• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Наумова Грандмастер

Фанни Черрито. Ундина романтического балета – кто она?

Ундина, прекрасная морская дева, полюбила рыбака Маттео. Она готова отдать своё бессмертие за один миг рядом с возлюбленным. Срывает розу и соглашается умереть, когда с цветка опадут лепестки. Маттео венчается с Ундиной, но она медленно угасает. Сёстры уносят её в море. К ней возвращается бессмертие, а вместе с ним — вечная тоска по утраченной любви.

Поль Гоген, «Ундина» (фрагмент), 1889 г. Фото: artchive.ru

Частый мотив романтического искусства — гибель прекрасной мечты при столкновении с реальностью. Балет «Ундина» (другое название — «Наяда и рыбак») был впервые показан в 1843 году. Поставил его Жюль Перро, музыку написал Цезарь Пуни.

Первой Ундиной стала Фанни Черрито (1817−1909) — легенда романтического балета. Её образ запечатлен не только на старинных литографиях — её именем названа одна из вариаций знаменитого па-де-катра.

Фанни Черрито
Фанни Черрито
Фото: ru.wikipedia.org

Слияние традиций

Фанни Черрито (настоящее имя — Франческа Черрито) — уроженка Неаполя. Училась будущая балерина в школе Театра Сан-Карло. Яркое дарование её было быстро замечено благодаря учителю Карло Бласису. Затем последовал успешный дебют, который положил начало головокружительной карьере новой звезды. Фанни Черрито блистала на сценах Италии, в том числе в легендарном театре Ла Скала.

Жюль Перро
Жюль Перро
Фото: ru.wikipedia.org

Однако она постоянно совершенствовала своё мастерство. Большое влияние на неё оказала французская школа. Два балетмейстера сыграли огромную роль в её судьбе — Жюль Перро и Артур Сен-Леон. Их постановки стали знаковыми для знаменитой балерины и во многом определили её исполнительскую манеру.

Артур Сен-Леон
Артур Сен-Леон
Фото: B. Braquehais, ru.wikipedia.org

Артур Сен-Леон был партнёром Черрито, с ним она гастролировала во многих столицах, в том числе Лондоне и Вене. Позднее он стал мужем балерины, хотя впоследствии супруги расстались. Ещё Фанни Черрито сама выступала как балетмейстер, что было редкостью для женщин в XIX веке. Она поставила несколько балетов. В их числе — «Альма, или Дочь огня», где Фанни исполнила главную партию.

В расчёте на индивидуальность Черрито Сен-Леон создал балет «Маркитантка». Уже в конце XX века Пьер Лакотт расшифровал запись одной из сцен этого спектакля, которая сейчас нередко исполняется в концертах. Вариация и дуэт для Черрито позволяют прочувствовать манеру артистки. Элегантность поз, графическая чёткость мелких движений в сочетании с лёгкими взлётами — всё это отличало искусство известной балерины.

Темперамент и лирика

Черрито стала одной из четырёх звёзд, выступавших в па-де-катре Жюля Перро. И её имя закрепилось за соответствующей вариацией. Мелодия вальса прорезалась взлётами в прыжках, а плавные приземления перетекали в быстрые мелкие движения. В искусстве Черрито была и бравурность, и воздушность — она соединяла в своём танце темперамент и лиричность.

Фанни Черрито, 1849 г.
Фанни Черрито, 1849 г.
Фото: Huster, ru.wikipedia.org

Ундина в одноименном балете очаровала и потрясла зрителей. Коронным номером Черрито был танец с тенью. Став смертной женщиной, героиня с удивлением и даже страхом замечает, что у неё появилась тень, как и у всех людей. Девушка-ундина то пытается поймать странное существо, то убегает от него, то играет с ним — непонятные, новые ощущения переполняют морскую деву.

Улыбка и грусть

Фанни Черрито умела быть и жизнерадостной. Даже в трагической партии Ундины мелькали моменты, вызывающие улыбку. Особенно в сцене, когда морская дева невидимой проникает в комнату к своей сопернице Джаннине, невесте Маттео, и запутывает пряжу, приводя растерянную девушку в недоумение.

Выступив в балете «Сильфида», Черрито сумела подчеркнуть и неземную суть героини — воздушной феи, и шаловливость, когда она играет с Джеймсом и манит его за собой. Жизнеутверждающие мотивы сквозили в искусстве Черрито. Даже умирая, её Ундина и Сильфида, оставляли ощущение торжества жизни и светлого начала. Любовь фантастических героинь побеждала саму смерть.

Успех сопутствовал Фанни Черрито в роли Эсмеральды. В ней — и радость первой любви, и ужас перед столкновением с жестокостью. Старинная версия балета заканчивалась оптимистически — раскаявшийся Феб спасал девушку от неправедного суда (против такой развязки не возражал и сам Виктор Гюго). И для Черрито это было закономерно. А для исполнителя партии Феба это была возможность показать перерождение героя.

Незримый танец

Гастролировала Фанни Черрито и в Санкт-Петербурге. Увы, радости эта поездка не принесла. Во время одного из спектаклей загорелась декорация и частично обрушилась. Черрито чудом не пострадала, однако пережила сильнейший шок.

После этого случая ей было всё труднее решиться выйти на сцену. Последнее выступление состоялось в 1857 году. По окончании карьеры Черрито уединённо жила в Париже, где скончалась в возрасте 91 года.

Но её образ остался в легендах. Она незримо присутствует в балете «Ундина», воссозданном в наши дни Пьером Лакоттом. Ещё известна другая версия — сюита «Наяда и рыбак», которую поставил Пётр Гусев. Так продолжается жизнь легендарного образа. И тень, с которой танцует героиня — это ещё и тень самой Фанни Черрито, Ундины романтического балета.

Статья опубликована в выпуске 26.09.2019
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: