Кроме того Джобсон успел поучаствовать в не менее популярной рок-группе ROXY MUSIC (вместо ушедшего Брайана Ино). Другие экс-музыканты CURVED AIR тоже оказались парни не промах. Басист Мик Вэджвуд поиграл в группе CARAVAN, а барабанщик Стюарт Копленд стал одним из основателей знаменитого трио POLICE…
К сожалению, сегодня о CURVED AIR помнят в основном продвинутые меломаны. А ведь в первой половине 1970-х альбомы группы занимали довольно высокие места в британском хит-параде. Слушая их, не перестаёшь удивляться тому, что такая необычная и «завёрнутая» музыка могла иметь успех у массового слушателя. Всё началось ещё в конце 1960-х, когда рок стала играть не только дворовая «босота», но и молодёжь с добротным классическим образованием, желавшая расширить рамки модного жанра.
К такой молодёжи относились и основатели CURVED AIR — пианист Фрэнсис Монкман и упомянутый выше скрипач Дэррил Вэй. Чего только не было намешано в их музыке: и классика, и фолк, и джаз, и психоделика, и чёрт знает что ещё! Для того чтобы не мучиться, критики даже придумали для подобной музыки новый термин — «прогрессивный рок».
Но даже среди своих коллег по прогроку CURVED AIR заметно выделялись — и не только звуками электроскрипки. Во-первых, в их музыке не было привычного для этого жанра пафоса и зазнайства — как правило, они старались не писать ораторий длиной по 20 минут и вообще подходили к музицированию с изрядной долей иронии.
Юмора (порой довольно «чёрного») хватало и в текстах. Например, герои песни «Everdance» забредали в дьявольскую таверну, где начинали танцевать без остановки — даже после смерти их тела продолжали дёргаться в вечной пляске.
Третьей ключевой фигурой в CURVED AIR была девушка по имени Соня Кристина Линвуд. Женский вокал в рок-музыке встречался редко, поэтому будущий менеджер группы Марк Ханау посчитал, что Соня добавит в творчество ещё больше оригинальности, плюс необходимую сексуальную изюминку. И не ошибся.
Эта харизматичная девушка выступала на британской фолк-сцене с 13 лет и к моменту прихода в CURVED AIR уже имела богатый опыт да ещё набор авторских песен. Правда, у основателей группы и без Сони хватало своих музыкальных идей. Поэтому в дискографию CURVED AIR попала лишь одна песня, полностью написанная их вокалисткой. Зато какая!
Романтическая фолк-баллада «Melinda (More or Less)» рассказывала о девушке, которая стремится сбежать от «пошлой прозы жизни» в мир своих снов и фантазий.
Соня сочинила «Мелинду» в 1967 году, когда ей было 18 лет, и показала Монкману и Вэю ещё на первом прослушивании.
Тем не менее песня нашла себе место лишь на третьем альбоме группы. И хотя «Melinda» никогда не выходила синглом, она стала одной из «жемчужин» в творчестве CURVED AIR. Завораживающая мелодия стала ещё прекрасней благодаря звукам клавесина, флейты и скрипки.
«Melinda» стала также единственной песней CURVED AIR, где мы слышим игру Сони на акустической гитаре. Зато девушка оказалась весьма полезной в роли сочинительницы текстов. Учитывая витиеватость мелодий группы, это был настоящий поэтический вызов…
Соня Кристина:
«Они сыграли некоторые из своих мелодий, у которых ещё не было слов. Было непросто написать слова для этих мелодий, и это было захватывающе…
…Кроме того, меня попросили разработать вокал и добавить вибрато, что было нетрудно, ведь я давно восхищалась голосом Баффи Сент-Мари».
Упомянутое «демоническое» вибрато мы можем услышать уже на первом сингле группы — «It Happened Today» («Это происходит сегодня»). Данная песня (с неожиданным скрипичным эпилогом) пропагандировала старую парадигму о том, что не стоит париться о вчерашнем и завтрашнем дне, а надо полноценно жить «здесь и сейчас».
И хотя этот сингл в британские чарты так и не попал, вышедший следом дебютный альбом «Air Conditioning» (1970) поднялся до 9-й позиции. Во многом этому поспособствовал лейбл «Warner Bros.», который сразу поверил в группу и не жалел денег для её медийной раскрутки. Одним из примеров подобного «расточительства» стало оформление альбома, который стал первой в истории пластинкой, выпущенной на цветном виниле, да ещё и с нанесёнными поверх бороздок текстами и картинками.
Невзирая на успех, уже во время работы над вторым альбомом (так и названном — «Second Album») между главными композиторами группы начались творческие разногласия. При всём уважении друг к другу, как к музыкантам, у Монкмана и Вэя был совершенно разный подход к тому, что они делали. Монкман ценил в музыке спонтанность, а Вэй, напротив, был перфекционистом, предпочитавшим студийную выверенность концертным импровизациям. Неожиданно выяснилось, что два лидера никогда не сочиняли музыку вместе. Поэтому на «Second Album» они демонстративно поделили между собой стороны альбома: на одной были песни Вэя, а на второй — Монкмана.
Тем не менее именно на «Second Album» можно обнаружить единственный коммерческий хит CURVED AIR под названием «Back Street Luv» (что-то вроде «Нелегальная, или тайная, любовь»). Музыку сочинил Дэррил Вэй. Правда, его скрипки мы здесь не слышим, зато слышим эффектный рифф, сыгранный на электропианино. Темой же песни стала история подростковой влюблённости Сони в «плохого парня».
Соня Кристина:
«Когда мне было 15 лет, я обычно прогуливала школу и однажды заметила белокурого мужчину. Я была очарована им и в итоге его соблазнила. Хотя парень выглядел как поп-звезда, оказалось, что он сидел в тюрьме и имел жену с ребёнком. Но всё это не оттолкнуло меня. Однако я и думать не могла о том, чтобы привести этого парня домой, так как мой отец управлял тюрьмой и знал, кто он такой.
…Я всегда была тронута тем, как люди отождествляют себя с песней, которая в основном о том, как прогуливать школу, тусоваться со старшими парнями и вести тайную жизнь. Они не знают, о чём это, и интерпретируют по-своему».
В августе 1971 г. сингл «Back Street Luv» взлетел на 4-е место британских чартов, а CURVED AIR впервые пригласили выступить в телешоу «Top of the Pops».
«Second Album» также показал неплохие результаты и занял 11-е место. Однако это не остановило раскол в группе. Третий лонгплей под названием «Phantasmagoria» (1972) стал последней студийной работой группы в оригинальном составе. Лидеры CURVED AIR снова поделили между собой стороны пластинки, и свою сторону Монкман полностью отвёл под «эпос», вдохновлённый поэмой Льюиса Кэрролла «Фантасмагория» — ироничный рассказ о призраках и духах.
Фрэнсис Монкман:
«К моменту начала работы над „Phantasmagoria“ группа напоминала неподъёмную гору, перед которой спасовал бы сам Сизиф… Мы чувствовали себя выжженными дотла… И вот, в разгар всех этих кризисов, где же мы очутились? В „Фантасмагории“! Идея, вообще-то, была недурна, да и поэма Льюиса Кэрролла мне всегда нравилась. Но недавно, прослушав альбом, я подумал: какая удивительно точная иллюстрация того бедственного положения, в котором мы оказались!»
И здесь пришло время сделать лирическое отступление. Несмотря на то что CURVED AIR писали очень интересную музыку, поклонником творчества группы в целом я так и не стал. Тем не менее все песни, упомянутые в этой статье, мне искренне нравятся. И, как ни странно, больше всего таких песен именно на третьем альбоме. Кроме уже упомянутой «Мелинды» и одноименной «Фантасмагории», нельзя не упомянуть первый его трек под названием «Marie Antoinette».
Как нетрудно догадаться, эта песня рассказывает о печальной судьбе королевы Марии Антуанетты, которая вместе с мужем Людовиком XVI была гильотинирована во время Великой Французской революции. CURVED AIR убедительно передали как ужас и обречённость высшего сословия перед волной народной стихии, так и ярость самих восставших. Мы слышим, как величественно-печальная мелодия неожиданно переходит в почти панковские гитарные риффы.
После записи третьего альбома Мокман оказался на грани психического срыва — боялся спускаться в метро из-за шума и носил затычки в ушах. Недаром позже он отвергнет выгодное предложение Ричи Блэкмора войти в состав группы RAINBOW, сославшись, что сейчас хочет только одного — тихой домашней жизни.
Впрочем, после ухода Монкмана и Вэя история группы CURVED AIR не закончилась, затянувшись ещё на пять лет. Правда, она уже не была столь успешной, да и я не нашёл в позднем творчестве группы ничего особо привлекательного.
Состав CURVED AIR постоянно менялся, стиль музыки тоже «плавал» от заурядного «рокешника» до чрезмерно заумных опусов. Единственной неизменной участницей группы оставалась Соня Кристина, которая в 1977 году всё-таки свернула проект и занялась сольной деятельностью.
В оригинальном составе CURVED AIR воссоединятся лишь в 2008 году на фестивале «Isle of Wight».
Вот спасибо! Не слышал эту группу, а теперь послушаю! Нравится мне музыка тех лет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить