Есть много рифмованных пословиц, поговорок, закличек, а это — народное творчество. Дети всегда любят складные обзывалки придумывать. Давайте и мы попробуем зарифмовать хотя бы две строчки. Вдруг получится! Вдруг понравится! Ребенку это важно и полезно, если он просто увидит красоту рифмы и приучится читать стихи. А дальше видно будет.
Поступим таким образом. Возьмем коротенькие стишки известных авторов и добавим к ним что-то свое. Например:
* Вячеслав Орлов
Я будильник разбудил
Утром
Я
Глаза
Открыл,
У будильника
Спросил:
''Извините!
Извините!
Почему вы
Не звените?''
Вот и всё стихотворение. А где же ответ на вопрос? Почему будильник молчит? Ах, он спросонья в затруднении! Давайте ему поможем.
Какие здесь могут быть варианты ответа?
— Я всю ночь стихи писал
И поэтому проспал…
*
А будильник мне в ответ:
— У меня завода нет.
*
— Потому я не звеню —
На ремонте я стою.
*
Отвечал будильник мой:
— Так сегодня ж выходной!
*
— Как всегда по воскресеньям,
Отдыхаю с наслажденьем!
*
— Извини, дружочек мой,
Я сегодня — выходной!
*
А будильник говорил:
— Ты меня не заводил!
*
— Я звонил-звонил-звонил,
Но тебя не разбудил.
*
— Без завода не могу
Зазвенеть я поутру.
*
Ты и завтра не забудь
Мои стрелки повернуть!
*
— Так вчера я изнемог,
Что звенеть совсем не смог…
*
— А вчера я та-а-ак устал,
Что сегодня и проспал.
Вы решили, что это забава только для детей? А попробуйте провести эту игру в более взрослой аудитории или совсем во взрослой. Неизвестно еще, получится ли лучше. Это мы сочиняли с пятиклассниками на уроке развития речи.
Что должен уметь организатор игры? Нет, вовсе не обязательно быть поэтом. Просто заранее обдумывайте ответы в прозе. Потом помогите аудитории вопросами:
- что мог бы ответить будильник?
- какие у него могут быть причины не звенеть поутру?
- может быть, ему помощь требуется?
- а что, если он просто — хулиганничает?
и т. д.
А зарифмовать — уже дело техники.
Вариантов работы может быть несколько. Вы пишете рифмушки — не бойтесь называть их стихами, Пушкин простит! — все вместе, поэтому обсуждать ответы можно вслух. Если предусмотрено личное или командное авторство, то организатор только вопросами помогает, ответы вслух не произносятся.
Надо успеть у всех посмотреть рукописи, помочь и ошибки исправить, и рифму подчистить. Не стоит, по-моему, определять первенство. Подвести итоги можно, например, и так:
Взяли мы стихи поэта
И добавили куплеты.
Получились неплохи
Наши первые стихи!
И сразу выпускаем сборник стихов, чего медлить! Если, конечно, первая часть затянется надолго, то даем самостоятельную работу или собираемся еще раз… В любом случае создаем издательство, даем ему название. Нет компьютера под руками, так рукописный журнал — очень даже здорово! Рисунки прямо тут же можно разместить.
За дело берутся редакторы, корректоры, художники. Сосчитайте заранее, сколько экземпляров вам понадобится, сколько бумаги и фломастеров надо. Если рекламу развернуть, так еще и добавлять тираж потребуется — для мамы и папы, для дедушки и бабушки, друзьям.
Такой практикум творческой деятельности можно провести на семейном празднике, на дне рождения, в лагере, на занятиях кружка, на уроке, в поезде… Пригодятся в жизни и такая веселая придумка, и навыки «книгоиздательства»!
Могу предложить еще короткие стихи. Про запас!
* Валентина Ланцетти
Прыжок в высоту
Я бы прыгнул высоко,
До высоких облаков!
Я достал бы там Луну
И звезду, да не одну!
Только мама не велит
Ночью прыгать:
Небо спит.
Что же делать-то? Прыгать-то ведь хочется, как и все остальное, когда запрещают!
Попутчики
Я иду. Апрель идет.
Я пою. И он поет.
Ручеек нас обогнал
И с разбегу — прыг! — в канал.
— Кап! — Апрель сказал. — Кап-кап,
Не замерз бы, не озяб…
Я иду и улыбаюсь,
В солнечном тепле купаюсь.
Да тут к каждой паре строчек можно продолжение написать — это же весна!
* Николай Красильников
Репей
Сказал Репей:
— Я — верный друг.
Об этом знают все вокруг!
И помнят,
Между прочим,
Что я
Привязчив очень!
Да уж, кто не знает привязчивости-прилипчивости репья! А если он девчонке к косе прицепится? Надо предупредить ее!
Первый урок
На пруду идет урок:
Раз — нырок,
И два — нырок…
Не видать в воде утят —
Только хвостики торчат!
А как же мама их пересчитывает?
Речка и море
Не уставая,
Круглый год
Из речки море
Воду пьет.
Все пьет и пьет —
Старается,
А речка
Не кончается!
А правда — почему речка не кончается? Где она сама воду пьет?
Доброе утро
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро! —
Солнцу и птицам.
— Доброе утро! —
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Возможно ли доброе утро до вечера продлить? Да, конечно! А доброе настроение? Да хоть на всю жизнь!
* Григорий Бойко
Я да я
— Кто спешит к столу присесть?
— Я!
— Кто спешит варенье съесть?
— Я!
— А кто будет мыть посуду?
— Ты спроси об этом Люду,
Почему всё я да я?
Несерьезный вопрос! Должен же и я когда-то посуду помыть за всеми, если все ее за меня моют, правда?
* Сергей Погореловский
Перестарался
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
— Что с тобой?! — вскричала мать. -
Заболел, сыночек?
— Я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи!»
Маме, конечно, будет приятна такая забота, но все-таки лучше сделать это перед сном. А тут-то как быть? Ну, если уж ты вспомнил об этом посреди ночи, проговори пожелание хотя бы даже шепотом. Мамы — они такие, что и услышать могут. Попробуй утром проверить это. Что она ответит?
Поэтом быть — это хорошо! Поэтом быть — это интересно!
Эту тему можно закидать цитатами классиков: * Можно и не быть поэтом, \\ но нельзя молчать,пойми, \\ как кричит полоска света, \\ прищемленная дверьми* / А. Взнснскй\ - * Стоит изумиться рифмочек парой нам нам - \\ мы почитаем поэтика гением. \\ Одного называют красным Байроном, \\ другого - самым красным Гейнем. * / ВМ /
Или у Пушкина ( * О чем, прозаик, ты хлопочешь, \\ Давай мне мысль какую хочешь \\ .... и горе нашему врагу*)
Можно посочувствовать, как его угораздило недостаточным росточком. Оценка - 5
1 Ответить
Вот мне и стоило вторую часть заголовка так написать: в жизни все навыки пригодятся
0 Ответить
просто умения рифмовать конечно недостаточно, чтобы стать поэтом))) но в жизни все навыки пригодятся
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Есть много специальных методик, которые помогают научиться рифмовать и ещё научиться такой вещи, как ритм. Чтобы количество слогов в каждой строчке было одинаковым.
У меня раньше получалось писать стихи, сейчас - нет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, может просто есть другое, более сильное увлечение?
0 Ответить
У меня быстро рифмы не идут. Надо посидеть, на волну настроиться.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Елена Пискунова, настрой, конечно, нужен - куда без него!
1 Ответить