Практически всем нам знакомы с детства эти персонажи. Но признайтесь, многие ли из вас обращались к специалистам с психотравмами, полученными в детстве после чтения «Айболита»?
Каких только пороков не находят современные мамочки в сказках Корнея Ивановича: от тотального злодейства до совращения малолетних сценой брачного предложения Комара. Стало модным искать крамолу в детских произведениях. Чаще всего критикуют люди, которые о детской литературе, как, впрочем, и о литературе вообще, имеют весьма поверхностное представление.
Разумеется, сказки классика детской литературы содержат много страшных персонажей, но так ли это плохо?
Корней Иванович Чуковский при рождении имел другое имя. Его звали Николай Корнейчуков, отчества у мальчика не было, он родился незаконнорожденным. Его мать была прачкой, а самого Чуковского исключили из гимназии в 16 лет по закону «о кухаркиных детях». Юноша перебивался случайными заработками, изучая английский язык по самоучителю. Позже он начнет писать статьи в газету «Одесские новости», так начнется его литературная карьера.
Удивительная биография талантливого человека. Первая сказка «Крокодил» была написана в 1915 году. Он ехал с больным сыном Колей и пытался успокоить мальчика. Ребенок, действительно, успокоился, сказка ему понравилась. «Крокодил» будет напечатан через два года в приложении к журналу «Нива». В 1924 году Чуковский напишет, что популярность сказок стала для него полной неожиданностью. Он любил и понимал детей, и именно дети просили писать пострашнее.
Современные хулители вряд ли знают, что идут по стопам Надежды Крупской, ругавшей сказочника за излишнюю кровожадность, но главное, за «буржуазность» и «абсурдность». В 30-е годы после статьи Надежды Константиновны в «Правде» появился даже термин «чуковщина». И поэта вынудили отречься от его детских произведений, взяв с него слово написать «Страну Колхозию».
Смерть любимой дочки, Мурочки, героини многих его произведений, он воспринял как плату за предательство музы.
«В голове у меня толпились чудесные сюжеты новых сказок, но эти изуверы убедили меня, что мои сказки никому не нужны — и я не написал ни одной строки», — вспоминал Чуковский.
«Страну Колхозию» он так и не напишет, а чуковщина просто убьет вдохновение.
Куда современным «критикам» со свойственной им поверхностностью — до Крупской? Надежду Константиновну возмущала «буржуазность»: «мамина спальня» в то время, когда рабочие ютились в коммуналках, пародия над большевизмом в «Крокодиле». Но именно Крупская выделит характеристику известных произведений, которая сводит на нет всю «кровожадность» сюжетов сказок. Абсурдность. Эпоха модерна требовала новых форм и в детской литературе. Именно абсурдность делает ужасы «понарошковыми», совсем не страшными, именно абсурдность заставляет воспринимать содержание со смехом.
Детям необходимы страшные истории, страх — одна из важных эмоций, а подрастающий человек должен получить опыт борьбы со страхом. Народные сказки, стихи для детей содержат огромное количество сюжетов, на фоне которых современный хоррор кажется детским развлечением. В сюжетах многих колыбельных упоминается тема смерти, похорон. Что это, только ли оберег от злых чар?
Подавляющее большинство народных сказок содержит, как сейчас говорят, агрессивный контент: людоеды, съеденные дети, мертвые красавицы в гробах, смерть героев. В самых невинных — Колобок оказывается съеденным, а звери раздавленными в Теремке.
Почему же так притягательна страшная тема? Ощущение страха и его преодоление выступают в детском произведении в роли конфликта, без которого любое произведение не имеет смысла. Именно конфликт привлекает внимание, вызывает эмоции, определяющие степень воздействия на читателя.
Чем же полезен такой «конфликт» детям? В отличие от большинства народных сказок, ужасы в произведениях Корнея Ивановича смешны своей нелепостью. В них всегда есть герой, который побеждает.
В «Крокодиле» впервые в этом качестве выступает самый обычный ребенок. Только представьте, что ощущает малыш, которому читают подобную сказку. Ему и страшно, и смешно, а значит, не так уж и страшно. А все в сказке испугались. И тут появляется «доблестный Вася Васильчиков», героическая личность, которой хочется подражать. И ребенок отождествляет себя с героем, ему тоже хочется не испытывать страха и спасать.
Есть еще одна замечательная особенность сказок Чуковского — они написаны в ритме, который позволяет легко запомнить их. Схожий с мелодией колыбельных, он вводит в состояние транса. Вспомните первый опыт написания сказки для малышей: писатель ехал в поезде, и больной сын капризничал. Надо было успокоить сына, и он начал рифмовать, успокаивая, как мать успокаивает ребенка часто бессмысленными фразами. Именно этот ритм завораживает, оказывает почти гипнотическое воздействие.
