Одна часть города была по-прежнему «восточной», здесь строго придерживались традиций ислама. На страже этих традиций, как немые свидетели прошлого, стояли минареты, мечети и Топкапы (старинный дворец турецкого султана), помнившие ещё о тех временах, когда только от одного имени Османских правителей содрогались народы Европы, Азии и даже Северной Африки.
Вторая часть Стамбула была «западной», в этой части города жили те, кто тяготел к новой культуре и не хотел мириться с устарелыми обычаями и традициями. Именно здесь и поселились русские эмигранты первой волны, которые вынуждены были покинуть своё Отечество, разрываемое на части Гражданской войной в России.
Невольные изгнанники своей Родины жили по-разному. Многие из них, потеряв всё своё имущество и денежные средства, спасались от многочисленных банд, рыскавших как волки на дорогах Гражданской войны в поисках беженцев и их имущества. Прибыв в Турцию из Крыма с эскадрой Врангеля, эти беженцы вынуждены были жить только с помощью денег общественных благотворительных фондов.
Но не все русские эмигранты бедствовали, среди них было много и тех, кто смог вывезти из России фамильные драгоценности и деньги. Эти люди открывали магазины, рестораны, театры, где выступали многие русские актёры, эмигрировавшие из России в Турцию.
Очень скоро ностальгия охватила всю русскую эмигрантскую общину: здесь, на чужбине, становятся популярны русские романсы, возникает так называемый «белогвардейский романс», где с гнетущей и неподдельной тоской о покинутой Родине вспоминаются русские берёзы, брошенные имения, дороги Гражданской и те времена, когда существовала мирная и сытая жизнь.
Уже в конце 20-х годов прошлого столетия для русских эмигрантов настают неспокойные времена, наступление на их хрупкий мир идёт двух сторон.
С одной стороны это будет Родина, ведь после смещения турецкого султана новое правительство заключило с Советской Россией договор, согласно одному из пунктов этого договора все русские белоэмигранты должны покинуть Турцию.
Другая недовольная сторона — это мусульмане Стамбула. Их оскорбляло то, что русские эмигрантки стали носить укороченные платья, маленькие шляпки, совсем лишённые вуалей и больших полей. Мусульманские женщины возмущены: русские дамы ходят в неподобающем виде, а мужья турчанок то и дело заходят в русский квартал.
Но и это ещё не всё: эмигрантки из России оказались весьма предприимчивыми, они придумали проводить лотереи. Это очень не понравилось турецкому правительству, которое проводило лотереи крайне редко и все деньги отправляло на благотворительность и нужды государства, а русские авантюристки на продаже этих лотерей занимались лишь собственным обогащением.
В результате всего этого русская община вынуждена была переселиться в Европу. Многие уезжали в Париж, где русские модели — а это бывшие княжны и графини — становятся законодательницами новой моды, они произведут фурор в парижском обществе. В 20-х годах в моду войдёт короткая стрижка. Сначала это было связано с тем, что во время Великой депрессии свирепствовали эпидемии, главными переносчиками сыпного и брюшного тифа были вши. Средства гигиены для многих русских эмигрантов, а особенно тех, кто жил в лагерях беженцев, были недоступны, поэтому барышни вынуждены были состригать свои прекрасные локоны.
Имелись и преимущества этой женской причёски: короткие волосы не требовали постоянной укладки, которая в те времена была весьма жесткая и портила волосы; русские аристократки с короткими стрижками при минимуме ухода выглядели очень естественно и, на удивление, ухоженно. Вслед за русскими женщинами эту моду перенимают и аристократки всей Европы.
Так русские эмигрантки, сами того не желая, положили начало новой модной тенденции всего ХХ века — минимализму.
А начиналось всё очень прозаично: бедность и нищета аристократии в эмиграции заставили русских женщин стать очень предприимчивыми. Из когда-то роскошных, но со временем порядком обветшавших нарядов дамы конструировали неожиданные и настоящие шедевры. Юбки у платьев смело укорачивались, а широкополые шляпки неожиданно превращались в маленькие и весьма кокетливые.
Первыми настоящими манекенщицами в Париже стали именно выходцы из русской эмиграции. Утонченные и воспитанные дворянки внесли особый шарм в показ нарядов: теперь женщина не была неподвижным манекеном — новые модели одежды показывались в движении, девушки дефилировали по подиуму. И Париж встречал овациями этих новых див моды.
Гражданская война порождает озверение с обоих сторон.
Одни оправдывали Это Присягой угнетенному народу, вторые - Присягой исконной России.
НО - метро "Войковская" и прах Героя? Революции Р. Землячки в Кремлевской стене - как-то
не очень...
А сколько гениальных российских ученых, изобретателей,литераторов, философов покинули Советскую Россию, принося славу иным странам!
Хорошая статья.
1 Ответить
Василий Россихин, а что такого почетного быть сожженным и захороненным в стенке? Ну, если отбросить коммунистические уговоры, что в стенке - ужасно почетно.
Землячка успела сама умереть. А ее подельников Зиновьева и Каменева Сталин расстрелял - и сейчас их за жертв Сталина считают.
Да, был ужас Гражданской, когда брат на брата, а сын на отца. Но это было 100 лет назад.
Да, жалко тех, кто с Врангелем успел удрать, на стамбульщине было худо.
А никто не попробовал прикинуть - что бы осталось от России, если бы они победили? Когда они за военную помощь союзничков успели практически ВСЮ Россию им продать?
И как бы вернувшиеся помещички стали крестьянское быдло снова с конюшни, в стойла загонять?
Вы не читали, сколько крови пролилось в польских восточных кресах и в самом начале их оккупации и все время до 1939 года - и как в 1939 году поляки требовали РККА их спасти от их бывших холопов - чтобы их всех на ленточки не порезали, обожавшие их холопы.
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Эх...
Вот пожалел бы бедненьких...
И про зверства большевиков в Крыму весьма наслышан.
Но, увы, знаю и про зверства Юденича в в "освобожденных от большевизма" городах,
и про зверства колчаковцев, из-за которых вся Сибирь в леса ушла - убивать беляков,
и про зверства Деникина и в Орле и в других "освобожденных" им городах.
И про карательный антипартизанский русский корпус в Югославии во Вторую Мировую - более 100.000 русских офицеров замарали свою форму и сами замарались.
А все равно - жалко. И не в царицы Елисейских полей русские аристократки переквалифицировались, а в основном в проституток.
Оценка статьи: 4
2 Ответить
Игорь Вадимов, проститутками стали те кто не смог выдержать бедноты и нищеты,те кто ставил материальные блага выше своей культуры и души. Но поведение человека не зависит от его происхождения, оно зависит от силы души и воспитанности. Многое из бывших бывших белых эмигрантов сражались в сопротивлении, по Оболенцеву слышали? Гражданская война -это великая бойня, зверства были с обеих сторон. Но именно начало Великой Отечественной войны, она была Отечественной для всех, кто любил родину больше жизни. Именно эта война и показала истинную душу человека.
0 Ответить
Татьяна Суворова, Вы абсолютно правы, была княжна.
Много что было.
Были лондонские и парижские таксисты. И часть из них действительно пошла в маки.
Были офицеры, уехавшие в Южную Америку и составившие ядро чьей-то там армии.
Были Рахманинов и Сикорский в США.
Был Российский Фашистский Союз(РФС) в Манчжурии, были Краснов и Шкуро(повешенные после войны), был русский антипартизанский корпус на Балканах - в строю несколько лет было 100.000 бывших врангелевских офицеров. А ведь воевали, потери несли - и новых сразу же рекрутировали.
А факт про проституток упомянул, когда прочитал какие княжны-эмигрантки были высокообразованные, что стали создателями французской моды.
Для моды у французов всегда своих модельеров хватало.
А девушки, при царе имевшие все и немного больше, после эмиграции потеряли все. А когда жить не на что, а умений нет, одно громкое(в РИ) имя, неизвестное никому из местных, то надо или работать, или...
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Так вот кто создал, оказывается, минимализм 20 века!
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Игорь Вадимов, самая жестокая и постыдная страница в истории Франции, когда при оккупации парижские таксисты, многие из которых были и белые эмигранты согласились за деньги отвести , ничего не подозревающих евреев, на вокзал Парижа, загрузить вагоны тоже помогала французская жандармерия. А затем еврееи были отправлены к концлагеря, это очень не хочется вспоминать. Но, когда я работала на циклом про Минаша, я нашла эту информацию.
0 Ответить