Перейти к предыдущей части статьи
«Иван Бодхидхарма»
Последним треком, записанным для альбома, стал «Иван Бодхидхарма». По сравнению с тем же «Делом мастера Бо» загадок здесь гораздо меньше.
Достаточно лишь упомянуть, что Бодхидхарма — это легендарный буддийский монах, который около 475 г. прибыл из Индии в Китай («движется с юга…») и поселился в знаменитом монастыре Шаолинь. По преданию, сей незаурядный муж провёл целых 9 лет в неподвижной медитации, сидя перед стеной пещеры.
Что касается фразы «И белый тигр молчит, и синий дракон поет», то она тоже имеет отношение к Китаю, где тигр (Бай Ху) символизировал Запад, а дракон (Цин Лун) — Восток.
Борис Борисыч решил сделать Бодхидхарму более актуальным и близким отечественному слушателю — наградил монаха русским именем и отправил к зашоренным жителям современных городов, чтобы раскрыть тем глаза на истинную суть и красоту мира.
Он движется мимо строений, в которых
Стремятся избегнуть судьбы;
Он легче, чем дым;
Сквозь пластмассу и жесть
Иван Бодхидхарма склонен видеть деревья
Там, где мы склонны видеть столбы;
И если стало светлей,
То, видимо, он уже здесь…
Так как песня походила на маршеобразный вдохновляющий гимн, то БГ захотел добавить туда оптимистическое соло на трубе — в духе композиции Исаака Дунаевского «Весёлый ветер» из к-ф «Дети капитана Гранта» (1936). Трубач курёхинской ПОП-МЕХАНИКИ Александр Беренсон записал аж три партии, из-за чего на магнитофоне не осталось лишнего канала для гитарного соло.
«Электричество»
Стремление сделать структуру песни более сложной мы видим и на примере композиции «Электричество» с её струнным квартетом и аж двумя партиями баса — обычного и безладового. БГ начал играть песню ещё на акустических концертах 1983 года, но тогда она была более короткой. На «Дне Серебра» в «Электричество» добавили минорную часть («Слишком рано для цирка…»).
Если «Ивана Бодхидхарму» можно было воспринимать и без знания истории китайского дзен-буддизма, то с «Электричеством» было сложнее. Первые строчки вопросов не вызывали — по-моему, это одно из самых метких описаний творческого процесса:
Моя работа проста — я смотрю на свет.
Ко мне приходит мотив, я отбираю слова…
Не было у меня проблем и с фразой «если твой путь впечатан мелом в асфальт…». К слову, это яркий пример умения БГ писать сложно о простом (по сути, строчка означала «если ты всё время идёшь только по дорожной разметке»).
Отрывок о «походе к Святой земле» и «малиново-алой птице» тоже особого разбора не требовал: подобная образность и метафоричность — не редкость в мировой поэзии. А вот припев оставлял немало вопросов:
Но электричество смотрит мне в лицо,
И просит мой голос;
Но я говорю: «Тому, кто видел город, уже
Не нужно твоё кольцо»…
Что «электричество» — это лампа, на которую смотрит автор, сочиняя песню — понятно. Но что понимается под «кольцом»?
Ох, нелёгкая это задача — проникнуть в дебри гребенщиковских образов! Парадокс, но именно эти словесные и смысловые лабиринты одних слушателей страшно раздражали, а других, напротив, привлекали, давая широчайшее поле для личных трактовок и ассоциаций. Я оказался из последних…
Как впоследствии оказалось, слова о «кольце» и «городе» на самом деле имели прямое отношение к фэнтези-трилогии Д.
БГ же ознакомился с книгой гораздо раньше и, видимо, читал её в оригинале (по крайней мере, «эльфийские руны» появились ещё на обложке альбома «Треугольник» в 1981-м). Мир Толкина буквально очаровал лидера АКВАРИУМА, и я могу его понять.
БГ:
«Этот писатель сконструировал реальность целиком. И такая реальность подошла не только мне, а ещё миллионам людей по всему свету. Причём не как бегство, а как дополнение и необходимое расширение понятия, что такое жизнь вообще. И то, что описано Толкиным для меня и сегодня наиболее реальное из того, что я вижу вокруг.
