хочу), но то, что фуражка (от "фураж", корм для лошадей) - самый несуразный головной убор, эт точно.
Уши не греет, форму имеет нелепую, на голове, если не придерживать при помощи хлыстика, едва держится. С небольшим козырьком, который ни от солнца, ни от соленого ветра не защищает.
Глупая традиция, которой следуют.
Прям как евреи, или мусульмане, которые обрезают плоть и считают это чуть ли не священной необходимостью.
1 Ответить
Игорь Ткачев, Вы напрасно так разгорячились, для летней формы одежды, когда не надо заботиться о том как не отморозить уши - вполне ничего себе, глаза от дождя с ветром козырек защищает, а саму фуражку от намокания должна прорезиненная офицерская плащ-палатка защищать.
Фуражек за отцом я не донашивал (а на сборах и сначала и потом носил только пилотки, бо больших чинов не достиг), а вот его зимнюю куртку, его ушанку, его ботинки и даже его брюки(после того как в мастерской кант выпороли и под мои размеры подогнали) - отлично носил.
Причем куртка и ушанка - были общешкольным трендом(как сейчас бы назвали), мальчишки старших классов только в этом и ходили, это считалось крутым.
А его ботинки я потом носил и в универе и после, став инженером, в походах на овощебазу, в поездках в колхоз, им раза три наращивали старую подошву, а верх был неснашиваем. Сейчас где-то в кладовке на дне валяются - сносить их я так и не сумел.
3 Ответить
Игорь Вадимов, ваша ностальгия объясняет многое.
0 Ответить
И впрямь, идиотская традиция в армиях всего мира, Игорь Ткачев.
Все офицеры всего мира по какой-то "странной" традиции носят фуражки. Да и не только офицеры...
То ли они не сообразили, с кем им следует посоветоваться на тему формы одежды, то ли - есть в этих фуражках что-то полезное. Не то исторически, не то мы просто всей ее полезности не знаем.
Кстати, чтобы она держалась на голове в сильный ветер - там ремешок есть. Ослабил ремешок, опустил под подбородок - и не думай о ветре. У казаков так делать принято было.
1 Ответить
Игорь Вадимов, "принято" - ключевое. И "то ли, то ли".
Но по сути, какую функцию, кроме традиционной она несет, и как служит в практическом смысле, кроме декоративного, сами не знаете.
Это как бифитеры носят высоченные шапки из медвежьей шкуры, греческие часовые огромные помпоны на пантофлях и т.д. Традиция, не имеющая практического смысла и создающая неудобство.
И ваша позиция - раз носят, значит надо. Разумно-)
Вы - трационалист-конформист-)))
Когда со временем отпадает практическая необходимость и остается исключительно декоративная, традиционная, традиционалисты как клещами за нее держатся. Вопреки здравому смыслу.
ПС Я на службе какое-то время носил фуражку. Самый неудобный головной убор.
0 Ответить
Понимаю, Игорь Ткачев, миллионы нынешних офицеров по всему миру и сотни миллионов офицеров прошлого не обладают Вашей широтой и глуботой интеллекта.
А вот за трационалиста - можно и обидеться (кто передаст? Я передаст? Сами вы все передасты!!!)
...а какие конские хвосты были на шлемах у драгунов!!! Кр-р-р-расота - стр-р-р-рашная сила!
1 Ответить
Игорь Вадимов, миллионы всегда заблуждаются, к истине близки лишь единицы.
Ваш аргумент о правом большинстве - это контраргумент.
То, что красиво, не спорю. Также как и просто она неудобная и нефункциональна.
Но традиция - понимаю-)
Носите. Уговорили-)))
0 Ответить
Игорь Ткачев, есть разные виды формы одежды - полевая, рабочая, повседневная, выходная, парадная. Для каждого случая свой дресс-код. Если подходить исключительно с т.з. практичности, то военные носили бы картофельные мешки. На гражданке тоже для одних случаев есть спортивная одежда, для других - джинсы, для третьих - деловой костюм, для четвёртых - вечернее платье.
Сам бывший военный - моряк. Фуражку шил себе на заказ - сидела отлично на голове. Не представляю, как бы я вышел за пределы части в робе какой-нибудь (или в полевой форме, как это сейчас сплошь и рядом), а не в рубашке с галстуком и фуражке.
0 Ответить
Если учесть, что выбором формы занимаются дилетанты , всё становится на свои места. Да и вообще, работа по призванию - редкость. А статья интересная. Спасибо автору.
1 Ответить