В 1552 году Изабелла де Карацци и Диамбра де Поттинелла сошлись в поединке, где победу одержала Диамбра. К счастью, обе участницы остались живы. Достался ли Диамбре предмет спора, неизвестно.
Документальные свидетельства о женских дуэлях обычно относятся к XVIII веку, хотя в конце XVII-го во Франции жила оперная певица и способная фехтовальщица Жюли д’Обиньи. Фехтованию она научилась от своего любовника, с которым они вместе выступали на разных фестивалях.
Жюли сама по себе крайне интересный персонаж, достойный целой книги, но ограничусь темой статьи. Однажды её толкнул в плечо молодой дворянин. Она же была одета в мужскую одежду, поскольку скрывалась от правосудия и женщину в ней никто не узнал. Жюли вызвала обидчика на дуэль и вонзила ему шпагу в плечо, но оставила жизнь. После дуэли дворянин стал её очередным любовником и помог добиться помилования от короля.
Женские дуэли не были массовым явлением, но чем-то неслыханным тоже. Только правила вызова были намного мягче, чем у мужчин.
- Аристократ не имел права отказаться от вызова, чтобы не прослыть трусом и не потерять честь. Дама же легко могла послать вызывальщицу подальше, и никто бы её не осудил.
В остальном дуэли между женщинами проходили точно так же. Секунданты, свидетели, «к барьеру», «не угодно ли вам примириться» и всё такое прочее. Интересно, что в России разрешалось женщине драться и с мужчиной на равных условиях. Момент отражен в Псковской судебной грамоте 1397 года.
Смерть на женские поединки являлась редко. Часто дрались просто на кулаках, либо до первой крови.
В России, впрочем, рукопашные дуэли почти не проводились. В совсем давние времена дрались рогатинами, дубинами и дрекольем — боевым шестом. Позже — на саблях, шпагах, пистолетах и револьверах.
Опять же в России зафиксирована женская дуэль, перешедшая по наследству. В 1829 году вдовы-помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сильно из-за чего-то поссорились. История причину дуэли не сохранила, но о самом поединке известно достаточно.
Женщины взяли кавалерийские сабли своих мужей, пошли в березовую рощу и… Зарубились. Заварова поймала саблю головой, а Полесова получила удар в живот. Ольга умерла на месте, Екатерина через пару дней.
Свидетелями схватки были дочери помещиц — Александра Заварова и Анна Полесова. Спустя несколько лет они тоже сошлись в поединке, но уже на шпагах. В этот раз победила семья Заваровых: Александра ловко заколола соперницу.
Екатерина II, сама участвовавшая в дуэлях в юности, к дуэлям относилась благосклонно, но требовала драться только до первой крови. В случае гибели или серьезного ранения одного участника второго наказывали. В итоге за долгое правление императрицы только три дуэлянтки отправились на тот свет.
Авторы статей о женских дуэлях любят привлечь внимание читателя тем, что участницы часто сражались обнаженными по пояс. Однако это неправда. Точнее, такой случай зафиксирован лишь однажды.
Княгиня фон Меттерних сильно разругалась с графиней Килманнсегг. Причина дуэли весьма женская — дизайн интерьеров. Дамы не договорились о том, в каких цветах оформлять интерьеры на Венскую музыкально-театральную выставку 1892 года. 56-летняя княгиня вызвала графиню на дуэль, и они вместе с секундантами отправились к месту поединка. Врач, баронесса Любинская, опасалась, что даже легкие раны могут дать заражения из-за нестерильной одежды, и потребовала, чтобы участницы сражались топлесс.
Сражались женщины на дуэлях в основном из-за мужчины, причем зачастую последний обязывался жениться на победительнице. Хотя были случаи, когда предмет спора успевал найти новую пассию, пока две соперницы проливали друг другу кровь.
Дуэльные кодексы никак не регламентировали женские поединки и вообще обходили их стороной. Отсюда сложилось мнение, что женщины дрались с большей жестокостью и коварством.
Однако если рассмотреть большинство дуэлей, то в целом они ничем не отличаются от мужских. И смертельных исходов у женщин всё-таки меньше в процентном отношении. Хотя есть свидетельства, что женщины смазывали клинки ядом, чтобы уж наверняка добиться гибели противницы.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...