Юрий Москаленко Грандмастер

Правда ли, что первые советские баллистические ракеты были «немецкими»?

18 октября 1947 года, 60 лет назад, с полигона Капустин Яр был произведен первый в истории СССР запуск баллистической ракеты дальнего действия. Изделие «Т», как его назвали конструкторы, пролетело 206,7 км, но точностью стрельба не отличалась: ракета отклонилась на 30 км влево от заданного направления. И второй запуск, на этот раз изделия «Н», был тоже неудачным. Но даже отрицательный результат несет в себе положительный заряд: конструктор Сергей Королев лишний раз убедился, в чем плюсы и минусы данных ракет, и сразу же после этих двух запусков приступил к созданию первой отечественной ракеты Р-1, которая взлетела с того же полигона почти год спустя, 10 октября.

Впрочем, в моих устах описание этого события звучит несколько суховато, на самом деле это было потрясающее зрелище. А потому лучше привести рассказ одного из очевидцев: «Люди словно остолбенели, пораженные мощью огненной струи. Шквал грома и огня! Непривычность новых ощущений от раздирающего воздух звука работающего двигателя, слепящего пламени, густых клубов дыма и пыли от газовой струи — все это никто никогда не видел и не мог предположить, что такое может быть! Чувствовалась мощь и непокорность!».

Об испытаниях ракеты тут же было доложено руководителям страны. И тайна «полишинеля» скоро перестала быть тайной: по Москве даже люди сведущие в ракетостроении ничуть не больше, чем крот в глобусе Земли, горячо обсуждали новость и были уверены, что неудача произошла только из-за того, что ракета строилась из немецких деталей.

Да что там детали! На опытном заводе НИИ-88 в Подлипках не скрывали: им была поставлена задача «собрать» первую советскую баллистическую ракету из 10 ФАУ-2. И в этом не было ничего предосудительного — в стремлении обогнать США все средства были хороши. Кстати, американцы в Германии оказались в выгодном положении: они захватили главного конструктора и разработчика немецкой ракетной техники Вернера фон Брауна и вместе с ним порядка 700 основных немецких специалистов, а русские успели «прихватить» только тех, кто не успел удрать. Чаще всего это были инженеры, как любят говорить в театре, «второго плана». Но наши гениальные конструкторы ни в чем немцам не уступали.

Кстати, сейчас в это трудно поверить, но почти всю войну будущий «командор» космической эры Сергей Павлович Королев провел в заключении. 27 сентября 1938 года он был осужден на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях строгого режима, и отправлен на Колыму. Правда, здравомыслие возобладало, и Королев был направлен в конструкторское бюро, продолжая оставаться зэком. И только 27 июля 1944 года его досрочно освободили.

А в конце сентября 1945 года Сергей Павлович был отправлен в Германию на один из заводов, выпускавших ФАУ-2. На его базе и был создан институт, в котором трудились несколько сотен советских специалистов и около тысячи немецких, которых собрали со всей Германии и перетащили из американской зоны оккупации. Кстати, еще в 1944 году в СССР были созданы инженерные бригады из специалистов авиационной промышленности, которым срочно присвоили офицерские звания и отправили в Германию, чтобы вместе с наступающими войсками обеспечить захват, сохранение и охрану от разрушения немецкой ракетной техники.

Сегодня уже не секрет, что первая ракета не только была собрана из немецких ракет, но и на территории Германии. А в Подлипках она только «доводилась до ума». Но в том-то мы и отличаемся от американцев — умением собрать чудо практически из ничего. Американцы, захватив у немцев порядка 100 ракет ФАУ-2, «доводили» их дольше, а у нас уже в 1948 году была собрана ракета на своих материалах. В частности, двигатель был уже не немецкий, а наш — ЖРД РД-100, изготовленный в ОКБ-456 под руководством Валентина Глушко.

