Типичный пример — романтическая комедия Луиджи Коменчини «Хлеб, любовь и фантазия» (1953) с участием Витторио Де Сики и Джины Лоллобриджиды. Горячая смесь сексуальности и романтизма основывалась на традициях «комедии дель арте», или «комедии масок» — народного площадного театра, а также традициях древнеримского и древнегреческого театров.
Оба течения всегда являлись жизненно важной составляющей итальянских комедийных приемов, начиная с эпохи Ренессанса, и находили отражение в лучших произведениях таких авторов, как Николо Макиавелли и Джованни Боккаччо. В рассказах последнего сексуальное влечение, юность и человеческая натура вступали в бой с классовыми предрассудками. В самых ранних «комедиях по-итальянски» еще чувствовался резонирующий, терпкий привкус неореализма, однако к нему уже примешивались яркие оттенки комичности.
Формально «отцом-основателем» жанра комедии в итальянском кино можно по праву считать Марио Моничелли и его фильм «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» (1958). Эта лента представляет собой пародию на триллер «Мужские разборки» (1955) — историю неудачного ограбления, исполненную в стиле французского полицейского фильма. В своих «Злоумышленниках» Моничелли открыто издевается над фатализмом французов, предлагая зрителям рассказ о банде воришек-неудачников, решивших вскрыть сейф в лавке ростовщика.
Все «злоумышленники» в ленте напоминают своими повадками и поведением «шутов». В классической театральной «комедии дель арте» каждый клоун, шут или дзанни (zanni) может представлять конкретный регион Италии. Региональные стереотипы в «Злоумышленниках» отражают общие заблуждения и настроения жителей страны в эпоху массовой миграции населения в послевоенной Италии. Самым узнаваемым из этой когорты «клоунов» является персонаж с повадками Пульчинеллы — Данте Кручиани, неаполитанский медвежатник, блестяще сыгранный ветераном Тото.
Премьера «Злоумышленников» состоялась на пике итальянского киношного бума конца 50-х — начала 60-х годов, в эпоху, когда материальные блага стали доступнее и ближе. Забавно, что в период небывалого экономического подъема самый популярный жанр в местном кинематографе по-прежнему подпитывался архаичными идеями. Такое четкое следование традициям успокаивало на фоне масштабных перемен — растущего потребительства, миграции и повальной индустриализации.
Многие фильмы начала 60-х годов вторили сюжетам «комедии дель арте». Среди них лента Дино Ризи «Трудная жизнь» с Альберто Сорди, повествующая о журналисте, который забрасывает свои политические убеждения и ради семьи начинает «пахать» на богатого промышленника. Двумя годами позже тот же Ризи выпустил картину «Чудовища» (1963) с участием Уго Тоньяцци, Витторио Гассмана и Мишель Мерсье — сборник скетчей, коротких, смешных и грустных, зарисовок на злобу дня.
В большей или меньшей степени все комедии того периода были «заряжены» социальным подтекстом, однако некоторые картины буквально «фотографировали» действительность. Например, комедия «Горькая жизнь», главный герой которой — шахтер, уволенный с работы на юге Италии, отправляется на север, в Милан, чтобы разбомбить офис ненавистной ему компании. В итоге он становится частью нового экономического строя: устраивается рекламщиком в офис, бросает любовницу из Милана и перевозит своих родственников поближе к центру новой, успешной жизни.
Самой же характерной для того периода лентой можно считать комедию Дино Ризи «Обгон» (Il sorpasso, 1962). Внешне фильм представляет собой смесь роуд-муви и комедии положений на отдыхе, но по сути это сатирический фельетон, краткая экскурсия по новой Италии времен «экономического чуда». Некоторые критики язвили, что настоящей звездой «Обгона» является спортивный кабриолет, а отнюдь не его водитель, Бруно (Витторио Гассман), человек, отчаянно пытающийся вернуться в молодость, несмотря на неудачный брак и взрослую дочь.
Этот автомобиль — символ динамизма, сексуального раскрепощения и непредсказуемости социальных перемен той эпохи. У Бруно свои понятия о допустимой скорости и доступности женщин. Они несовместимы с нравственными ценностями наивного студента юридического колледжа Роберто (Жан-Луи Трентиньян). Для юноши дико и непонятно, почему наглость — второе счастье. Благодаря стараниям своего случайного знакомого, он будет втянут в двухдневное путешествие по Риму и Тоскане, где полностью осознает, что новой Италией правит молодость, скорость и потребительские инстинкты.
Одним из классических сюжетов «комедии дель арте» был рассказ об умной жене и дураке-муже. Эту тему блестяще развил в своих фильмах «Вчера, сегодня, завтра» (Leri, oggi, domani, 1963) и «Брак по-итальянски» (Matrimonio all’italiana, 1964) актер и режиссер Витторио Де Сика. Он же принял самое активное участие в создании капустника «Боккаччо 70» (1962), новеллы к которому также снимали Федерико Феллини, Марио Моничелли и Лукино Висконти. Заголовок картины — своеобразная дань уважения авторам вроде Джованни Бокаччо, чьи произведения спустя столетия продолжают вдохновлять.
Главным актером «комедий по-итальянски», великолепно вписавшимся в новый жанр, многие называют Альберто Сорди. Семнадцатилетний юноша начал свою карьеру в кино с появления в массовке в исторической постановке «Сципион Африканский» (1937). За шестьдесят лет работы в кинематографе Сорди снялся в 147 фильмах, включая такие известные киноленты, как «Белый шейх» (1952) и «Маменькины сынки» (1953) Федерико Феллини, «Последний суд» (1961) и «Бум» (1963) Витторио Де Сики, а также «Воздушные приключения» (1965).
Лучше всего актеру удавались образы итальянских мужчин, страдающих о том, «что скажут люди». В комедии режиссера Стено «Американец в Риме» (1954) Сорди спародировал типичные для американской нации представления о еде, одежде, технологиях. Благодаря ему каждый итальянец мог почувствовать себя сопричастным процессу, ибо Сорди своими ролями начисто смыл границу между традиционными масками «комедии дель арте» и современными профессиями. Кем он только ни был в своих фильмах — мастером каллиграфии, полицейским, преподавателем и доктором, и даже «простым» служащим министерства.
В комедии «Бум» (1963) режиссер Де Сика жестко пародирует новые потребительские отношения в итальянском обществе, когда герой Сорди, неудавшийся бизнесмен и подкаблучник, решает продать собственный глаз, чтобы рассчитаться с долгами и продолжать привычный образ жизни. Свой комический талант исполнитель также применил в набеге на клише мафиозных драм под названием «Мафиозо» (1962) и в милитаристской комедии Марио Моничелли «Большая война» (1959).
Итальянские комедии 60-х годов пытались исследовать и особенности юга Италии, культурно и географически выделяющегося на фоне других регионов. Например, в широко известной в СССР киноленте «Развод по-итальянски» (Divorzio all’italiana, 1961) режиссера Пьетро Джерми, а также в его же «Соблазненной и покинутой» (1963) с участием Стефании Сандрелли (серебряная премия в Каннах). Во всех этих фильмах авторы акцентировали внимание зрителей на резком контрасте между современной индустриальной культурой севера Италии и феодальными социальными и экономическими отношениями на юге.
В 60-х годах итальянцы по-прежнему пытались оценить последствия фашизма и Второй мировой войны, и кинематограф не стал исключением. Новые военные фильмы стали наследниками эпохи неореализма, которая, фактически, поставила данные сюжеты во главу угла. Однако спустя двадцать лет героические трагедии постепенно уступили место более ироничным и трагикомичным историям. Примером тому может служить комедия «Фашистский вожак», ставшая лидером итальянского проката 1961 года. Главную роль здесь исполнил Уго Тоньяцци. Его герой, бравый капрал Примо, является убежденным фашистом, однако именно ему, по иронии судьбы, придется сорвать покровы с лживой фашисткой риторики накануне падения режима Муссолини.
В числе других заметных лент, обращавшихся в те годы к военной тематике, можно вспомнить «Долгую ночь сорок третьего года» (1960) Ванчини, комедии «Ревущие годы» (1962) Дзампы и «Мой друг Бенито» (1962) Бьянки, а также забавную ленту Дино Ризи «Поход на Рим» (1962) и военную драму Луиджи Коменчини «Все по домам» (1960), в которой блистательно сыграл уже упомянутый нами Альберто Сорди. К слову, последний фильм был тепло принят на ежегодном Московском кинофестивале и удостоен Специальной золотой премии, после чего «Все по домам» вышла в широкий советский прокат.
от одних имен мурашки по коже, они реально наше все. шахтер бросающий миланскую любовницу улыбнул
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, итальянское кино - это нечто.
Комедии, заставляющие плакать.
И трагедии, на которых смеются (те же спагетти-вестерны - если их обдумывать).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за старое доброе итальянское кино. Мы все вышли из него, как другие - из гоголевской шинели.Тогда наш кинематограф объединил две великие кинодержавы в одну, и называл фильмы и актеров, занятых в них, "франко-итальянским кино".
0 Ответить
Наталия Нечухаева, ...Предлагаю представить экранизацию моих книг "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" и "Проза жизни"
Мне кажется, что такие синопсисы в свободной форме статей достаточны для запуска проекта фильмов в разных жанрах и разных по времени просмотра.... Желательно сразу с титрами на английском для американцев, на чей интерес я давно и тупо уповаю
0 Ответить