Гертруда Рыбакова Грандмастер

Чем привлекателен музей Эрарта в Санкт-Петербурге?

Воскресный день, на улице жара — разгар лета. Куда отправиться? Наш Петербург не богат пляжами, да и тенистых парков не так много, как хотелось бы. А потому, поразмыслив, отправляюсь в свой любимый Музей современного искусства Эрарта, на Васильевском острове, благо там кондиционеры работают, и можно посмотреть очередные новые выставки.

Фото: cityguide-spb.ru

О некоторых выставках Эрарты я уже писала в своих статьях, а теперь хочу рассказать о самом музее, чем он привлекает многочисленных посетителей.

Музей Эрарта — крупнейший частный музей современного искусства России, открылся в 2010 году на 29-й линии Васильевского острова в отреставрированном пятиэтажном здании. Здание имеет два крыла, соединенные галереями. В левом располагается постоянная экспозиция современного искусства (contemporary art) — т. е. созданного в период с 1945 г. и по наше время. В отличие от modern art — с 1860 по 1945 гг., в котором основными жанрами были живопись, скульптура и коллаж. В contemporary art больше разнообразия — это и фотография, видеоарт, дизайн, мода, архитектура, инсталляции, компьютерная графика, и т. п.

Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Постоянная коллекция музея насчитывает свыше 2800 работ более 300 художников из разных регионов России.

В правом крыле размещаются временные выставки, их меняют каждые 2−3 месяца, т. е. в год 12−13 выставок. В Эрарте есть свой концертно-театральный зал, небольшие видеозалы на 3 этаже, где можно посмотреть изоанимацию или веселый мультсериал о приключениях «черного квадрата» Немалевича. Этот сериал идет минут 40, чередуются показы на русском и на английском языке. Интересно посмотреть и посмеяться над «оживающими» персонажами картин разных великих мастеров.

Есть в музее и кафе, и ресторан, сувенирный и книжный магазины, и галерея по продаже произведений искусства. Сюда можно прийти всей семьёй или с друзьями и интересно провести весь день.

Знакомство с искусством начинается уже у подъезда, где поставлены высокие скульптуры «Эра» и «Арт». А на красных скамейках надписи, например: «Картины обижаются, когда на них никто не смотрит».

Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

В холле первого этажа, у огромного кресла, сделанного из резиновых покрышек, висит доска, на которой советуют, как знакомиться с искусством…

Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Знаю, многие не особо жалуют современное искусство, критикуют его, но ведь прежде, чем составить то или иное мнение, надо его увидеть. У каждого человека своё восприятие мира и искусства. Мы все разные! На лестничных площадках выставочного крыла висят автопортреты художников, их можно воспринимать с юмором, но сами авторы считают себя такими, как они себя изобразили.

Автопортреты
Автопортреты
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

В свой первый визит в Эрарту я была просто потрясена всем увиденным, и хотя тогда у меня сил хватило только на осмотр музейного крыла, а по выставкам лишь бегом пробежала, и то не по всем залам, в моем сердце этот музей занял постоянное место.

Я сходила второй, третий раз, а потом купила годовой абонемент, продлила его на следующий год и езжу туда регулярно, как позволяет время. В музейном крыле, когда переходишь из зала в зал и поднимаешься с этажа на этаж, можно увидеть картины и инсталляции разных видов. Это и вестники космоса, и придавленный тяжелой «жизнью» человек, и стволы белых берез, к которым надо прижаться ухом и послушать, о чем они говорят или шепчут.

Посланники космоса
Посланники космоса
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Много места уделено тяжелым временам репрессий 30−40 годов. Нашли отображение и Вторая мировая война, и послевоенный период.

Картина «Большая медведица»
Картина «Большая медведица»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Картины, коллажи, инсталяции — разные по жанрам, размерам, видам исполнения. Вот картина Рината Волигамси, где он изобразил военных периода ВОВ, огоньки папирос образуют «Большую медведицу».

Савелий Лапицкий, «Нары»
Савелий Лапицкий, «Нары»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Или вот «Нары» Савелия Лапицкого, где все понятно без слов. Есть в постоянной экспозиции музея и пейзажи, и жанровые картины, и такие вот гротескные инсталляции, я ее назвала «Придавленный бытом».

«Придавленный»
«Придавленный»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Но для меня все же наибольший интерес представляет выставочное крыло. Сколько же прекрасных выставок я увидела за последние два года, сколько нового узнала о современных видах искусства!

Я уже писала об очень понравившихся мне выставках — «ВАУ-Мода», где демонстрировались удивительные произведения дизайнерского мастерства, и о фантастических скульптурах Сальвадора Дали.

Осталась в памяти выставка «Нога судьбы», посвященная творчеству кинорежиссера Сергея Соловьева, о создании им фильмов «Анна Каренина», «Асса» и «Асса-2».

К 100-летию Октябрьской революции была выставка «100 лет одиночества», где можно было проследить разные этапы жизни нашей страны, вождей и простых людей.

«Русские идут»
«Русские идут»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Эрарта организует выставки самых разных направлений: например, на одном этаже вы смотрите творчество художников из Казахстана «Где-то в великой степи», а на другом — выставка постмодернистского художника из Германии Дитера Вайденбаха. А на нижнем этаже в это время — уникальные автомобили «Ламборгини».

