Наталья Белова Дебютант

В честь какого памятника была изготовлена медаль?

Знаете ли вы, что некоторые памятник имеют награды? Есть они и у знаменитого монумента Медный всадник (1766−1782), работы Этьена Мориса Фальконе. Его творение не просто увековечивает память царя-реформатора, но и является символом 18 столетия, эпохе великих преобразований.

Каждая деталь композиции имеет свою интересную историю. Так, фигура всадника создавалась в два этапа. Вначале Фальконе исполнил ее обнаженной. Это позволило скульптору точнее передать наиболее выразительные движения императора, правильно изобразить человеческую фигуру. И лишь когда сам образ был найден, статую «стали одевать».

Фальконе выбирал общий, вневременной характер костюма, в котором слились черты русского и античного одеяния. Такой наряд не бросается в глаза, он не отвлекает от главной идеи монумента.

Прекрасна и голова Петра. Фальконе долго не мог найти нужный образ, и тогда на помощь скульптору пришла его верная ученица Мари Анн Колло. Она создала портрет императора буквально за одну ночь. Портрет получился очень удачным, и Фальконе использовал его в работе, объявив Колло соавтором. Однако скульптор не механически скопировал работу своей помощницы. Он придал портрету большую обобщенность, лаконичность, подчинил его общему замыслу, сохранив при этом поэтичность и выразительность, так удачно найденную Мари.

Важной частью памятника является конь. Фальконе приказал возле своей мастерской построить помост с тем же наклоном, что и пьедестал будущего памятника. Лучшие всадники многократно вскакивали на него, поднимая коня на дыбы. Скульптор внимательно наблюдал за поведением животного, что помогло ему придать коню естественность и динамичность, показать его свободный неудержимый порыв. Кажется, что пред нами Россия, которую Петр также стремительно вывел на новый этап развития.

Однако огромная статуя, держащаяся всего на двух опорах, могла оказаться неустойчивой. И тогда Фальконе нашел удивительное решение, поместив змею у ног коня. Хвост животного слегка, словно случайно касается этой фигуры, образуя тем самым третью точку опоры. Но зрители практически не замечают этого. Для них змея — прежде всего символ зла, предрассудков, с которыми боролся Петр I, проводя свои грандиозные реформы. А чуть позже змея стала восприниматься иначе, как аллегория людских жертв, за счет которых проводились петровские преобразования.

Отдельная тема — пьедестал. Нужный камень обнаружил крестьянин Семен Григорьевич Вишняков в 12 верстах (12, 71 км) от Петербурга. Его перевозка потребовала немало усилий и технически смелых решений.

Для передвижения по суше были подготовлено два параллельных желоба, через которые на определенном расстоянии пропускались бронзовые шары. В свою очередь они покрывались вторыми желобами, на которые и помешалась решетка с камнем. Ее приводили в движении с помощью двух, а иногда и больше воротов (канатов), каждый из которых тянуло 32 человека. Так камень двигался 4 месяца.

Дальнейшей его путь лежал через Финский залив, по Неве. Для этого был построен специальный корабль. Он не имел парусов (в движение его приводили
дополнительные, приставленные к нему суда), а длина была в несколько раз больше ширины. Чтобы облегчить погрузку, судно затопили, воротами втащили на него камень, а затем, откачав воду, привели корабль в устойчивое состояние.

Эта трудная перевозка, сам памятник поразил современников. Недаром в ее честь была отлита медаль с гордой надписью: «Дерзновению подобно».

Обновлено 7.11.2007
Статья размещена на сайте 9.10.2007

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошая статья. Поставила 5

    Оценка статьи: 5

  • Вскочил Евгений; вспомнил живо
    Он прошлый ужас; торопливо
    Он встал; пошёл бродить, и вдруг
    Остановился, и вокруг
    Тихонько стал водить очами
    С боязнью дикой на лице.
    Он очутился под столбами
    Большого дома. На крыльце
    С подъятой лапой, как живые,
    Стояли львы сторожевые,
    И прямо в тёмной вышине
    Над ограждённою скалою
    Кумир с простёртою рукою
    Сидел на бронзовом коне.

    Евгений вздрогнул. Прояснились
    В нём страшно мысли. Он узнал
    И место, где потоп играл,
    Где волны хищные толпились,
    Бунтуя злобно вкруг него,
    И львов, и площадь, и того,
    Кто неподвижно возвышался
    В мраке медною главой,
    Того, чьей волей роковой
    Под морем город основался...
    Ужасен он в окрестной мгле!
    Какая дума на челе!
    Какая сила в нём сокрыта!
    А в сём коне какой огонь!
    Куда ты скачешь, гордый конь,
    И где опустишь ты копыта?
    О мощный властелин судьбы!
    Не так ли ты над самой бездной,
    На высоте уздой железной
    Россию поднял на дыбы?

    Оценка статьи: 5

  • меня заклинило уже на названии. вообще ничего не поняла по заголовку - какая медаль, какому памятнику? неудачно названа статья.

  • Интересная информация, но читать трудновато - статья не разбита на абзацы, да и пробелов между ними нет.

  • А еще хотелось бы фото статуи покрупнее в тексте. Можно? Я визуал и вряд ли найду по главному изображению все описанное

  • Я тоже "меддалем" была привлечена и обескуражена - даже включила "найти" - чтоб найти это таинственное "меддаль"
    Вообще же, даже если речь и о медали - хоть заголовок и эффектный, но неправильный. Не памятник получил медаль. А всего лишь в его честь памятная медаль была отлита. Эта традиция - выпуска памятных медалей - довольно широко распространена.

  • Опечатка в названии - читала, чтобы узнать её объяснение, заинтриговала. "Мёд дал" и "даль" в слове "медаль"

  • Интересная статья, но много ошибок, надо бы их исправить.