• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Григорий Шарапа Мастер

Уильям Гибсон: меняют ли технологии людей?

До информационной эпохи проблемы прямого взаимодействия человека и компьютера были интересны ограниченному кругу. Сейчас это уже не фантастика, а инженерная задача. Писатель-фантаст Уильям Гибсон в рассказе «Поединок» (1985, в соавторстве с Майклом Суэнвиком) исследует социальные и психологические последствия соединения сознания человека с компьютером, опередив ученых.

Фото: Depositphotos

Этот «непримечательный» рассказ также вошел в сборник «Сожжение Хром» (1986), состоящий из 10 рассказов. Среди них есть «основные» произведения: дебютный рассказ «Осколки голографической розы» (1977) и рассказы «Сожжение Хром» (1982), по нему и назван сборник, «Отель «Новая Роза» (1981), «Джонни-мнемоник» (1981), по последним двум были сняты кинофильмы.

Отдельные рассказы из сборника вообще нельзя назвать киберпанком, так как автор пробовал себя в разных жанрах — например, «Континуум Гернсбека» (1981).

«Поединок» и «Зимний рынок» (о нем в другой раз) находятся в тени более известных произведений, однако тоже достойны внимания.

Тема «Поединка» — соединение сознания человека с компьютером. Это одна из базовых киберпанковских тем, можно сказать, «азбука» киберпанка. Вообще мы видим «обкатку» технологий во всех ранних рассказах Гибсона, так как в романах писатель поднимает более сложные проблемы. (Оба рассказа написаны в 1985 году, а цикл «Киберпространство» начат уже в 1984 году.)

В рассказе «Поединок» показано подключение человеческого мозга к компьютерному интерфейсу на примере рефлексов военных летчиков. Один из персонажей, бывший летчик и ветеран, развлекается модным уличным спортом — управлением моделями самолетов, точнее их голограммами, и имитацией боя. Собственно, это единственная его радость в жизни, так как он прикован к инвалидной коляске.

Связь человека и машины «впечатывается» в сознание ветерана войны и уже не может быть «выключена». Стресс, который герой пережил на войне, конечно, усиливает этот эффект.

При этом герой романа «Граф ноль» (1986), «вольный наемник» Тернер, уже легко подключается к «мозгу» истребителя.

«Тернер подался вперед, ощущая сея самолетом, да и, по сути, став им — чувствуя, как перестраивается под ним в стартовую позицию гибкая посадочная рама, как мягко гудят сервоприводы, закрывая фонарь кабины».

В рассказе есть еще один герой — бывший заключенный, а теперь просто бродяга, который ищет хоть какую-то работу во Флориде. Он пересекается с местным «клубом авиаторов». Также он знакомится с девушкой-студенткой, которая разбирается в IT-технологиях и помогает ему стать классным «пилотом». Фоном происходящего служит захолустный городок.

В простом сюжете рассказа мы видим переход от старого к высокотехнологичному миру. Технологии уже живут рядом с героями, даже становясь их частью, как в случае с бывшим летчиком. Она помогает ему жить. Другому герою она помогает заработать деньги, но ценой победы над летчиком-ветераном. Само название «Поединок» отражает суть применения технологий будущего. Они становятся инструментом в борьбе людей, а те остаются все такими же, как и раньше.

Технологии уже живут рядом с героями, становясь их частью
Технологии уже живут рядом с героями, становясь их частью
Фото: Depositphotos

Не знаю, случайно ли был выбран такой сюжет — с «боями на авиамоделях». Просто получается, что пока «сражение» ведется в «игрушечном пространстве». При этом финал рассказа оказался, в общем-то, драматический. Но в следующих произведениях автора «ставки» значительно вырастут.

Статья опубликована в выпуске 22.03.2019
Обновлено 28.07.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: