Историки утверждают, что популяризатором петушиных боёв в Москве был граф Алексей Григорьевич Орлов. Он выписал в конце ХVIII столетия из Англии боевых петухов, качества которых строго контролировал в России. Петухи графа Орлова были преимущественно с перьями красного цвета. Почему-то этот факт отмечен особо.
Помимо Орлова, в Москве обитал ещё один любитель петушиных сражений — генерал Всеволжский. Так вот его петухи обладали перьями преимущественно серого цвета.
Интересно, что во время захвата Наполеоном Москвы английские бойцовые петухи частично были вывезены за город, подальше от захватчиков. Понять это можно — стоили они приличных денег.
После 1812 года по разным причинам количество «счастливых» обладателей бойцовых петухов значительно увеличилось, и с той поры бои между упомянутыми птицами стали обычным явлением в Москве.
Известно, что наиболее агрессивного и крепкого молодого петуха сразу отделяли от прочих цыплят. Он становился первым претендентом на роль бойца.
Кормили такого петушка по-разному, но всегда — два раза в сутки. Один раз — ранним утром, другой раз — поздним вечером, и всегда в сумерках.
Причина для такого распорядка была проста: петушиные бои проводились ночью либо глубоким вечером. Поэтому и кормили будущих бойцовых птиц почти в темноте, чтобы они хорошо различали предметы даже при слабом освещении.
Вообще, участников в боях было довольно много и из совершенно разных социальных слоёв. Были тут и купцы со своими бойцовыми птицами, и мещане, и отставные военные, и разбогатевшие крестьяне, и студенты, и шулера, и даже духовенство. Не из монастырей, конечно, а из числа белого духовенства.
Известно, что долгое время петушиные бои проводились в Москве довольно открыто. Однако в 1865 году было создано «Российское общество покровительства животным», которое стало противиться проведению жестоких (по их мнению) состязаний среди боевых птиц.
Любители петушиных боёв нашли простой выход из сложившейся ситуации. Теперь бои с высокими ставками на ту или иную птицу стали проводить у кого-нибудь дома. Для этого на придомовом участке устраивали небольшой (только для птиц) загон или арену, где и проводились азартные мероприятия.
Историки упоминают про одну любопытную деталь. Хотя ставки часто делались в суете, обманы и подлоги практически исключались. Была, значит, у любителей петушиных боёв своя мораль.
С другой стороны, на подобных мероприятиях попадались и аферисты. Самым простым способом считалось взять на несколько секунд чужого петуха, якобы с целью погладить его или приласкать. За эти несколько секунд мошенник мог основательно и почти незаметно помять петуха так, что он проигрывал предстоящий бой.
Мошенничество более высокого порядка состояло в следующем: петуха намазывали специальным маслом, а в перья его добавляли едкий перец. В этом случае другая птица не могла просто так схватить такого петуха, да ещё и начинала чихать при контакте с перцем.
Стоит ли говорить, что мошенника, пойманного на таких уловках, нещадно избивали и выгоняли прочь? При этом заявлять в полицию считалось делом зазорным.
Однако время шло, в конце ХIХ столетия петушиные бои проходили всё реже и реже, а перед революцией они прекратились вовсе…
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...