Татьяна Бондковская Профессионал

Как развивать мелкую моторику? Из личного опыта.

Конечно, оригинальностью мы не отличаемся, но все же есть несколько находок, которыми, думается, не лишне поделиться.

Некоторые «изобретения» были собраны из разных источников, что-то у нас прижилось, что-то придумывали сами.

1. Для терпеливых мам: от 6 месяцев — до неограниченного возраста. Как только ребенок сел, его можно обучать рисованию, то есть знакомству с красками и цветами. Конечно, этому учат младенцев и раньше, но тут мы доверим малышу настоящие краски и настоящие кисточки. При этом ваш ребенок поработает ручками и пальчиками.

Начинающий художник Вам понадобится большой лист ватмана, или, на худой конец, кусок обоев. Выберите место на полу, которое не жалко, потому что рисовать поначалу ваше чадо будет не только на бумаге. Прикрепите «полотно» на скотч-«малярку» (можно и на настоящий). Для рисования лучше подойдет гуашь и стакан-непроливайка. То есть поначалу вы будете знакомиться с одним-двумя цветами, так как внимание у ребенка до полутора-двух лет трудно надолго задержать на одном предмете или действии.

Удобнее начинать рисование перед купанием, потому что художество на бумаге плавно переходит в боди-арт, одновременно это будет и воздушная ванна. Поэтому иногда малышу лучше рисовать просто пальцами. Если есть старшие дети, то можно вместе заняться художественным творчеством, для каждого найдется место!

Замечания по поводу красок: а) синяя и зеленая гуашь могут оставлять следы на полу, отмыть их трудно; б) если ребенок стремится попробовать краски на вкус, а не по прямому их применению, то сейчас можно найти специальную пальчиковую гуашь для малышей. На практике мы убедились, что поедание простой гуаши в небольших количествах на здоровье никак не отражается.

Советуют также делать краски из пищевых красителей и клейстера, но ими нужно рисовать на пластмассе. Опыт показал, что настоящие краски и бумага — интереснее.

2. Изготовление закладок. От 1 года до 5 лет. Для этого вам понадобятся ценники, которые продаются рулончиками в канцтоварах или в отделах одноразовой посуды. Лучше выбрать несколько цветов, нам удалось найти два: розовый и зеленый (ядовитого оттенка, но это детей не смущает). Отрезаете от картона шаблон закладки, то есть попросту полоску сантиметров 5−6 в ширину, и лепите эти ценники как вздумается ребенку, помогая только их отрывать и отклеивать. Чем меньше размеры «наклеек», тем активнее работает мелкая моторика рук.

В дальнейшем, когда малыш сам поймет, как с ними работать, можно складывать узоры, делать дорогу, солнышко и все, что вам вздумается. Рулона хватает надолго, особенно, если доставать его не часто, чтобы вашему крохе было каждый раз интересно. И в тот момент, когда вам некогда, можно выдать ему просто «кусок» наклеек-ценников и бумагу, посадить, чтобы вы могли его видеть, и заниматься своими делами.

3. Игры с крупами и вермишелью. Начинать их лучше тогда, когда уже ваш ребенок не тащит все в рот, то есть приблизительно с 1,5 лет. Вариантов много, мы опишем те, которые прижились у нас:

 — Когда вы на кухне, выдайте малышу баночки (пластмассовые или крепкие стеклянные) лучше с крышками, и разнофактурную крупную вермишель (немного). Дети могут пересыпать и греметь изобретенными игрушками около 15−30 минут.

 — «Накорми петушка»: для этой игры вам необходимо приготовить заранее пластмассовую баночку диаметром 6−8 см. На крышку наклеивается нарисованный вами петушок (обыкновенным скотчем) так, чтобы осталось место у разинутого клюва, где надо проделать дырочку около сантиметра. Баночка закрывается и ребенку выдаются «зернышки» — фасоль. Малыш увлеченно кормит голодную птичку в течение 10−20 минут, когда ему надоест, баночку лучше спрятать, чтобы ребенку через некоторое время было также интересно играть с «зернышками».

 — Для работы с соленым тестом очень подходит разная вермишель, макароны (особенно разноцветные) и крупа. Мы завели коробку, в которой разложен наш «материал» по контейнерам. Соленое тесто, когда некогда, можно приготовить просто: размешать соль и муку в равных количествах или соли в два раза меньше и залить кипятком (вода должно быть немного), замешивая ложкой густое тесто. Когда оно немного остынет, лучше помесить его руками.

Мы брали обыкновенные ненужные крышки от баночек, заполняли их тестом (красить его необязательно) и вдавливали туда вермишель и крупы. Можно показать, как делать узоры. Конечно, подарков из таких «медалей» не получится, зато ребенок полепит и повыдавливает в свое удовольствие.

Нетрудно посадить целый лес, если взять подставку побольше и поглубже, также выложить ровную площадку из теста, и заранее приготовить веточки.

Поработав с крышками, вы можете с малышом делать подарочные вазы: на стеклянную банку налепите соленое тесто (разноцветное) и вдавливайте узорами или хаотично разные крупы, макароны, бусины, все, на что способна ваша фантазия. Высушите и подарите с цветами бабушке. Ваши труды оценят по достоинству!

Подарки, сделанные с помощью мамы 4. Еще мы рекомендуем отрывную аппликацию. Для этого необходимы разноцветные салфетки, картон и клей. Ребенок сам отрывает небольшие кусочки, скатывает их, капает клей и приклеивает. Это могут быть цветы, конфеты, бабочки, ягодки, салют, все, что вы хотите — фантазируйте вместе с малышом!

Желаем вам успехов, и помните, что развитая мелкая моторика рук — это развитие речи и успех вашего ребенка в обучении письму в школе.

Обновлено 7.02.2008
Статья размещена на сайте 4.12.2007

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна , вы героическая женщина, если собираетесь рожать третьего! Но это похвально. Есть надежда, что не рассеется род славянский.
    А для мелкой моторики могу посоветовать нанизывание пуговок разного размера на леску, или мягкую проволоку. Моя племянница могла часами сидеть за этим занятием. И такая умница выросла! Значит, действительно, помогает!
    Успеха вам!

    Оценка статьи: 5

  • а у меня доча всю еду указательным пальчиком упорно тыкала, пока еда не становилась полностью изучена. без этого что-то новое на отрез отказывалась есть.

    Оценка статьи: 5

  • Здорово и интересно!!

  • Поставила 5. У самой ребеночку 6 лет и, следовательно, скоро в школу. На занятиях в нулевом классе главным занятием (извините за повтор) и является развитие моторики рук. Чем мы и занимаемся. Но так как планирую ещё одного ребенка - ваша статья полезна для меня. Ведь вы описали различные возрасты.

    Оценка статьи: 5

  • 5! Прекрасные советы! Для мам не обладающих таким титановым терпением, расскажу как мы занималиь с малышом. Взяла обыкновенные воздушные шарики в сдутом состоянии наполнила их крупами: гречкой, рисом, крупной фасолью, один наполнила крахмалом. Получились тренажерчики для мелкой моторики, крупа не высыпается, моются очень легко, высыхают быстро, шарик с крахмалом, вообще отдельная история, из него можно лепить разные фигурки. Как только мой малыш начал держать предметы в руках, где-то с трех месяцев, он сразу получил эти "игрушки". Мял, грыз, щупал, все что хотел, то и делал. Ему уже больше года, а ему все равно интересно с ними играть.

    Оценка статьи: 5

    • Отличная идея! Я своей младшей дочери сделала такие подушечки из разных тканей - вельвета, джинса, плащевки, ситца. Наполнила их тоже гречкой, горохом, пшеном, кулечками. Дочке очень нравилось играть с ними. Но поскольку они очень часто брались в рот, то быстро пачкались, а стирать не очень удобно, да и сохнут долго. Поэтому иде\ с шариками гораздо интереснее. Спасибо.

      Оценка статьи: 5

  • Татьяна, спасибо за статью. +5
    Хочу добавить, что Ваша статья, как это ни странно, может пригодиться не только родителям малышей, но и тем у кого в семье, есть больной переживший инсульт. У них очень часто нарушается речь и мелкая моторика.
    Я применяла бусы из природных камней (были раньше индийские), т.е. типа четок. Которые нужно было медленно перебирать подушечками пальцев. Но это, конечно, о взрослых.
    В Вашей статье, есть другие способы, которые также можно применять к таким больным.
    Успехов Вам в воспитании детей и не только в воспитании.

  • моя тяпа-ляпа месяцев с 6,если не раньше, как только научилась хорошо сидеть, стала постоянно что-то своими рученками делать. то пальчики рассматривает и опщупывает, то в маминых волосах копошится, бусики пребирала, на кухне горох из одной коробочки в другую перекладывала.... вообщем, все, до чего могла дотянуться обязательно хватала и внимательно рассматривала со всех сторон...
    а летом, на даче, активно перебирала камушки на дороге, помогала ягодки собирать,..
    а теперь вот,несколько месяцев назад стала гречу с папой перебирать. часами может сидеть за этим занятием!
    а еще ей на новый год подаоили набор твердых резиновых зверюшек, маленьких и побольше, так она тепрь берет в каждую ручку по зверьку и играет, хотя держать их не очень то и легко...

    Оценка статьи: 5

    • У меня младший, похоже, что кинестетик, пока не возьмет в руки интересующую вещь - не успокоится. И проблем из-за этого было больше, пока не поняла . А брал все предметы изначально указательным и большим пальцем, то есть моторика от природы была "настроена" .

  • Я своей доче недавно сварила пальчиковые краски (1,5 ст. ложки крахмала на 1 стакан воды, плюс пищевые красители) - мы рисовали на бумаге, а не на пластмассе... Правда, моей "художнице" больше понравился процесс втирания этого "киселя" в белые колготки

    Фасоль мы перебираем месяцев с 7-ми, но идея с петушком мне очень понравилась, спасибо за нее.

    • Эту идею с петушком мы переняли из школы раннего развития . Но чтобы мои мальчишки не дрались, пришлось старшему сделать копилку (вырезала дырочку для копеек в пластмассовой крышке). На 15-20 минут хватало .

  • Татьяна, молодец! Обязательно попробую все эти опыты сос своим провести

  • Все рисование примерно заканчивается так!

    Оценка статьи: 5

    • Очень симпатичный ребенок!!!
      Да, у нас это тоже долго длилось! Правда, теперь понимаю, что рисовать толком мы не научились, для ребенка это просто общение с красками и свобода!!! Теперь ходим на уроки рисования.

      • Спасибо. Думаю, что в таком "нежном" возрасте научить рисовать - не цель. Сложно себе представить маленького ребенка, который рисует что-то вразумительное.
        Во время таких занятий ребенок знакомится с красками, инструментами, которыми можно рисовать, цветами.

        Оценка статьи: 5

        • Вам большое спасибо!!! После пятилетнего посвящения себя семье и детям только сейчас удается заняться чем-то для себя , поэтому ваша поддержка - как воздух
          Для нас такое рисование было счастьем - возможностью попачкать и попачкаться, и, конечно, пальчики работали и учились держать кисточку не только кулачком.

  • Про макароны понравилось. Представил себя во младенчестве перебирающим кучу макаронных изделий (каталог - в статье Лауры Ли) самых разных форм и цветов.

  • Самоличный опыт очень интересен +5 После закладок "потерялись" возрастные отметки. А рисовать гуашью можно на стене в ванной - гораздо легче смывается, чем с пола в комнате Начет полугодовалых художников сильно удивилась - но если есть свой опыт, значит есть. Я думала, что самый "авангардный" здесь - Масару Ибуки, который рекомендовал давать карандаш в 8 месяцев. С карандашами так: ребенок не сразу понимает, что это он своим движене оставляет след на бумаге, но постепенно до него "доходит", тогда начинаются линии и точки. А с красками - Ваши детки сразу разбирались?

    Оценка статьи: 5

    • Валентина, извините, я относительный новичок в интернете, не сразу поняла, как ответить. Со старшим мы вообще начинали рисовать с двух месяцев , на стене, только на его мировоззрении, скорее всего, это никак не отразилось. Когда сел рисовать начали на полу, очень долго объясняла, что ручку надо макать в тарелочку с краской почаще . С ванной у нас не получалось, семья большая - необходимо соблюдать очередь. А карандаши пробовала уже второму ребенку, специиальные, чтобы их грыз, в итоге и не грыз и не рисовал...

  • Да уж... БодиАрт - это нужно быть не просто терпеливой мамой но еще и иметь железную выдержку!!! мио 5 баллов

    Оценка статьи: 5