Помните, мы говорили о символике жестов, заимствованной в уже готовом виде? Аналогично заимствовались (и из светского, и из религиозного дохристиансмкого искусства) и цветовая символика, и целые сюжеты. И все это со временем видоизменялось, постепенно отливаясь в канонические формы…
Надеюсь, никто не считает, что с архитектурой обстояло иначе?
Источников для творчества у архитекторов древности было несколько.
Первый ориентир — скиния Завета, описания которой есть и в Ветхом Завете, и в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия:
«…разделена была в длину на три части… разделение скинии представляло некоторым образом вид всего мира: ибо третья часть, между четырьмя столбами находившаяся и неприступная самим священникам, означала некоторым образом Небо, Богу посвященное; пространство же на двадесять локтей, как бы землю и море представляющее, над которыми свободный путь имеют люди, определялось для одних священников».
Третья часть соответствовала области, миру мёртвых.
Позже по образцу скинии строится Иерусалимский Храм, который и становится образцом для новозаветных, христианских церквей.
Согласно этому, храм — это горизонтальная проекция вертикальной структуры мира: вверху — Небеса, внизу — мир мертвых (еще не христианский ад, но иудейский шеол!), посреди — земной мир, люди. В христианской церкви эта схема развёрнута также горизонтально, состоя из трех основных частей: нартекс — наос — алтарь.
Вот почему древнейшие христианские храмы вытянуты с запада на восток.
Другой древний образ: храм — как символ корабля. Не всякого, а вполне конкретного … Какой самый известный библейский корабль? Тот, на котором когда-то уже спаслось человечество!
Собственно, символический «корабль» в храмах присутствует до сих пор: продольное пространство храма, центральный или боковые продольные проходы, традиционно и называются — неф, корабль. Только учтём, что первоначально самыми распространёнными были храмы вытянутой формы.
Большинство храмов России — крестово-купольные, то есть имеют форму равноконечного креста в плане. Особенно небольшие храмы, где нефы не производят впечатления вытянутых.
Но это в России, воспринявшей из Византии уже изрядно эволюционировавшую форму храма и затем долго развивавшейся довольно самостоятельно. В качестве примера можно привести уникальный русский иконостас, далеко ушедший от своего византийского прототипа.
Но к форме храма мы еще вернемся. Идем внутрь?
Храм начинается с нартекса, притвора, по сути — «тамбура», «шлюза» между внешним и храмовым мирами. Здесь в древности находились неофиты, еще не полностью вошедшие в новое учение и лишь готовящиеся принять крещение. А также те, кто временно отстранен от причастия, например, из-за епитимьи.
Средняя часть храма — «мир людей», предназначенный для прихожан. Собственно, это и есть центральный неф — символический «корабль спасения». Спасаемые — это, разумеется, члены церкви.
Но помимо «мира поднебесного», есть еще «небесный мир».
Выше упоминался иконостас… А какова его функция? Ведь развитый иконостас появился позже, вначале же это была символическая, алтарная преграда, по сути, невысокий бортик-загородка. На которой и иконы появляются не сразу… Что она символизирует?
Преграда, которую мы привыкли воспринимать как иконостас, как «комплекс изображений», первоначально задумывался не для красоты и вовсе не для установки на нем икон. На самом деле, это граница между профанным и сакральным, миром дольним и миром горним, землей и Небесами.
И как современные границы государств вовсе не представляют собой глухих заборов (но всем понятно, что пересекать их можно не всем), так и все понимающие символику понимали: перед тобой грань, отделяющая «здесь» от «там».
Впрочем, этот смысл никуда не делся, когда алтарная преграда приняла форму развитого иконостаса, символизирующего земную церковь. Которая одновременно — и единственный путь к Богу, и собственно преграда, оберегающая сакральную часть храма, куда нет хода непосвященным, что исчерпывающе выражено как «вне Церкви нет Спасения».
Итак, восточная часть храма — проекция Небес. Собственно, алтарь иначе и именуется «Горним местом». Но не все так просто.
Из-под иконостаса выходит солея — возвышение, выступающее в среднюю часть храма. Вроде бы мелочь, ступенька, но в церкви ничего случайного нет. Солея — часть алтаря, выходящая «в мир». Символ того, что два мира — земной и Небесный — не отгорожены друг от друга наглухо.
Да, иконостас сохраняет функции алтарной преграды, по-прежнему отделяя сакральное от профанного — на то и храм, место, посвященное Богу. Но ведь именно земная церковь, символизируемая иконостасом, считается в христианстве единственным путем к Спасению. Так иконостас становится не только преградой, но и мостом от человека к Богу…
Что еще обязательно есть в церкви? Купол и изображения на религиозные темы: иконы или фрески.
Как нетрудно догадаться, купол символизирует Небо. Точнее, не совсем купол. Мы сейчас часто подразумеваем под «куполом» внешние купола, маковки, луковичные или шлемовидные навершия. Те, что видны снаружи, о которых говорят, что церковь одно-, трех-, пяти- и более -главая.
Здесь есть некоторая путаница понятий. Купол и глава — не всегда одно и то же. Изнутри храма мы видим сводчатое перекрытие, купольный свод храма. Главка же, навершие, располагается сверху на своде, так что ее внутренней поверхности мы можем вообще не видеть — и потому она нас сейчас не интересует.
Стены же и внутреннюю поверхность свода принято расписывать.
- В общих чертах, в алтарной нише, апсиде, может изображаться Причастие и Богородица (в частности, молящаяся Богородица, Оранта).
- Ровно напротив алтаря, на противоположной, западной, стене, изображают Страшный Суд.
- Между алтарной частью и наосом — земная Церковь, иконостас.
- На стенах — изображения святых (в частности, тех, кому посвящен данный храм), сюжеты из их жизни и священной истории.
- На подкупольных столбах — мученики и отцы церкви, «поддерживающие» учение подобно столбам, поддерживающим свод.
- В парусах свода традиционно располагаются евангелисты.
- Еще выше, в барабане (если он есть) — архангелы.
- И в верхней части свода — Христос в образе Пантократора, Вседержителя.
Что это? Мы начали с горизонтальной структуры храма, а это — структура вертикальная.
Наконец, последнее. С вертикальной иерархией все вроде бы примерно понятно. Она уходит вверх, она над нами… И будет всегда над нами.
С горизонтальной сложнее. Входя в церковь, мы проходим от заката к востоку, от профанного к сакральному. Во время богослужения, вообще в храме, мы находимся под символическим Небом. А уходя, идем обратно: от сакральной части, из-под Неба-свода-купола, в мир, всякий раз проходя мимо изображения Страшного Суда.
И с этой точки зрения вытянутый прямоугольник католического храма оказывает более мощное воздействие. Там человек вынужден всякий раз проходить этот путь от Страшного Суда к алтарю, к Спасению. И — обратно. В отличие от православного храма, где мы почти сразу оказываемся под куполом-Небом.
В любом случае, вероятно, предполагается, что мы всякий раз должны осмыслять этот путь. Что посещение церкви не ограничивается ни причащением, ни присутствием на литургии, ни участием в Крестном ходе. Что раз церковь сплошь наполнена символами — эти символы предназначены именно для пришедших сюда людей.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...