Ведь основная задача человека — это Богосотворчество. Общаясь с реальностью, мы имеем дело не с миром, а с определённым описанием этого мира, которому мы научены с детства и которое постоянно поддерживаем.
Чтение Толкина — один из методов смены этого описания также, как рок-н-ролл — другой метод подобной смены».
Сегодня, после фильма Питера Джексона, даже гламурные барышни и гопники прекрасно знают о магическом Кольце Всевластья, которое подчиняло владельца своей тёмной воле.
Остаётся только добавить, что под «белым городом на далёком холме» подразумевался город Тирион на холме Туна. Располагался он в Валиноре — Благословенной земле эльфов, скрытой от глаз смертных людей. Только там можно было окончательно излечить пагубную зависимость от зловещего артефакта…
«Глаз»
Альбом «День Серебра» получился очень цельным как по звучанию, так и по общей атмосфере. БГ не случайно считал эту запись высшим проявлением АКВАРИУМА 1980-х, хотя и сетовал, что она «слишком успокоенная». Чтобы привнести в альбом рок-н-ролльную энергетику, туда решили добавить песню «Глаз», которая игралась на электрических концертах ещё с 1983 года.
К сожалению, несмотря на саксофонное соло Игоря Бутмана (уже принимавшего участие в записи альбомов «Табу» и «Радио Африка»), студийная запись этой песни всё равно вышла вялой. Достаточно сравнить её хотя бы с зажигательной версией, сыгранной на «Музыкальном ринге». Недостатком студийной записи стало и отсутствие бэк-вокала Дюши, который в финале допевал за БГ строчку «кого-то ещё» (каналов, что ли, опять не хватило?).
Песня стала неким обращением БГ к государственной музыкальной индустрии, которая почти полностью игнорировала самодеятельные рок-группы. Нечто похожее звучало и в другой старой песне АКВАРИУМА — «Я хотел петь»:
Я не знаю, при чём здесь законы войны,
Но я никогда не встречал настолько весёлых времён.
При встрече с медвежьим капканом
Пойди объясни, что ты не медведь.
Господи, помилуй меня;
Все, что я хотел, — я хотел петь…
Надо сказать, что 1983−1984 годы выдались особо нелёгкими для советской рок-музыки — многие коллективы были признаны «вредными» и были распущены. Кое-кого даже посадили — правда, за экономические преступления. Например, Алексея Романова из ВОСКРЕСЕНЬЯ — за нелегальные заработки на концертах, а будущего «шансонье» Александра Новикова — за подпольное изготовление и сбыт музыкальной аппаратуры…
БГ:
«Мы даже обращались к властям (разумеется, только на таком метафизическом уровне). Я говорил: мы вам вреда приносить не собираемся; да, нас можно „взять руками“, только неизвестно, что из этого выйдет. Как видите, и руками не взяли, и мы остались такими, как были…».
«Глаз» оказался также единственным настоящим рок-н-роллом, попавшим на дебютный винил группы АКВАРИУМ. Как известно, пластинка представляла собой сборник песен из двух альбомов группы — «День Серебра» и «Дети Декабря». И худсовет фирмы «Мелодия» сделал всё, чтобы на пластинку не проникла ни одна заводная вещь. Даже тот же «Глаз» оказался там лишь по протекции Аллы Пугачёвой, которой эта песня очень приглянулась.
Б-р-р...? Этот БГ был, есть и останется мелкотравчатым, занудным музыкальным лабалой. Текстовка, музон и названия вгоняют в ступор многих, вкл. и автора. Оценить затрудняюсь.
1 Ответить
Сергей Дмитриев, руки прочь от БГ)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, вы привыкли мерить всё человечество своей меркой, а люди разные и их пристрастия тоже. Уважайте людей и не приставайте к ним с нравоучениями о том, что они "неправильно живут".
0 Ответить
Денис Леонтьев, Хм. Ну да. Сергею нельзя, а Вам можно. Ультраевроштатовская позиция.
1 Ответить
Валерий Сатокин, я по крайней мере не леплю категорические клейма типа "был, есть и останется" и не подписываюсь под этим за всё человечество.
