Сергей Курий Грандмастер

Как музыкальная тема из фильма «Исход» стала неофициальным гимном Израиля?

В 1948 году на Ближнем Востоке возникло новое (или «хорошо забытое старое») государство Израиль. Это событие вызвало небывалый национальный подъём у еврейского народа и, мягко говоря, острое недовольство у местного арабского населения (как мы знаем, этому конфликту до сих пор не видно ни конца, ни края).

Фото: pixabay.com

Не секрет, что Израиль создавался благодаря не только героическому энтузиазму евреев, но и при прямой поддержке США. Поэтому неудивительно, что в 1960 году американский режиссёр Отто Преминджер снял об этом событии откровенно пропагандистский (да чего уж греха таить, сионистский) фильм под библейским названием «Exodus» («Исход»).

Скан обложки диска

Главную музыкальную тему фильма сочинил Эрнест Голд. Говорят, изначально композитор и режиссёр планировали сделать из этой драматичной и величественной киномузыки песню, но так и не смогли подыскать подходящих слов.

Впрочем, и без слов «Theme From Exodus» имела огромный успех и получила сразу две престижные премии — «Оскар» и «Грэмми» (причём это был единственный случай в истории «Грэмми», когда выиграла чисто инструментальная композиция).

На этом победное шествие не закончилось. В 1961 году тема из «Исхода» сумела попасть на 2-е место американского поп-чарта в исполнении Ferrante & Teicher. Этот дуэт пианистов отличала тяга к экспериментам. Подкладывая под струны рояля металлические прутья, деревянные палочки, резину, бумагу и т. п., они добивались от традиционного инструмента почти «синтезаторного» звучания. Впрочем, в записи «Theme From Exodus» это не особо заметно…

Вторую жизнь композиции Эрнеста Голда дал американский исполнитель Пэт Бун, прославившийся, в первую очередь, тем, что «облагораживал» чернокожие песни и делал их хитами для «белых». Бун давно уже хотел превратить тему «Исхода» в песню, но собирался сделать это не сам, а при помощи профессионального поэта.

Однажды в канун Рождества он несколько раз подряд слушал оркестровую запись Голда в надежде просто придумать концепцию будущего текста. Жена певца от этого буквально сходила с ума и умоляла мужа помочь разложить подарки под ёлку.

Пэт Бун:
И вот, когда я услышал мелодию в 40-й раз, мне пришли слова: «Бог дал мне эту землю… Это земля моя…». И я подумал: «Ух ты, это же послание Исхода». Я начал записывать слова на первом листе бумаги, который мне подвернулся, и через 25 минут написал весь текст — как будто под диктовку. Когда же я перевернул бумагу, то оказалось, что это — рождественская открытка…

Я буду бороться, чтобы сделать эту землю нашей собственной.
Пока я не умру — эта земля моя!

Когда песня под названием «The Exodus Song (This Land Is Mine)» («Песня Исхода (Это — моя земля)» была закончена, Бун не стал исполнять её сам, а отдал Энди Уильямсу.

Выбор был удачным — Уильямс за свою карьеру не раз записывал замечательные версии кинопесен («Moon River» из «Завтрака у Тиффани», «Where Do I Begin» из «Истории любви», «Speak Softly Love» из «Крёстного отца»). Позже Бун, шутя, вспоминал, что Энди «всегда был благодарен мне за то, что я упустил шанс стать первым парнем, записавшим эту песню».

В 1962 году песня вышла на альбоме Уильямса «Moon River And Other Great Movie Themes». Стоит ли удивляться, что её особенно полюбили в Израиле — настолько, что она приобрела статус неофициального гимна. Пэт Бун тут же стал желанным гостем в этой стране, а ту самую рождественскую открытку с текстом песни передал в местный Музей Холокоста.

Пэт Бун:
«Для парня-христианина из Нэшвилла, написавшего слова, которые стали практически вторым еврейским национальным гимном, это — настоящая веха в жизни».

На мелодию «Theme From Exodus» записывались и другие каверы в самых разных стилях — хард-рок (от The VAGRANTS), ска (от The SKATALITES) и даже диско (от Хьюи Льюиса и AMERICAN EXPRESS под названием «Exodisco»). А певица Конни Фрэнсис исполняла «Песню Исхода» в сочетании с «Хава Нагилой».

Впрочем, сионистская тема песни вызывала и довольно едкую критику. Например, Нина Пейли сняла на песню анимационный ролик, где права на «землю Израиля» по очереди заявляют первобытные люди, хананеи, египтяне, ассирийцы, евреи, вавилоняне, македонцы, птолемеи, селевкиды, римляне, византийцы, арабские халифы, крестоносцы, египетские мамлюки, османские турки, британцы, палестинцы…

Страшно даже подумать, какие территориальные требования могут выдвинуть монголы — потомки Чингисхана!

Статья опубликована в выпуске 19.08.2019

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: