Евгений Жарков Грандмастер

Кого из современных писателей экранизируют чаще всего?

В предыдущей статье мы обсуждали, кого чаще всего экранизируют из писателей-классиков. Современным литераторам до достижений Шекспира, Диккенса и Конан Дойля, конечно, далеко, однако у них есть и свои преимущества.

Кадр из фильма «Кэрри», 1976 г. Фото: kinopoisk.ru
  • Во-первых, ныне живущие писатели могут сами поучаствовать в создании фильмов по своим книгам — в качестве сценаристов или консультантов.
  • Во-вторых, они, в отличие от Чехова, Стивенсона и прочих давно почивших авторов, могли высказать свое мнение по поводу очередной экранизации.
  • И, наконец, они и их потомки неплохо зарабатывают на продаже авторских прав.

Стивен Кинг

Стивен Кинг
Стивен Кинг
Фото: ru.wikipedia.org

Без сомнений, единственный современный автор, способный потягаться с классиками — это «Король ужасов» Стивен Кинг, самый экранизируемый писатель современности.

Доходило до смешного: некоторые творения Кинга становились фильмами раньше, чем книга поступала в продажу, а киношники в свое время выстраивались в очередь, чтобы получить право на экранизацию «свежего» романа. Сейчас, увы, Кинг уже не тот, однако конвейер не останавливается даже тогда, когда качество отдельного продукта ухудшается.

Первым, кому посчастливилось работать с материалом Кинга, стал режиссер Брайан Де Пальма, экранизировавший повесть «Кэрри». Это было так давно (1976 год), что фильм успел обзавестись ремейком («Телекинез», 2013). А затем киношники почувствовали «золотую жилу», и ленты по Кингу посыпались как из рога изобилия. В 1979 — 1 фильм, в 1982 — 2 картины, в 1983 — 5 полнометражных лент и один сериал и так далее. В среднем по 7−8 фильмов в год, и уже на ближайшее время запланировано порядка 30 экранизаций. Это при том, что Кинг уже не считается самым модным автором, а его популярность падает из года в год.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Сияние», 1980 г.
Фото: kinopoisk.ru
  • Среди самых известных картин, снятых по произведениям Кинга: «Сияние» Кубрика, «Мертвая зона» Кроненберга, «Останься со мной» Райнера, «Кладбище домашних животных», «Оно» (мини-сериал 1990 года и полнометражный фильм 2017), «Мизери» (Оскар Кэти Бейтс за лучшую женскую роль), «Мгла» Фрэнка Дарабонта.

Последний режиссер, что называется, чувствует Кинга каким-то шестым чувством, ибо только благодаря этому творческому симбиозу зритель получил два замечательных фильма — «Побег из Шоушенка» и «Зеленую милю». Именно эти две картины по данным Кинопоиска на начало 2019 года продолжают занимать 1 и 2 место в топе самых любимых фильмов пользователей сайта.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Побег из Шоушенка», 1994 г.
Фото: kinopoisk.ru

Сам Кинг частенько комментирует фильмы по своим книгам, иногда с позитивом, иногда критикует. Но после весьма неудачного режиссерского опыта сам больше не лезет в кинопроцесс, оставляя дело профессионалам.

Рэй Брэдбери

Писатель-фантаст Рэй Брэдбери скончался в июне 2012 года и успел застать самые значительные фильмы по своим книгам. Более того, в начале своей карьеры он сам работал киносценаристом, однако сегодняшнему зрителю названия «Это прибыло из космоса» и «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» вряд ли покажутся знакомыми. А вот «Моби Дик» Джона Хьюстона молодому сценаристу удался.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту», 1966 г.
Фото: kinopoisk.ru

Первой и, пожалуй, самой известной экранизацией Брэдбери можно считать «451 по Фаренгейту» (1966) Франсуа Трюффо. Француз настолько высоко оценил антиутопию, что отбросил все остальные проекты. В 1980-м Майкл Андерсон превратил в мини-сериал «Марсианские хроники», а в 1983-м увидела свет лента «И что-то страшное грядет».

Однако немного тяжеловесный стиль и тяга к научной фантастике всё-таки не позволили Брэдбери стать широко экранизируемым автором в эпоху засилья комиксов и «легкого чтива».

Дональд Уэстлейк

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Сделано в США», 1966 г.
Фото: kinopoisk.ru

Еще один автор, не доживший до наших дней, но успевший насладиться лаврами. Дональда Уэстлейка не стало в 2008-м, однако за длительный период творчества он смог поработать со многими известными режиссерами. Например, с Жаном-Люком Годаром — француз одним из первых взял в работу роман «В зловещей тиши Сагамора» и снял фильм «Сделано в США». За Годаром последовали Джон Бурмен, Питер Йетс, Ив Робер.

Будем честны, кинематографическое наследие Уэстлейка не отличается мощным качеством: на один достойный фильм приходится 5−6 откровенно коммерческих поделок (хуже ситуация только у Кинга). И если уж и рекомендовать что-то к просмотру, то это «Расплата» с Мэлом Гибсоном, «Кидалы» Стивена Фрирза (номинация на Оскар) и «Паркер» с участием Джейсона Стэйтэма — покамест последний фильм по произведениям Уэстлейка.

