Первоначально я хотел назвать статью «Космос и киберпанк». Но для интересного заголовка и более широкой аудитории изменил название. Заодно так или иначе поговорим о «космических сквоттерах (незаконных поселенцах)».
Поздний социализм на орбите
Захватывающий сюжет на космическую тему разворачивается в рассказе фантастов Стерлинга и Гибсона «Красная звезда, орбита зимы» (1983). Время действия — поздний социализм. Место — советская космическая станция «Космоград».
Станция стала вершиной советских достижений в космосе. Однако по экономическим соображениям было принято решение ее уничтожить. Один из героев рассказа, полковник Юрий Королев, не подчиняется приказу покинуть станцию. Весь сюжет строится на конфликте между работниками станции, а фоном являются проблемы позднего советского общества.
Нам же интересна именно развязка рассказа, и придется ее раскрыть. На станцию заявляются первые сквоттеры, узнавшие о снижении ее орбиты и поднявшиеся сюда с высотных воздушных шаров каким-то образом. Таким образом, на станции появляются новые «жильцы-внесистемщики».
Этот ранний рассказ — вполне себе киберпанковское произведение, а не просто научная фантастика, где мысль человека мчится к дальним планетам. Космическое пространство здесь снова замыкается на Земле, ее проблемах и жителях. А земная орбита — очередной предел развития человеческой технологии.
Семьи с высокой орбиты
Вообще киберпанк — жанр фантастики, который не очень-то жалует космическую тему. Обычно космос занимает там некоторую часть сюжета. Оно и понятно, так как человечество там еще не успело освоить пространство дальше «ближайших окрестностей». При этом активно осваивает земные орбиты и подбирается к ближайшим планетам. Дальнейшее описание — наше не очень далекое будущее.
В трилогии «Киберпространство» финансовая элита в лице клана Тессье-Эшпулов построила Фрисайд — колонию Земли на высокой орбите, практически личное орбитальное государство. Рядом с владениями сверхбогачей периодически возникают анархические поселения. Например, община растаманов на Фрисайде в «Нейроманте».
В трилогии Фрисайд не будет единственной орбитальной колонией. Начинают возникать и другие поселения на высокой орбите. Человечество таким образом осваивает космос. Кстати, судьба семьи Тессье-Эшпулов достаточна печальна.
Будущее
Дальше всех в этом смысле ушел Брюс Стерлинг, яркий представитель киберпанка. Он соавтор Уильяма Гибсона по рассказу «Красная звезда, орбита зимы» (1983) и роману «Машина различий» (1990).
Например, в своем романе «Схизматрица» (1985) Брюс Стерлинг описывает мир, где Солнечная система уже серьезно освоена. Люди живут на Луне, в поясе астероидов, на спутниках Сатурна и Юпитера.
Но это уже не киберпанк в чистом виде, а скорее его производная, так называемый «биопанк». Время действия —
Частично их можно было наблюдать и в классическом киберпанке. В данном случае все выходит на совершенно новый уровень. И именно он позволит освоить Солнечную систему в романах Брюса Стерлинга.
Реальность, наше время
Вернемся в реальность. Единственный крупный искусственный объект — Международная космическая станция (МКС). Сколько лет проработает нынешняя МКС?
Предположим, прекратится ее финансирование. Теоретически это возможно, так как планы время от времени пересматриваются. И что будет тогда со станцией? Кто будет на ней жить?
Возможно, сюжет рассказа «Красная звезда, орбита зимы» будет повторен уже в точности. Оставим ответы истории и мечтателям.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...