0 Ответить
Вы таки явный поклонник БГ. При всем уважении к известным заслугам, я перестал уважать БГ еще с той поры, когда он спел "Город золотой" и на том этапе умолчал, когда народные массы присвоили авторство песняка ему.
0 Ответить
Валерий Сатокин, скорее всего когда эта песня только прозвучала, все знали, кто автор, и Б.Г. этого не скрывал. А уже в наше время кто-то "открыл Америку через форточку", раздул сенсацию, просто смешно. Это когда школьник решит что-то прочесть, вообразит, что никто, кроме него, этого не знает, и бежит всех удивлять.
0 Ответить
Денис Леонтьев, Ваше предположение наивно и смешно. Всё с точностью до наоборот. Это нынче в Инете "открывают Америку через форточку" и рассказывают сказки, как БГ искал авторов, то так говорил, то иначе... А я просто жил в то время и события при мне происходили. Допускаю, что в узких музыкальных кругах была некая подлинная информация. Однако, широкие массы, в том числе и активные дворовые музыканты, считали автором БГ. И на концертах БГ поклонники его славили за эту песню. А он скромно молчал.
К слову, многие знаменитости забывают, что их начальные шаги и высказывания были известны окружающим людям. Достигнув определенных высот, они начинают творить рассказки и сочинять легенды, подправляя прошлые факты в угоду конъюнктуре.
0 Ответить
А вот автора эта "дискуссия", которую накрутили вокруг его статьи о БГ , не раздражает, правда?
0 Ответить
В радиопередаче , лет 10 назад , какой то знаток творчества БГ расшифровывал тексты . Это из такой то книжки , это из такой то , а это по мотивам третьей . В общем Борис читал заумь и потом перекладывал белым стихом на звуки му . Народ млел и цокал .
БГ конечно глыба , но с маленькой буквы . Плут
0 Ответить
Э Р, Звуки Му... Дак там всё понятно. Как и про вьетнамского летчика Ли Си Цын.
0 Ответить
Э Р, Ещё раз. Аж вернулся. После того, как потерялся. Ну очень хотелось"!!!!!!
Тем более, что данность у меня в сокровенном ворде.
Извините, здесь текст не самый оригинальный. Кому интересно - пишите в личку.
Я бегу по выжженной земле,
Гермошлем захлопнув на ходу.
Мой "Фантом" стрелою белой
На распластанном крыле
С ревом набирает высоту.
Вижу голубеющую даль -
Нарушать такую просто жаль.
Жаль, что ты ее не видишь!
Путь наш труден и далек.
Мой "Фантом" несется на восток.
Делаю я левый поворот,
Я теперь палач, а не пилот:
Нагибаюсь над прицелом
И ракеты мчатся к цели.
Впереди еще один заход.
Вижу в небе белую черту -
Мой "Фантом" теряет высоту.
Катапульта - вот спасенье!
И на стропах - натяженье,
Сердце - в пятки: в штопор я иду.
Только приземлился, в тот же миг
Из кустов раздался дикий крик:
Желтолицые вьетнамцы
Верещат в кустах, как зайцы.
Я упал на землю и затих.
Вновь иду по проклятой земле.
Гермошлема нет на голове.
Сзади дулом автомата
В спину тычут мне солдаты,
Жизнь моя висит на волоске.
"Кто же тот пилот, что меня сбил?", -
Одного вьетнамца я спросил.
Отвечал мне тот раскосый,
Что командовал допросом:
"Сбил тебя наш летчик Ли-Си-Цын".
Это вы, вьетнамцы, врете зря!
В шлемофоне четко слышал я:
"Коля, жми, а я накрою!" -
"Ваня, бей, а я прикрою!"
Русский асс Иван подбил меня.
Где-то там, вдали, родной Техас,
Дома ждут меня отец и мать.
Мой "Фантом" взорвался быстро
В небе голубом и чистом -
Мне теперь вас больше не видать...
0 Ответить
Сережа, простите, Вы почему же молчите? Хоть слово за кумира молвите!!!!!!!!!!
Я не из праздного любопытства спрашииваю.
Скажем с Шевчуком, Макаревичем, Никольским, Митяеевым, а особенно с Лепсом я лично знаком.
Чтоб понятно было - я - радийщик. И всё-таки.
0 Ответить