Анатолий Пастухов Грандмастер

Как строили Волго-Донской канал?

В очень давние времена Каспийское море было соединено протоком с Черным морем. Но в дальнейшем произошло поднятие суши и Каспий превратился в озеро — самое крупное на нашей планете. Через века обнаружилось, что судоходство нуждается в выходе из Каспия в Черное море и наоборот, чтобы торговать со всем миром.

Фото: ru.wikipedia.org

Впервые идея соединить Волгу с Доном судоходным каналом появилась в Османской империи. Султан Селим II, желавший подчинить себе Европу, отправил за Астрахань значительное по тем временам войско (около 20 тысяч солдат) с приказом прорыть водный канал между Волгой и Доном и пустить по нему корабли в Азовское море и вверх по Дону. Предполагалось, что задача вполне будет решена — обе реки довольно близко подходят друг к другу, местность между ними относительно ровная.

Волго-Донской канал
Волго-Донской канал
Фото: ru.wikipedia.org

Однако Селим не учел важные обстоятельства: солдаты нуждались в хорошем питании на тяжелых землекопных работах, а также в нормальном постоянном жилье. С продуктами было очень плохо — они доставлялись медленно и в малом количестве. От тяжелой работы и истощения солдаты умирали в большом количестве. Опять же, с помощью лишь лопат прорыть длинный канал (да еще судоходный) было невозможно. Султану пришлось отказаться от своей затеи и вернуть остатки солдат на родину. Произошло это во второй половине XVI века.

К идее соединить Волгу с Доном спустя много лет вернулся царь-реформатор Петр Первый. В его планы входило расширение влияния России на морских рубежах. Однако и Петр Первый столкнулся с теми же проблемами, что и Селим — полное отсутствие специальной техники и трудности продуктового характера. Хотя казалось, что место для рытья канала выбрал царь вполне удачное. Но в те времена лопатами большой объем земли вынуть было крайне сложно.

 Почтовая марка, 1951 г., Волго-Донской канал
Почтовая марка, 1951 г., Волго-Донской канал
Фото: ru.wikipedia.org

В итоге даже привлечение заморских создателей каналов ничего не дало. От современного города Камышина и до Иловли (притока Дона) осталась частично сохранившаяся до сих пор длинная «канава». В самом Камышине с созданием Волгоградского водохранилища она образовала бухту, куда под мостом с троллейбусами и прочим транспортом к причалу заходят корабли.

С технической точки зрения заморские инженеры не учли то, что без шлюзования вода в предложенную схему строительства не пойдет. А для шлюзов нужны мощные дополнительные технические сооружения. Фактически именно из-за этого изначально были обречены на неудачу планы Селима II и Петра I.

Памятник В. И. Ленину у входа в канал
Памятник В. И. Ленину у входа в канал
Фото: ru.wikipedia.org

С созданием в Советском Союзе каскада крупных водохранилищ необходимость строительства канала между Волгой и Доном стала особенно актуальной из экономических соображений. Прежде всего, по той причине, что морской и речной транспорт — самый дешевый вид транспорта.

Набор рабочих и специалистов на строительство Волго-Донского судоходного канала в СССР начали в конце 40-х годов минувшего века. Стройка была объявлена ударной и первостепенной важности. Наличие нужной техники заметно упрощало задачу. Но все же техника без людей не могла работать. К строительству привлекли большое количество народа.

Первые шлюзы расположены в черте Волгограда
Первые шлюзы расположены в черте Волгограда
Фото: ru.wikipedia.org

Сохранились исторические записи о количестве работавших — почти 400 тысяч человек! В том числе, помимо вольных рабочих и добровольцев, на тех же самых работах трудились около 100 тысяч заключенных и более 100 тысяч военнопленных. Характерно, что в СССР на период строительства канала осужденные и пленные получали важную для себя льготу — день работы на стройке засчитывался за два-три дня, что позволяло сокращать сроки строительства за счет массового трудолюбия.

Поражает объем выполненных работ: было вынуто 150 миллионов кубометров грунта и уложено в основание канала свыше трех миллионов кубометров бетона. Все работники были отмечены благодарностями, многие награждены орденами и медалями.

Шлюз № 1
Шлюз № 1
Фото: ru.wikipedia.org

31 мая 1952 года по каналу прошло первое судно. С той поры по нему ежегодно пропускают около пяти тысяч судов.

Статья опубликована в выпуске 31.05.2019

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Андрей Кроткий Читатель 23 июня 2019 в 22:24 отредактирован 24 июня 2019 в 11:56

    Господин Пастухов или не знает, или не слишком добросовестный историк. Канал запустили кё при жизни Сталина, на постаменте, на котором в тексте сейчас изображён памятник Ленину при открытие стоял монумент Сталину таких гигантских размеров, (говорили, что на его фуражке мог развернуться " Москвич " тогдашней модификации), а монумент с парохода на Волге можно было увидеть чуть ли не с середины города). Нашей семье (маме) из 3-х человек на заводе СТЗ выделили два пригласительных на открытие. Копия одного из них в ОК на моей странице. А предположительно тогдашнюю элиту поместили на теплоход "Иосиф Сталин" и запустили на первое официальное прохождение по каналу Говорят, что они там так резвились, что подожгли сигнальными ракетами сам теплоход Народ по-проще, вроде нашей семьи совершили ритуальное омовение в первом шлюзе..

  • Максим Догадин Читатель 6 июля 2019 в 14:08 отредактирован 6 июля 2019 в 21:14

    Автор, ну не позорься! "Место относительно ровное" - а Канал сначала поднимается на 44 метра вверх, потом опускается на 88 метров вниз. Вода же в него подаётся насосами на самый верх, а потом "растекается" в двух направлениях.