«Приключения Мюнхаузена» (1972−1974)
Например, над мультфильмом «Приключения Мюнхаузена» попеременно работало два режиссёра — Анатолий Солин и Натан Лернер. Один снял первую и четвёртую серии («Между крокодилом и львом» и «Чудесный остров»), а другой — вторую и третью («Меткий выстрел» и «Павлин»). То же можно сказать сказать и о композиторах. С Солиным работал Шандор Каллош, а с Лернером — Давид Кривицкий.
Единственными «постоянными величинами» сериала оставались Роман Сеф — сценарист и автор текстов песен, и Сергей Цейц, голосом которого говорил главный герой.
Мультик не стал простым переложением книги Э. Распе. Сюжетные линии оригинального произведения использовались и переплетались предельно вольно, но не менее остроумно. Надо сказать, что смена творческого коллектива на качестве и стиле мультфильма практически никак не отразилась. Все четыре серии обрели любовь зрителей, а фразы «Спой, птичка, не стыдись» и «Какой такой павлин-мавлин? Не видишь? Мы ку-у-усяем…» быстро ушли в народ.
Песни же из «Приключений Мюнхаузена» за рамки мультфильма так и не вышли. А жаль, мне они всегда очень нравились. Особенно те, что написал Каллош: боевая «Находчивость и храбрость», хулиганская «Песня пиратов» и хвастливая «Находчивей Мюнхаузена нет».
«Кот Леопольд» (1975−1987)
В отличие от «Приключений Мюнхаузена», у мультфильмов про кота Леопольда всегда был один режиссёр — Анатолий Резников. Однако судьба этой франшизы складывалась, ой, как непросто…
Идея мультфильма пришла Резникову в голову в 1973 году — под впечатлением от успеха сериала «Ну, погоди!». По его словам, ему «захотелось тоже сделать что-то весёлое и динамичное». Но если у Котёночкина противостояние хищника и жертвы выглядело логичным и традиционным, то Резников решил перевернуть всё с ног на голову.
«А что, если не кот будет охотиться за мышами, а мыши — за котом?» — подумал режиссёр и тут же кинулся искать подходящего сценариста. По иронии судьбы им стал один из авторов «Ну, погоди!» — Аркадий Хайт. Также интересно, что с Хайтом Резникова свёл композитор Борис Савельев, который сочинит всю музыку для будущего сериала.
Хайт идеей загорелся, и в 1975 году были сняты сразу два мультфильма — «Месть кота Леопольда» и «Леопольд и золотая рыбка».
Анатолий Резанов:
«Впервые в мультипликации появился интеллигентный кот, который может расправиться с мышами, но не хочет, как бы они ему ни пакостили. Но одного этого было недостаточно, нужна была идея. И я придумал ее: нет альтернативы миру. Мы очень долго размышляли над тем, как ее показать, и, наконец, появилась фраза „Ребята, давайте жить дружно!“. Она родилась из необходимости, а стала репризой фильма».
С другой стороны, не менее популярной стала и другая неизменная фраза сериала: «Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!» — которую выкрикивали мыши.
Тут надо сказать, что, хотя этот мультсериал мне в детстве очень нравился, сам образ Леопольда всегда вызывал раздражение. Конечно, к туповатым мышам-гопникам никакой симпатии у меня не было. Но и на блаженного толстозадого кота с интеллигентским бантом и вычурным именем равняться не хотелось.
Кстати, по словам режиссёра, имя Леопольд они позаимствовали у героя к-ф «Неуловимые мстители» — белогвардейского полковника Кудасова. Для мышей тоже придумали имена — Митя и Мотя, но они так и остались на бумаге.
Казалось бы, образ добродушного кота прекрасно отвечал тенденциям того времени. Советское правительство как раз подписало Хельсинкские соглашения о правах человека и проводило политику «разрядки напряжённости», а лозунг «За мир во всём мире» звучал из каждого утюга. Однако на худсовете мультяшного пацифиста не оценили, заявив, что это неправдоподобно — мол, таких котов не бывает.
В результате будущее франшизы оказалось под угрозой. Согласно устоявшейся версии, первый мультфильм вообще запретили (вплоть до 1981 года), а второй всё-таки показали в 1978 году. Что довольно странно — ведь «Месть кота Леопольда» — единственная серия, где герой проявляет кошачью агрессию (хотя всего на несколько минут и находясь под воздействием препарата «Озверин»).
Да и во втором мультике кот с мышами не особо церемонится — правда, на этот раз ему помогает Золотая Рыбка. Поневоле задумаешься над тем, что не будь мыши такими глупыми, а Леопольд столь удачливым, всё могло бы сложиться совсем иначе…
Хотя оба мультфильма были закончены в одном и том же году, их озвучивали разные актёры. Первым был Андрей Миронов, разговаривавший сразу и за кота, и за мышей (эта традиция сохранилась в дальнейшем). Однако, когда была готова вторая серия, актёр заболел и его подменил комический артист Геннадий Хазанов. Песня «Ласково жмурится солнце золотое» звучит именно в его исполнении.
Наступил 1981 год. О политике «разрядки» к тому времени можно было забыть. Советские войска уже введены в Афганистан, во главе Великобритании стоит недружелюбная Маргарет Тэтчер, а новый президент США Рональд Рейган открыто называет СССР «империей зла». И, тем не менее, именно в этом году франшизе про пацифиста Леопольда почему-то дают «зелёный свет». Серии начинают выходить регулярно и заметно отличаются от двух первых.
Во-первых, голосом сериала был выбран ещё один замечательный актёр — Александр Калягин. Во-вторых, приходит новый художник-постановщик — Вячеслав Назарук. Если раньше мультики про Леопольда снимались в технике аппликационных перекладок, то теперь стали полностью рисованные. Облик кота изменился не сильно, чего не скажешь о мышах. Они даже поменялись характерами (теперь главным заводилой стал белый мышонок).
Вячеслав Назарук:
«Первые две серии Леопольда делала художница Лейла Брюн. И в последующих фильмах мне пришлось придерживаться этого образа кота с бантиком и в тапочках. Первый фильм Лейлы назывался „Месть кота Леопольда“. Кот там был очень агрессивный, а мыши — зловредные. Я же смягчил ситуацию. У меня мыши стали шалунами. В жизни дети часто воспитываются с помощью насилия, их ругают, наказывают за непослушание. А этого делать нельзя. Вот я в „Леопольде“ и показал, как нужно воспитывать шаловливых детей на примере кота и мышат».
Неизменным остался творческий тандем Резникова и Хайта, а также композитор — вышеупомянутый Борис Савельев. Песни стали ещё жизнерадостнее и добрее.
Наиболее известными из них стали «Кручу педали, кручу» (из м-ф «Прогулка кота Леопольда» 1982), «Если добрый ты» (из м-ф «День рождения кота Леопольда» 1982) и «Неприятность эту мы переживем» (из м-ф «Лето кота Леопольда» 1983). Как правило, все тексты песен писал сам Аркадий Хайт. Исключением стала только песня «Если добрый ты», стихи к которой написал маститый Михаил Пляцковский.
«38 попугаев» (1976−1991)
«38 попугаев» — ещё один мультсериал, в котором участвовало несколько разных композиторов. Работа над ним шла довольно живо. С 1976 по 1979 год режиссёр Игорь Уфимцев умудрился снять целых восемь серий. Последние две серии выходили уже с большими паузами — в 1985-м и 1991-м. А начиналось всё так…
Иван Уфимцев:
«Однажды Григорий Остер, теперь классик, а тогда просто Гришка, притащил на студию „Союзмультфильм“ сказку „38 попугаев“. А там почему-то все нос от неё воротили. Сунули мне. Прочитал одну Фразу: „А куда ты ползёшь?“ — спросила Мартышка. „Сюда. Сюда ползу“, — проворчал Удав…» Казалось бы, ничего особенного, но она так мне понравилась! Просто обалдеть как! И я сделал фильм".
Сказка Остера чем-то напоминала «Винни Пуха» А. Милна. Она тоже во многом строилась на парадоксальных ситуациях (как заниматься зарядкой безногому удаву?), игре слов («открытие-закрытие») или буквальном их понимании («Передать привет»).
Как и в «Винни-Пухе», каждый герой имел свой ярко выраженный характер — как будто из учебника по психологии. Удав с голосом Василия Ливанова напоминал задумчивого флегматика, Обезьянка с голосом Надежды Румянцевой — гиперактивного ребёнка, Слонёнок с голосом Михаила Козакова — застенчивого «ботана», а Попугай имел все замашки трибуна-главаря (недаром мультипликатор Леонид Шварцман, разрабатывая его облик, представлял себе… Ленина).
Успех имели как мультики, так и песни. Если тексты к песням писал всё тот же Остер, то композиторов у сериала было аж три. Первый — Владимир Шаинский — написал для первой серии настоящий гимн детскому любопытству — «Ужасно интересно». Интересно, что здесь, как и в другой песне композитора — «Пусть бегут неуклюже», можно уловить нотки парадного марша.
К шестой серии Шаинского сменил не менее известный Геннадий Гладков. Ему принадлежала музыка к следующим трём сериям, где особенно выделялись песни «В себя поверить важно» и «Зарядка для хвоста».
В 9-й серии «Великое закрытие» с музыкой вообще заморачиваться не стали, использовав всё ту же «Ужасно интересно». Ну, а в последней 10-й серии композитором значился Алексей Шелыгин, однако ни песен, ни запоминающейся музыки здесь уже не было.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...