Анна Бердникова Грандмастер

Как пользоваться естественными последствиями в воспитании ребенка?

Вашему вниманию предлагается концепция воспитания, разделяемая в настоящее время многими отечественными и зарубежными семейными психологами. Согласно этой концепции, не существует наказаний как таковых, а есть лишь последствия тех или иных поступков.

Последствия могут быть двух видов — естественные и логические. Естественные последствия происходят сами собой, «это один из видов наказания, исходящий от самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме себя самого». Так коротко и точно охарактеризовала естественные последствия непослушания Юлия Борисовна Гиппенрейтер.

Что необходимо сделать, чтобы естественные последствия начали работать? Прежде чем позволить событиям развиваться самостоятельно, надо задать себе несколько вопросов: «Что случится, если я не буду вмешиваться?», «Что может случиться самое страшное, если я не буду вмешиваться?». Если вы получаете не такие уж пугающие ответы и готовы пережить результаты своего невмешательства, то можно приступать к работе:

Перестаньте напоминать ребенку, что нужно сделать.

Не говорите ребенку, каким будет последствие, пусть все произойдет само.

Ни в коем случае не злорадствуйте, когда наступит естественное последствие.

Для наглядности приведем конкретный пример.

Ребенок разбрасывает игрушки ровным слоем по полу своей комнаты и, вопреки всем вашим просьбам и требованиям, отказывается их собирать.

Первый шаг. Что может произойти самого страшного, если вы не вмешаетесь?

1. По детской комнате будет сложно перемещаться. Это комната ребенка — ему там и перемещаться.
2. Вернувшийся с работы папа будет бурчать по поводу беспорядка в квартире. Беспорядок только в комнате ребенка, а не во всей квартире.
3. Случайно зашедшая в гости бабушка может сказать, что ее внука плохо воспитывают, в ее время все было иначе… Во-первых, бабушка может и не зайти, а во-вторых, вряд ли в ее время все было иначе…

Второй шаг. Вы не напоминаете ребенку о том, что игрушки надо время от времени собирать. Это трудно, но выполнимо.

Третий шаг. Не говорите ребенку, каким будет последствие, пусть все произойдет само. А что, собственно, может произойти? Что в этой ситуации может стать естественным последствием? Например, ребенок может нечаянно наступить на игрушку и сломать ее или потерять что-нибудь.

Любой из этих вариантов может стать для ребенка серьезным естественным последствием, который побудит его навести порядок в комнате — это будет самостоятельным решением вашего ребенка. Здесь очень важно, приложив максимум усилий, сдержаться и выполнить четвертый шаг.

Четвертый шаг. Не злорадствуйте. Сюда относятся не только выражения откровенной радости при виде сломанной игрушки, также высказывания типа: «А я тебе сколько раз говорил…», «Этого и следовало ожидать» и т. д. Такое высказывание вполне может переключить внимание ребенка с осознания происшедшего и установления причинно-следственных связей на чувство обиды, возникшее в результате ваших слов. В этом случае естественные последствия не будут работать.

Существует ряд ситуаций в воспитании ребенка, когда естественные последствия заведомо работать не будут, более того, иногда естественные последствия могут быть опасны для ребенка. Поэтому мы не используем естественные последствия (ЕП) в следующих случаях:

 — Когда ЕП может быть опасна для ребенка. Так, например, не стоит пользоваться ЕП, когда ребенок выезжает на проезжую часть на велосипеде.

 — Когда следствием поведения ребенка может быть нарушение прав окружающих. Например, ребенок, окунув руки в краску, с интересом исследователя наблюдает за тем, какие пятна можно оставить на одежде окружающих.

 — Если для срабатывания ЕП нужно много времени, и ребенок не свяжет причину и следствие. Например, ребенок в первом классе не хочет учиться, не считает обучение важным и интересным. Такого ребенка не вдохновят мысли о том, что в далеком будущем он не сможет стать грамотным человеком. Отпускать эту ситуацию в надежде на решение ее с помощью естественных последствий не стоит, ребенок не свяжет эти события между собой.

 — Если Е П никак не затронет ребенка, и проблема для него не станет явной. Например, ребенок выдергивает из клумбы цветы, недавно высаженные бабушкой-соседкой. Если ребенок при этом достаточно мал, то скорее всего последствия наступят для мамы, которая ничего не сделала, чтобы остановить маленького разрушителя.

В каждом родительском багаже найдутся ситуации, которые регулярно становятся конфликтными, хотя могли бы легко и свободно разрешиться методом естественных последствий.

Обновлено 5.09.2017
Статья размещена на сайте 26.11.2007

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень интересно! Садитесь, "пять"!

    У меня почему-то возникла ассоциация со школой. Вы, наверное, отличницей были... Мне тоже хотелось бы прочитать о логической последовательности - тоже должно быть много интересного.

    У меня только вопрос. Мне, как мужчине, ЕП практиковать было проще, чем моей жене. Её любовь к детям поглощала её полностью, и ЕП ей не давалась, хотя я ей чисто интуитивно это рекомендовал.

    Интересно, есть ли какая-нибудь методика, обучающая молодую маму, безмерно любящую своего ребёнка, применять этот метод, направляя свою любовь в правильное русло? Естественно, я не призываю подавлять свои чувства, но подключить к ним ещё и разум. Мои дети уже старшеклассники, но, может быть, для внуков пригодится...

    Оценка статьи: 5

    • Порадовала идея обучения молодых мам подключению мозгов, спасибо, Игорь. Действительно, иногда понимаешь, что вот так вот делать нельзя, но деточка посмотрит, улыбнется, а то и поцелует еще (контрольный, как говорится, в голову), и куда-то девается умная мама с высшим образованием и "взглядами" - остается только МАМА, растаявшая, как мороженое в жаркий день... А ведь пятна потом самой же отчищать придется

  • Отличная статья, спасибо.
    А продолжение будет?

    Оценка статьи: 5

  • КАк набраться терпения и не реагировать на помойку, которую устраивает ребенок? Моим детям все в этой помойке НРАВИТСЯ . Последствия их, конечно, расстраивают, но не побуждают к наведению порядка .

    • У любой методики есть разумные пределы. И в каждом случае они свои
      Лично я со старшим сыном практиковала следующее: заранее объявлялось, что, скажем, в субботу утром я всегда убираю квартиру , значит, и у него буду пылесосить и мыть полы, и потому пол нужно освободить от игрушек. При этом пояснялось, что забытую на полу крупную игрушку я еще могу поднять, а вот мелкие детальки из углов отправятся напрямую в пылесос, присматриваться не стану... Здесь очень важно самой проявлять дисциплину и соблюдать установленное правило еженедельных уборок.
      А вот сейчас время утреннего подъема и выхода в школу полностью отданы на усмотрение моему шестикласснику: ничего, не опаздывает

      Оценка статьи: 4

  • В этой методике есть рациональное зерно, но я не следую ей по всем пунктам.
    Конечно, я не жжу как пчела: "сделай то, сделай то", не злорадствую (вообще считаю это не допустимым). Однако могу подтолкнуть к решению той или иной проблемы

    Оценка статьи: 4

  • Вот, оказывается, как называется мой метод воспитания - метод естественных последствий! А я это родительским эгоизмом считала

    Оценка статьи: 5

  • Нормальная методика, должна иметь хорошие результаты. По крайней мере, способствует воспитанию самостоятельности.