Павел Крючков, экскурсовод дома-музея
«Федорино горе» — замечательная христианская сказка, в которой «детским» языком рассказано о чуде преображения души".
Священники, посетители дома-музея, с большой любовью говорят о сказках Чуковского: «В них есть добро».
Спасибо за статью! Дети с удовольствием слушали Крокодила перед сном. Сам зачитывался, знал наизусть. Считаю Крокодила лучшей детской поэмой всех времен и народов)
0 Ответить
Очень- очень люблю Чуковского, его крокодилы были героями моих детских рифмованных сказок
А один крокодил в батарею угодил,
По квартирам поплыл, всех подслушивая,
Ароматов кухонных откушивая.
0 Ответить
Замечательная статья . Нежно люблю Чуковского и ценю его и как любимого писателя детства и как талантливого детского писателя, как автора замечательных для развития речи текстов. И так больно слышать и читать гадости про Чуковского. Только неразвитые дураки без чувства юмора или умные, но нервные и нежные фиалки и инфантильные люди могут считать его вредным. Можно не любить, это уже дело вкуса. Но считать его неправильным - это самое неправильное!
0 Ответить
Очень нужная и правильная статья! А сказки Чуковского замечательные. Легкие, музыкальные, легко запоминающиеся. И очень гармоничные. И так называемых "ужасов" и позитива в них в меру. И добро всегда побеждает зло.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ляман Багирова, спасибо!
1 Ответить
А как вам триллер "Мойдодыр"?
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой.
Спасибо, Елена, прекрасная статья!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Наталия Нечухаева, Как из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает вдруг начальник
И бежит к себе домой.
Вслед за ним плешивый слесарь,
Почтальон с одной ногой,
Редкозубый хмырь профессор
И вспотевший постовой.
Кто-то лезет из под шкапа,
Кто-то спрятался в матрас,
И куда же смотрит папа!
Или он уже без глаз?
Чтоб порвать сей круг порочный
Непреклонен и суров
Вдруг из скважины замочной
Вылезает Иванов.
"Волноваться нет причины,
Я душой и телом чист!
Я сегодня не мужчина,
Я сегодня пародист!"
1 Ответить
Наталия Нечухаева, это вообще на грани фола
Не пущать в хрупкие детские массы
1 Ответить
Елена Гвозденко,
В соответствии с законом о "запикивании" мата:
М.....м.....м.....
МОЙДОДЫРА пора запускать не в хрупкие детские массы, а в плотные депутатские ряды.
0 Ответить
Елена Гвозденко, Вы с Наташей покруче Сталина, который его везде пущал.
И это - прекрасно!
1 Ответить
Игорь Вадимов, так мы с превеликим удовольствием его всюду пущать будем! Это новые мамочки и "критики" от педагогики, даже не "от", а "около"
2 Ответить
Елена Гвозденко, ....., даже не знаю, как без мата...
ДетЯм на ночь нужно читать СоЛЖЕницына и СуВОРова.
Они пишут ПРАВДУ!!!!
Вот так и вышло, пока я своим деткам читал Чуковского и Маршака, пипипи правдорубы вышли во власть.
А мы, дурачки наивные, теперь уже и внукам ПРОДОЛЖАЕМ ЧИТАТЬ всё то же.
0 Ответить
Дмитрий Полищук, если читать детям и внукам лет в пятнадцать, то тогда да... А пятилетним, чтобы росли умными, смелыми, нужно Чуковского.
А по поводу распила, не знаю, не хотела бы я, чтобы мои дети и внуки были похожи на детей и внуков "пильщиков".
0 Ответить
Елена Гвозденко, на каждый чих не наздравствуешься.
Чем больше толерастам дают прав, тем более скандальными они становятся.
Власти в России у них нет. А хочется им поистерить - пусть их.
0 Ответить
Игорь Вадимов, к сожалению они и властвуют сейчас.
Где же ты, МОЙДОДЫР????
0 Ответить
Ну, давайте ещё Маршака, Драгунского, Носова запишем в "неугодных" и "вредных" писателей. И кого тогда детям читать будем?
Лучше бы компьютерные игры, которые действительно вредят детскому мозгу, запретили.
А Крупская... Это не образец для подражания. КАК может давать советы, что и как читать детям, человек, у которого своих детей не было?
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Магдалина Гросс, и я всегда об этом думала. Весьма сомнительный специалист в воспитании Крупская.
Спасибо за отклик!
0 Ответить