Не буду перечислять все выставки, которые я посмотрела за два года, по большей части все они были интересны, познавательны.

В этот раз я посмотрела на 3 этаже «Сны без Фрейда», художественный проект, показывающий воображаемые, фантастические сюжеты, как бы из параллельной жизни. Мне там понравилась лишь одна картина «На дне» — бюст А. М. Горького на дне моря.

«На дне»
«На дне»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

На 4 этаже Эрарта представляет выставку молодых художников, супругов Евгении Буравлевой и Егора Плотникова, которые в своих работах размышляют о месте человека в мире. Выставка называется «Пейзаж с посторонним». Пейзажи их светлые, меланхоличные, преимущественно в голубых тонах, и в них вписан силуэт одинокого человека — созерцателя.

«Дорога», пейзаж с посторонним
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

А вот с 5 этажа уходить не хотелось — там потрясающе красивые работы фотохудожника, «супер-звезды» Марио Тестино, с уникальным талантом снимавшего знаменитых людей, от принцессы Дианы до звезд кино и моделей для разных глянцевых журналов.

Чем привлекателен музей Эрарта в Санкт-Петербурге?
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
Чем привлекателен музей Эрарта в Санкт-Петербурге?
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив
«Кит Ричардс и Мик Джаггер»
«Кит Ричардс и Мик Джаггер»
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

На выставке более пятидесяти фотографий крупного формата, созданных в период с 1996 по 2015 гг. в ходе фотосессий. Также на нескольких телеэкранах сам Марио Тестино рассказывает о своем творчестве.

Марио Тестино рассказывает о себе
Марио Тестино рассказывает о себе
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

В заключение хочу сказать: Эрарта — это праздник для души! Сходите, не пожалеете!

Статья опубликована в выпуске 3.07.2019

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вот, Гертруда, вроде бы мы с Вами и говорили об этом странном музее...
    Ну, если есть много времени свободного, если живете в получасовой доступности, если денег на абонемент не жалко...
    А я, напомню, ходил на выставку фотографий фотомастеров 20-30 годов, их оказалось чуть-чуть - а к ним в нагрузку мне вбухали и все остальное.
    Заплатить пришлось за двоих как бы не полторы тысячи - и смотреть эту... эти... гвозди в досках с мешковиной, "придавленных", какие-то дико сваренные куски металла триумф сумрачного железного гения...
    После этой выставки я ругал и себя и рекламу - и времени было жаль.
    Денег - не жаль. Ну проучило жулье лоха - так зато я поумнел.
    В ту же цену, если не дешевле можно сходить на импрессионистов в бывшем Генштабе - и почувствуйте разницу.

    Оценка статьи: 3

    • Игорь Вадимов, Вы в своем репертуаре, вам один раз не понравилось и "больше ни ногой". Но у каждого всой подход к музеям и изобразительному искусству. Да, у меня достаточно времени - я же пенсионерка, и деньги не большие за абонемент - за год 650 рублей. В Эрмитаже разовый билет не дешевле, если нет льгот. В Главный штаб я ездила недели три назад, да , масштабная выставка из собрания Морозовых и Щукина, ну и там много всего показано, тоже за один раз не посмотреть - у меня более чем на два часа нигде сил не хватает, ни в голове,ни в ногах.Но классика - это одно, практически, все что в Главном штабе я видела , и не однажды, что-то в Третьяковке, на разных выставках... А ведь надо и с современным искусством знакомиться, идти в ногу со временем. И не всегда там все плохо, наоборот, очень много интересного, есть над чем подумать.Я не зрая привела картину с текстом - как смотреть и что... Спорить с вами не буду, все равно - вы как старый дед- все ворчите, хотя вы много меня моложе. А я дружу в основном с молодежью, и мне нравится все новое..Сходите в Артмузу на Васильевском, там для всех вход бесплатный, и каждый месяц выставки обновляются, очень много интересного. Извините, уезжаю на неделю, потому не смогу вам больше отписываться.. Удачи! А чем плоха вот эта картина -"Пейзаж с посторонним" - я ее привожу ниже. Автор - молодой художник Е. Плотников. Мне очень понравился этот пейзаж.

      • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 3 июля 2019 в 20:37 отредактирован 3 июля 2019 в 20:39

        Век живи, век учись, Гертруда Рыбакова, дураком помрешь...
        Упаси меня Бог осуждать такой подход. Есть время, есть желание - так почему бы и да?
        А может - на развалы-ярмарки художников походите?
        Правда я там давно не бывал. На Невском у армянский церкви. Кто-то что-то копирует, кто-то кому-то подражает.
        Кто-то просто пишет свое.
        Я там такой букет сирени видел, что Ван Гог со своим кустом сирени себе бы второе ухо оттяпал!
        И виды Ленинграда-Питера... - что-то просто на мировом уровне
        А еще - знаете, в Смоленске - колоссальная картинная галерея. Картин по сравнению с Эрмитажем, мало - но каждая из пары сотен в Эрмитаже целый зал занимает.
        Если есть время- на автобусе туда-обратно - и там посмотреть. Просто чудо-чудное
        И... простите, но то, что я видел в Эрарте подтвердило у меня стойкий рефлекс.
        Не бывает современного искусства.
        Есть искусство. Есть модные поделки-подделки. И ВСЕ.

        Оценка статьи: 3

  • Весьма интересно!