Теннесси Уильямс

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Трамвай „Желание“», 1951 г.
Фото: kinopoisk.ru

Американский драматург и прозаик, лауреат Пулитцеровской премии, Теннесси Уильямс часто и с удовольствием писал для кино и театра, поэтому отделить его творчество писательское от киношного — довольно сложно. Его пьесы высоко котировались и первая экранизация вышла на экраны в 1950-м — «Стеклянный зверинец». А годом позже Элиа Казан показал всему миру как именно надо адаптировать Уильямса: «Трамвай «Желание» с Марлоном Брандо и Вивьен Ли в главных ролях получил 8 номинаций на Оскара.

Еще три мощных фильма по пьесам автора последовали в конце 50-х: «Куколка», «Кошка на раскаленной крыше» (еще 6 номинаций) и «Внезапно, прошлым летом». В 60-х фильмы по Уильямсу неизменно пользовались успехом у критиков — это и «Ночь игуаны» Хьюстона, и «Сладкоголосая птица юности» Брукса, и «На слом!» Поллака.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Кошка на раскаленной крыше», 1958 г.
Фото: kinopoisk.ru

Но уже десятилетием позже писатель резко вышел из моды и количество фильмов упало на порядок, а нынешнему поколению уже ничего не остается, как пытаться переосмыслить творчество Уильямса на новый лад.

Майкл Крайтон

Из всех уже упомянутых современных авторов Майкл Крайтон, пожалуй, самый коммерчески успешный. По крайней мере, в абсолютных цифрах, так как только экранизации Спилбергом его романов «Парк Юрского периода» и «Затерянный мир» (оба написаны, несомненно, с оглядкой на Герберта Уэллса) заработали в прокате более 1,7 миллиарда долларов.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Парк Юрского периода», 1993 г.
Фото: kinopoisk.ru

Однако Крайтон всегда был «жанровым» современным писателем, тонко чувствующим конъюнктуру рынка, поэтому фильмы по его книгам и сценариям приносили прибыль, но не награды и премии кинофорумов. Любимый жанр Крайтона — научная фантастика, щедро сдобренная элементами триллера и приключенческого фильма, а это, что ни говори, самые кассовые направления кинематографа.

Филип К. Дик

Филип К. Дик, как и Рэй Брэдбери, творил в жанре научной фантастики, но, что называется, был «ближе к народу», поэтому его произведения чаще находили отклик у аудитории. Однако режиссеры предпочитали нещадно резать его сюжеты, выбирая из них более «кинематографичные». Вот почему книги и фильмы Дика — это «две большие разницы».

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию», 1982 г.
Фото: kinopoisk.ru

И, возможно, именно это стало причиной того, что экранизации Филипа К. Дика — это настоящая классика жанра. Сюда входит «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Вспомнить всё» Пола Верховена, «Крикуны» Кристиана Дюге и «Особое мнение» Стивена Спилберга.

Сидни Шелдон

Шелдон поздно стал писателем, первые несколько десятилетий он писал сценарии, в том числе для телевизионных сериалов, чем и прославился на родине. Работая в жанре «остросюжетного чтива с примесью мелодрамы», этот автор стал синонимом слова «бестселлер», так как романы Шелдона расходились среди самой читающей аудитории Америки — домохозяек.

Кадр из сериала
Кадр из сериала «Если наступит завтра», 1986 г.
Фото: kinopoisk.ru

Его самая знаменитая работа — сериал «Если наступит завтра» — в полной мере характеризует творчество в целом, поэтому неудивительно, что среди экранизаций Шелдона мало по-настоящему знаковых кинофильмов. Исключение — тому подтверждение: Оскар за лучший оригинальный сценарий («Холостяк и девчонка») писатель получил в самом начале своей творческой деятельности, в далеком 1947 году.

Джон Гришэм

Один из немногих авторов, доживших до сегодняшнего дня. Гришэм — в прошлом адвокат, что определило генеральную линию его творчества. Так называемые «юридические триллеры» по романам Гришэма были невероятно популярны в последнее десятилетие прошлого века, в экранизациях снимались ведущие актеры Голливуда: Том Круз, Дензел Вашингтон, Джулия Робертс, Томми Ли Джонс, Сандра Буллок, Мэтт Дэймон, Джин Хэкмен и Джон Кьюсак.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Время убивать», 1996 г.
Фото: kinopoisk.ru

Однако мода на творчество писателя довольно быстро пошла на убыль, и последний крупный проект — это «Вердикт за деньги» 2003 года. Но благодаря таким лентам, как «Фирма», «Время убивать» и «Клиент», Гришэм заработал себе имя в Голливуде. Что, впрочем, сейчас ему греет только самолюбие.

Вы не могли не заметить, что в списке нет российских авторов. Увы, современная отечественная проза — это далеко не Чехов с Достоевским. Редкая книга становится объектом пристального внимания киношников, большая часть творений уходит прямиком на ТВ, становясь основой для сомнительных по качеству мини-сериалов: Донцова, Устинова, Маринина.

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Ночной дозор», 2004 г.
Фото: kinopoisk.ru

Тем не менее есть и у нас авторы, чьи книги экранизируются, и весьма успешно.

  • Это Мария Семенова («Волкодав»), Сергей Лукьяненко («Ночной дозор», «Дневной дозор»), Виктор Пелевин («Generation П»), Борис Акунин («Турецкий гамбит», «Азазель») и прочие.

Но о каких-то масштабах говорить здесь не приходится, в кино появляются единичные романы и рассказы.

Статья опубликована в выпуске 20.01.2019
Обновлено 28.04.2019

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: