Данная песня продемонстрировала не только завидные вокальные качества певицы (за что её прозвали «королевой соула»), но и её творческий подход к материалу. Именно благодаря Франклин, «Respect» стал восприниматься как гимн феминизма, и даже чуть ли не как призыв к борьбе за права чернокожих. Недаром вскоре после выхода песни Мартин Лютер Кинг собственноручно вручил певице награду за её вклад в правозащитное движение.
А ведь поначалу смысл, заложенный в «Respect», было прямо-таки противоположным. Ведь сочинил и впервые записал эту песню мужчина — ещё один классик музыки соул по имени Отис Реддинг. Собственно, и пелась она от лица мужика, который приходит с работы уставшим, а жена, судя по всему, то ли мозги ему полоскает, то ли в ласке отказывает.
Пишут, что источником вдохновения послужили дрязги в семье самого Реддинга. Однажды после тяжёлого турне певец излил душу барабанщику, а тот сказал: «Ты всё время в дороге. Поэтому, приходя домой, ты заслуживаешь хотя бы чуточку уважения». Так на свет родились строчки:
Эй, девчонка, ты слаще меда,
И я отдаю тебе все деньги,
Но всё, что я прошу взамен —
Немного уважения, когда я прихожу домой…
Песня получилась вполне в духе Реддинга — музыкально несложной, но при этом очень драйвовой. Сначала он планировал отдать песню другому исполнителю по имени Speedo Sims, но результат записи ему не понравился. В результате Реддинг записал «Respect» сам, и в 1965 году его сингл попал на 35-е место американского чарта.
Казалось бы, песня вполне состоялась. Да и сам автор считал её одной из своих самых удачных и любимых. Однако через два года Арета Франклин записала свою версию «Respect», которая полностью затмила оригинал и уже сама стала образцом для последующих каверов. Не случайно, выступая в 1967 году на Монтерейском фестивале, Реддингу пришлось напомнить, что сейчас он исполнит песню, которую у него «похитила девчонка».
Надо сказать, что версия Франклин затмила оригинал вполне заслуженно. Певица огранила «сырую» и «дикую» песню Реддинга, как ювелир — алмаз. Автор одной англоязычной статьи даже написал:
Я уверен, что в то время некоторые люди даже не осознавали, что эти две записи были одной и той же песней.
Во-первых, Арета сделала аранжировку роскошнее и изысканнее (да ещё и сама сыграла на ф-но). Она ввела в песню женский хор, а бэк-вокалистками выступили её сёстры — Кэролин и Эрма. Там, где у Реддинга играют духовые, мы слышим хоровое «just a little bit» («просто немножечко (уважения)»).
Также в песню были добавлены припев (где хор пропевал слово «Respect» по буквам — «R-E-S-P-E-C-T») и дополнительные строчки. Например, «sock it to me» — «дай это мне». Судя по всему, данная фраза имеет в оригинале гораздо больше оттенков — недаром кое-кто подозревал, что здесь есть скрытый сексуальный подтекст. Сама певица это отрицала, утверждая, что просто взяла клише, расхожее в среде домохозяек.
То же касается и другой придуманной строчки — «Take care, TCB», где «TCB» — популярная среди афроамериканцев той эпохи аббревиатура, означающая «Taking Care (of) Business» («Займись делом»).
И хотя текст песни по большей части остался прежним, Франклин коренным образом сместила смысловые акценты. Вместо привычных жалоб мужика на неблагодарную бабу, мы услышали требование сильной и уверенной женщины. Особенно непривычно звучала строчка «Я готова отдать тебе все свои деньги…», учитывая, что в ту эпоху основным добытчиком и распорядителем семейных финансов оставался мужчина.
Впрочем, Франклин могла себе это позволить. К тому времени она уже была успешной певицей, а после выхода в 1967 году сингла «Respect» и вовсе достигла статуса суперзвезды. Песня возглавила американский топ, а Франклин стала второй чернокожей женщиной, чьё лицо украсило обложку журнала «Time» (первой там засветилась в 1946 году оперная певица Мариан Андерсон).
На этом рекорды не закончились — в 1987 году Арета стала первой женщиной, чьё имя занесли в «Зал славы рок-н-ролла».
Когда певицу спрашивали, в чём секрет успеха этой песни, она отвечала предельно просто: «Все хотят, чтобы их уважали».
Из множества каверов, записанных на «Respect», самым креативным, наверное, можно назвать ТВ-постановку, которую устроил в 1968 году глава лейбла «Motown» — Барри Горди. Песню одновременно исполняли два «звёздных» вокальных коллектива «Motown» — мужской The TEMPTATIONS и женский The SUPREMES (с Дайаной Росс во главе). В итоге получился настоящий гендерный «баттл», где каждый пол поочерёдно взывал к уважению. Забавно, что сама ТВ-программа носила уже знакомое нам название — «TCB».
Об огромной популярности песни свидетельствует и сцена из комедии «Аэроплан» (1980), где монахиня в салоне самолёта поёт «Respect», доводя чернокожих парней буквально до тошноты.
Ну, и на закуску ещё одна необычная версия «Respect», исполненная Дженнифер Баттен в стиле хард-рок.
«А что же Отис Реддинг? — спросите вы. — Смог ли он записать собственный музыкальный хит № 1?» Об этом — отдельный разговор.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...