А всего на полигоне прошло 10 испытаний баллистической ракеты дальнего действия. За это время была достигнута высота 86 км и дальность 274 км, заметно подкорректирована точность. А главное, Сергей Павлович Королев на практике убедился в том, что необходимо сделать для того, чтобы ракета была «живучей».

Чуть позже начались испытания с животными. 22 июля 1951 года была запущена первая геофизическая ракета В-1 В с собаками на борту на высоту 101 км. Первыми пассажирами стали Дезик и Цыган. В дальнейшем высоты подъема животных доходили до 512 км. Всего на полигоне Капустин Яр на суборбитальные высоты поднималось 48 собак, многие из них — по два-три раза, а собака Отважная — четыре.

И лишь после этого наступила «эпоха» Белки и Стрелки. А там и до эпохи Юрия Гагарина было рукой подать.

Остается добавить, что всего лишь через 10 лет после первого испытания баллистической ракеты (это очень короткий срок) с четвертого запуска межконтинентальная баллистическая ракета, созданная Королевым, пролетела 8 тысяч километров, неся в себе ядерный заряд, эквивалентный 3,5 млн тонн (на Хиросиму была сброшена бомба в 20 килотонн). А уже 27 августа ТАСС был уполномочен заявить, что в СССР создана межконтинентальная ракета, способная поразить любую точку земного шара.

Но это уже другая история…

Обновлено 17.10.2007
Статья размещена на сайте 11.10.2007

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • первый раз это услышал! но очень познавательно!

    Оценка статьи: 5

  • Мой дед служил в Капъяре, потом отец, я выросла там... В честь первого запуска есть памятная доска, где перечислены все участники этого события, как много там дорогих имен, друзей дедушки... Они все очень рано ушли из жизни...Там же имя отца Александра Кабакова, нашего известного писателя, который учился с мамой в одной школе...
    Еще раз спасибо Вам за эту статью.

  • 3,5 млн тонн (на Хиросиму была сброшена бомба в 20 килотонн
    Лучше бы написали "3,5 мегатонн" или "20 тыс тонн", а то в разной размерности плохо воспринимается. Да и про тротил забыли, эквивалентом чего это измеряется. А то несведущему читателю подумается, что речь о массе ракеты идет...

    А так довольно интересно написано.

  • Весьма занимательно. А вот у меня есть хороший знакомый, отец девушки, с которой я встречаюсь - академик Валентин Анатольевич Белоконь. Я ему Вашу статью покажу, а потом передам Вам его оценку...

    • Спасибо, Денис!
      Вот только будет ли академику интересна наша ШЖ. Он сам кого хошь научит. С другой стороны, я, как "авиатор", всегда с удовольствием читаю про авиацию.

      Оценка статьи: 5

  • Ичень интересно,тем более, что приходилось заниматься ракетной тематикой, но этого не знал. Рань же считалось, что мы самые гениальные и все достигаем сами - и расщепление атома, и ракеты.

    Еще хочется склонить голову перед немецкими учеными тех лет - технологии, химия, оптика и т.д. - везде были первыми. Другое дело - применение всего этого......

  • Любопытно и интересно. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Хе. Естественно правда. Было бы глупо упустить возможность собрать из трофеев хотя бы одну ракету, хотя бы для того чтобы понять как оно вообще летает.
    Это и было доказано статьей. Большое спасибо за интересное чтение.

    • Вообще-то советские ракеты существовали и до этого, ЕМНИП.
      Только именно баллистических такого класса не было, но "как оно вообще летает", наши конструкторы представляли.

      • Да, смотрели фильм "Укрощение огня". Только, мне кажется, китайцы еще лучше представляли, как оно вообще летает.

        Речь же об масштабах и промышленном исполнении, т.е. технологии производства. Это задача на несколько (десятков?) порядков сложнее.

  • Спасибо за статью. Очень познавательно!

  • Интересная статья, тем более, что только в последнее время стали известны многие подробности создания наших баллистических ракет. 5.

    Оценка статьи: 5