• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Как советские лыжники преодолели... Ледовитый океан?

В конце 1960-х годов в Москве сформировалось нечто вроде клуба любителей экстремального туризма, как сказали бы сейчас. Люди ходили в походы на несколько дней, часто — зимой, выбирая довольно сложные маршруты.

А. А. Дейнека, «Лыжники», 1950 г. Фото: artchive.ru

И вот в 1970 году пятеро жителей столицы (уже имея за плечами опыт экстремального туризма) взяли отпуска и поехали не куда-нибудь, а на Таймыр, то есть за Полярный круг. Там они преодолели по прибрежным льдам и берегам около 500 километров и вышли к конечной точке необычного путешествия — мысу Челюскин.

Именно в этом походе и зародилась идея достичь Северного полюса на лыжах, осторожно двигаясь по льду и коварным ледяным заторам.

Среди участников этого перехода был известный путешественник и популяризатор активного образа жизни Дмитрий Шпаро.

Дмитрий Игоревич Шпаро
Дмитрий Игоревич Шпаро
Фото: Анастасия Сергеевна Федоренко, ru.wikipedia.org

В общем, в 1971 году при содействии газеты «Комсомольская правда» была создана Полярная научно-спортивная экспедиция «Комсомольской правды».

Почему именно так? Ну, газета внимательно следила за подготовкой мероприятия, а тут ещё участники описанного выше пятисоткилометрового похода привезли в качестве сувениров прямо в редакцию камни с островов, названных островами Комсомольской правды. Вот как-то так.

С 1971 по 1979 годы группа под руководством Шпаро тренировалась на островах Ледовитого океана, на Таймыре, и совершила переход на лыжах от острова Врангеля к советской дрейфующей станции СП-23.

Все навыки, полученные во время этих тренировок и путешествий, пригодились в 1979 году, когда советские энтузиасты впервые в мире достигли Северного полюса на лыжах. Произошло это 31 мая 1979 года.

Высокоширотная экспедиция газеты «Комсомольская правда», почтовый блок СССР, 1979 год
Высокоширотная экспедиция газеты «Комсомольская правда», почтовый блок СССР, 1979 год
Фото: Andshel, ru.wikipedia.org

Надо добавить, что к трудностям ледового перехода добавились ещё и сложности путешествия в полярной ночи. Да-да! Советские лыжники часть пути преодолевали полярной ночью.

Как видно из изложенного выше, прошло долгих девять лет от зарождения идеи до её непосредственного осуществления — покорения полюса именно на лыжах.

Во время этого уникального события нашим путешественникам пришла в голову мысль пройти на лыжах не только до Северного полюса, но и далее до Канады. Благо теоретически это можно было осуществить, пользуясь сплошным ледяным покровом в северных широтах.

Идея пришлась по душе не только группе Шпаро, но прошло долгих восемь лет, прежде чем было получено разрешение на уникальный трансарктический переход. В Советском Союзе уже вовсю шла перестройка, потому что на дворе был 1987 год. Возможно, отчасти из-за этого руководство страны решилось на разрешение новой экспедиции. Её руководителем назначили всё того же Дмитрия Шпаро.

В феврале 1987 года он вылетел в Канаду. Там Дмитрию удалось выступить на местном телевидении и подробно рассказать о намеченном путешествии. В конце передачи наш славный земляк объявил, что с канадской стороны нужны добровольцы в количестве трех, максимум — четырех, человек.

На призыв Шпаро откликнулось довольно много желающих (всё-таки значительная часть Канады лежит за Полярным кругом, есть и там выносливые люди), поэтому руководителю полярной экспедиции предстоял внимательный отбор кандидатов.

Наконец, в предстоящую экспедицию отобрали четырёх канадцев. Все они были хорошо развиты физически, обладали разными полезными навыками и имели бесценный опыт участия в похожих ледовых экспедициях.

К примеру, Ричард Вебер в 1986 году успел побывать на полюсе в составе американо-канадской экспедиции. В тот раз двух человек из-за обморожений пришлось эвакуировать, но Вебер и пять его попутчиков добрались до полюса.

Как советские лыжники преодолели... Ледовитый океан?
Фото: Depositphotos

В общем, когда состав советско-канадской экспедиции утрясли, начались тренировки. Одна из них происходила в СССР — на суровом, красивом и загадочном Тянь-Шане. А другая — уже на территории Канады, именно в арктических широтах.

А в 1988 году необычный советско-канадский проект благополучно завершился. За 91 день экспедиция преодолела около 2000 километров, закончив свой путь в Канаде, в штате Онтарио.

Статья опубликована в выпуске 3.11.2019
Обновлено 14.08.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Эх! были люди в наше время!

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за интересную публикацию! Правда, хотелось бы знать, сколько времени потребовалось на переход, когда они стартовали, потому что уже с марта в районах крайнего севера солнце светит чуть не круглые сутки.... В советское время в районах Крайнего севера дальние лыжные переходы были популярны. Я северянка, вот окружная газета НАО "Нарьяна Вындер" в номере от 14 сентября 2019г опубликовала материал, как 50 лет назад , в феврале-марте 1969 года, шестеро молодых комсомольцев в честь 40-летия округа, совершили лыжный переход от Нарьян-Мара до Архангельска! Это в разгар зимы и полярной ночи! Расстояние Архангельск - Нарьян-Мар по трассе составляет 1912 км, если верить интернету, а ведь ребята шли не по трассе, а по тундре без дорог... Данную публикацию можно найти в интернете, если кому-то интересно.

    Оценка статьи: 5