Такой мир в 1970 году задумал Стивен Кинг, а с 1978 по 1981 г. в журнале The Magazine of Fantasy & Science Fiction первая часть серии «Тёмная Башня» публиковалась пятью отдельными повестями. Спустя год независимое издание Grant выпустило тиражом в 10 000 экземпляров книгу под названием «Стрелок», собрав повести под одной обложкой.
В предисловии к переизданию 2003 года Стивен Кинг признался, что изначальный вариант изобилует фактическими ошибками. Собственно, поэтому роман и был переписан в преддверии выхода трёх заключительных томов серии.
В том же переиздании можно подробно узнать об источниках вдохновения как «Стрелка», так и всего цикла «Тёмная Башня». Например, главного героя автор придумал ещё в детстве — как своего защитника от огромного паука в сарае. Но главным ориентиром, конечно, выступил Клинт Иствуд в роли Блондина из кинофильма «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне. Кроме того, Кинг ориентировался на поэму Роберта Браунинга «Чайлд Роланд к Тёмной Башне пришёл». Из последнего автор позаимствовал мотивацию главного героя, а также некоторых второстепенных персонажей.
Что же касается протагониста цикла «Тёмная Башня», то можно с уверенностью сказать, что это один из самых интересных литературных персонажей, созданных королём ужасов. Роланд Дискейн из Гилеада, сын Стивена Дискейна из Гилеада, потомок Артура из Эльда, последний выживший стрелок Срединного Мира, он во что бы то ни стало хочет добраться до Тёмной Башни.
На протяжении книги Стивен Кинг показывает историю становления стрелка. Мы видим его и зелёным юнцом, и амбициозным юношей, и кровожадным убийцей. Однако полноценную предысторию главного героя автор приберёг для будущей книги цикла, поэтому в «Стрелке» читателю не дано узнать, как Роланд стал таким ожесточённым и бессердечным. Сейчас нам известно лишь, что им движет месть и идёт он к мистической Тёмной Башне.
А на пути его поджидают опасности, притаившиеся в разношёрстных локациях. Талл — небольшой городок, окружённый пустыней. Изображая людей, населяющих город, Кинг помещает в книгу один из своих любимых мотивов — слепое поклонение.
Далее стрелок попадает на Дорожную станцию, где встречает Джейка — значительного персонажа «Тёмной Башни». Здесь автор впервые показывает, что Срединный мир — всего лишь один слой нашей Вселенной, тогда как слоёв этих — бесчисленное множество. К ним относится, например, Нью-Йорк 1977 года, откуда и прибыл Джейк.
Тема «попаданчества» — одна из центральных в «Тёмной Башне». На протяжении всего цикла мы познакомимся со многими персонажами не из Срединного мира. Это будут и славные парни и девушки, и недоброжелательные личности. Такая связность выдуманной Вселенной с реальным миром показывает его неустойчивость, слабость, иррациональность. Нельзя быть уверенным, что, уснув сегодня, ты обязательно проснёшься завтра, а не через десятилетие.
Так Роланд, к примеру, давно потерял счёт многим милям, пройденным на пути к Тёмной Башне. Читателю сложно это осознать, потому что Стивен Кинг намеренно не даёт полной картины происходящего. Текст книги, как и Срединный мир, будто бы «сдвинулся с места»: недосказанность и загадочность ощущаются в каждом слове, и нельзя быть до конца уверенным в том, что ты прочитал на самом деле. Возможно, та замочная скважина — всего лишь случайная деталь, а тот ворон — не более чем комедийный персонаж, нужный для эмоциональной разгрузки.
Но так ли это? Что, если ключ и скважина — символы, раскрывающие суть повествования, а ворон, поющий глупые песни, — старый друг главного героя в новом обличье?
Но ладно о друзьях — что насчёт недругов? Антагонистом «Стрелка» и большинства других книг цикла является некий Человек в чёрном. О нём автор поведал в первой строчке романа, ставшей культовой среди любителей Кинга:
«Человек в черном ушёл в пустыню, и стрелок двинулся следом».
Воистину лучшей завязки не придумаешь!
Человек в чёрном — это очередное кинговское олицетворение зла. Более мерзкого и устрашающего существа не найти во Вселенной. Впрочем, скорее всего, невозможно отыскать и менее прописанного антагониста для серии из восьми книг. Мотивы Человека в чёрном не ясны, как пока не ясно ничего в Срединном мире, однако злодею, к сожалению, попросту нечего скрывать, ведь он — пустышка. Любимый вид злодеев короля ужасов — бесформенный, беспритязательный и в какой-то степени бесполезный.
А вот о пользе прочтения книги «Стрелок» и всего цикла «Тёмная Башня» можно говорить бесконечно. Это и море эмоций, и изрядная доля удовольствия. Любителям Стивена Кинга, не ознакомившимся с «Тёмной Башней», будет приятно отыскать множество упоминаний других романов, вплоть до персонажей и целых миров. «Новички» откроют для себя удивительный, не поддающийся логике мир, в котором каждый следующий шаг несёт за собой непоправимые последствия. Простого же неискушённого читателя привлекут живые персонажи и ощущение «легендарности» повествования.
Роман «Стрелок» — это начало длинного пути к «Тёмной Башне». И перевернув последнюю страницу, рука читателя тут же потянется к следующей книге цикла.
С чего это Роланд кровожадный? Не помню, чтобы он кого-то убивал для удовольствия, только из самозащиты или друзей спасал.
0 Ответить
Наталья Осокина, да, без удовольствия. Иначе его тогда можно было бы назвать маньяком )
Но по молодости он был весьма кровожаден. Один только бой с его учителем чего стОит
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эдуард Ермоленко, а много ли у него было способов победить учителя? Это скорее из вынужденных ситуаций, или он или его. Кровожадность всё-таки когда сами ищут повода.
0 Ответить
Наталья Осокина, этим многие и оправдывают свою жестокость.
Победить учителя ценой жизни друга!? А сокол был ему другом.
Роланд очень неоднозначный герой. Он беззастенчиво манипулирует людьми, не пренебрегая убийствами и ставя свою цель выше чужих жизней. Он симпатичен своей одержимостью, но... Он несомненно жесток. И совсем не белый и пушистый. Не хотел бы я видеть такого человека у себя в друзьях. Для него существует только один путь и он всех окружающих ставит в зависимость от себя и своей цели.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Эдуард Ермоленко, я уже не помню все подробности про сокола). Но с эпитетом "кровожадный" всё равно не согласна. Жестокий да. Но использовать других в своих целях не равно желать над ними расправы. Безразличный - не кровожадный.
Да и не такой уж безразличный Роланд - стал бы он так терзаться из-за гибели Джейка в их первой встрече.
0 Ответить
Наталья Осокина, про безразличность. Помните в 12 стульях был такой "Голубой воришка". Он тоже был не безразличен, но воровал. Нас характеризуют не намерения и угрызения совести, а поступки. Человек вообще - животное препротивнейшее. Но есть поступки, именно по ним о нас судят. А поступки Роланда характеризуют его как человека жестокого и сердечность его проявляется только в его стремлении к мести и в душевных терзаниях. Правда, справедливости ради, стоит сказать, что с возрастом он смог, когда есть возможность не лишать кого-то жизни, не убивать.
Он циничен, жесток и считает себя единственным, кто вправе решать кому жить, а кому умирать. Эдакий "Альфа"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Осокина, желание убивать - это уже маниакальные предпосылки. Хотя... Роланд именно маниакально следует своей цели. Пусть не кровожаден, но жесток на грани кровожадности ) Да, зачастую убивать его заставляют обстоятельства, но именно те обстоятельства, которые он сам и создал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эдуард Ермоленко, вообще-то он мир спасал на полном серьёзе)
Ну пусть так.
0 Ответить
Наталья Осокина, это он так считал, что спасает мир )
Концовку романа помните? Ни о каком спасении мира там речи нет. Он спасал СВОЙ собственный мир.
Кстати, - концовка романа меня разочаровала. Хотелось какой-то откровенности от автора, а там вышел пшик.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эдуард Ермоленко, а мне наоборот конец понравился. Ну что там могло быть - все зажили долго и счастливо? Или все умерли? Или началась новая жизнь на развалинах старой? Это всё так предсказуемо. А тут вон вдруг что. Для неоднозначного героя лучше не придумаешь - ни оценки, ни итога его стараний.
0 Ответить
Эдуард Ермоленко, спасал и думал что спасает - не одно и то же ли это? Что мы знаем о мире, который за пределами нашей головы)
0 Ответить
Наталья Осокина, нет, разумеется ) Если ты, конечно, материалист. Субъективное восприятие, само-собой, вносит коррективы. Не думаю, что наше бытие - это сон Будды. И в "Матрицу" не сильно верится.
Если я решу спасать мир, как я это понимаю, и начну для этого действовать как я считаю нужным, вплоть до убийств и манипуляций? Долго ли я пробуду на свободе и много ли людей меня поддержат? Такие спасители мира у нас на земном шарике есть ) Аум-сенрикё, например )
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Любимое произведение Кинга, выпадающее из всего его творчества. Хоть и концовка романа скомкана и невнятна, но...
Фильм? Фильм... Это полное разочарование. Победа толерантности и упрощения над разумом. Наиболее неудачная из экранизаций Кинга.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Эдуард Ермоленко, к сожалению, угодить всякого рода меньшинствам для голивуда важнее, чем снять достойную экранизацию
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кирилл Салимов, а мог бы получиться шикарный фильм
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эдуард Ермоленко, могла бы получиться серия шикарных фильмов. Не настолько сильных, как "Властелин колец" Джексона, но вполне крепких фэнтези-постап приключений. Впрочем, сейчас снимают сериал по "Колдуну и кристаллу", но и там, судя по фотографиям из павильона, не обошлось без участию меньшинств.
Мне, честно, без разницы цвет кожи актёров, но хотелось бы, чтоб сами актёры показывали должный уровень и не выбивались из антуража фильма и остального каста.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кирилл Салимов, ну... в роли Роланда чернокожий актер выглядит нонсенсом. Действительно, кроме Иствуда не могу никого представить. Не говоря уж даже про уровень исполнения. Получился невнятный фентезийный малобюджетный боевичек с претензией на философию.
Экранизация вышла вообще оторванная от книги. Не читавший книгу не понимает смысла, а читавший - видит искаженный смысл.
Оценка статьи: 5
0 Ответить