• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Оксана Ремесюк Дебютант

Как помочь первокласснику справиться со школьной жизнью?

Ваш малыш так ждал этого дня! Школа! Он был уверен, что это очень интересное место, где ему откроется что-то загадочное, новое. Это дверь в ту взрослую жизнь, о которой до этого можно было только мечтать!

А как вы этого ждали! Нервно бегали по магазинам, покупая форму и канцелярию, внушали ребенку, что он теперь получает новые обязанности, от него многое зависит, он многое будет должен.

И ведь сначала всё было прекрасно. Учителя хвалили его за сообразительность, ему очень понравилось учиться и ходить в школу. Но вдруг что-то произошло. Перед вами дневник с совершенно непонятными для вас замечаниями! Конечно, непонятными! Ведь разве ваш мальчик мог бы нестись сломя голову по коридору, расталкивая всех и не слыша замечаний учителя? Разве мог бы он, такой уравновешенный и сдержанный дома, выкрикивать на уроке, перебивая других? Разве возможно представить, что он стал бы бросаться в столовой вилками? Конечно, нет!

Но всё это и многое другое, появившееся, как будто из ниоткуда, теперь мешает вам работать, мешает спать. Вы переживаете, злитесь. Вас вызывают в школу! И, стоя перед завучем или директором (это уж, кому как повезёт), вы чувствуете себя так, будто это не ваш ребёнок, а вы, именно вы ужасно себя вели. И внутри появляется чувство, что, может быть, вы — плохие родители. Что вы что-то упустили в своих отношениях с малышом. Ведь дома он ведёт себя нормально! Именно так, как и нужно. А в школе будто срывается с цепи и несётся без ошейника!

И что теперь делать? Отвести чадо к школьному психологу и встретить там пожилую женщину, жившую при Союзе и твердо уверенную, что такое поведение ребенка — это кошмар и ошибки вашего воспитания?! Не стоит. Конечно, к психологу отправиться надо, но, в первую очередь, вам самим. Чтобы успокоиться. Вы всё делали хорошо и правильно? Не избивали ребёнка, пытаясь вбить в него нормы приличия? Не отказывали во внимании и заботе? Не потакали и не практиковали вседозволенность? Не отказывались слушать его беды и радости? А может, вы просто боитесь, что о вас подумают, что вы ужасные родители? Может, вы привыкли всегда быть «хорошими» и не представляли, как можете почувствовать себя «плохими»?

Вы пришли к психологу и побеседовали? Вас выслушали, не осудили, а поинтересовались, чего вы боитесь, как к происходящему относится ребёнок? К такому специалисту можно в следующий раз прийти и с ребёнком.

А пока не впадайте в панику. Малыш вдруг попал в мир, где ему «надо» не всегда то, что хочется. А это стресс. И ведь надо-то так много. А ещё он «должен» слушаться и слушать, успевать и запоминать, не забыть и т. д. Сколько раз за вечер вы спрашиваете, собрал ли он портфель, сделал ли уроки? Не бойтесь позволить ему что-то забыть и на следующий день самому почувствовать стыд. Ведь рассказы о том, как бывает плохо в той или иной ситуации, не всегда могут помочь. Помогают собственные чувства ребёнка, пережитые в своём детском коллективе, когда он сам совершает ляпы. И он учится на своих ошибках, как бы вы не хотели его от них уберечь. Главное — предупредить об их возможности и быть рядом после, ведь ваша любовь и поддержка — это самое главное в жизни Вашего малыша!

Статья опубликована в выпуске 7.09.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ксения Печий Ксения Печий Профессионал 9 апреля 2010 в 16:01 отредактирован 9 апреля 2010 в 16:02 Сообщить модератору

    Есть анекдот: Вовочку год готовили к школе, купили красивый ранец, рассказывали, сколько друзей он себе там найдёт, первого сентября нагладили, начистили, причесали и с огромным букетом цветов повели. Детей забрали в класс, а родители пошли домой, ждать Вовочку с тортом. Открываются двери, входит хмурый Вовочка и швыряет ранец в стену через всю комнату.
    - Деточка, что случилось?!
    - Что же вы не предупредили, что эта байда на десять лет?

    Вот так и моя -- в школу, как на Голгофу. Однажды меня спросила:"Мама, а ты школу любила?" Что же ей, врать, что ли? Честно ответила:"Нет, доча, ненавидела. Но это надо пережить!"
    И я её понимаю -- шустрому активному ребёнку-кинетику сидеть перед доской и бубнящей училкой полдня ох как несладко!

  • Да, вроде давно это было, но хорошо ещё помнится суета перед 1сентября.
    Приятные родительские хлопоты.
    Дети, важно перестраивающиеся с разгульного ритма летних каникул на учебный график...

    Оценка статьи: 5

  • Друзья мои, вот как задела нас тема за живое! А почему? А потому, что мы все неравнодушны к нашим милым, озорным, замечательным первоклашкам. И все мы искренне хотим, чтобы этим носикам-курносикам было хорошо и уютно в новом доме и в новом обществе. И судим все со своей колокольни потому, что наученные жизненным опытом, личными наблюдениями.
    Разные мы все. В каждой профессии встречаются непрофессионалы, педагогика - не исключение. Наверное, если поднять статистические данные, профессионалов везде всё же окажется больше.
    Я хочу сказать, что многое и от руководства школы зависит.
    Вот меня сегодня пожарники на 2000руб. оштрафовали и обругали последними словами. За что? Не вывела детей из класса по сигналу, якобы пожара. Согласна, что в такие игры нужно играть серьёзно. Но ни я, ни дети не слышали этого сигнала. То ли мы были увлечены слишком уроком, то ли песня про капитана громко играла.
    У меня дрожали руки, и хотелось реветь, как девчонке. Но пришёл следующий класс за знаниями. Разве они виноваты, что мне испортили настроение представители власти.
    Рассказать бы Вам , как часто обижают учителя... Не все выдерживают, вот и срываются.
    И дети сейас другие. Для многих учитель и не авторитет вовсе.
    В сложное время мы живём. Но образовательную систему в нашей стране менять нужно. Если бы вы знали сколько предлагают учебных программ в начальной школе?
    А впрочем нужно написать статью по этому поводу и подискуссировать...

    Оценка статьи: 2

  • В общем неплохо - интересно, легко читается, но, по-моему, нет полного ответа на главный вопрос, как помочь ребенку?

    Оценка статьи: 4

  • Оценила текст как мама первоклассника Спасибо

    Оценка статьи: 5

    • Так жалко, что редакция убрала опцию скопирвать фразу из текста и пастовать ее в комментарий. Отдайте, а? Плиииииз! Приходится клавать вручную: а вы этого как ждали? нервно бегали по магазинам покупая форму, канцелярку..... Извините - цитаты не получилось - по памяти. Прочитала до конца текст и так и не поняла. Как же вы ждали этого, что еще до школы не подготовлен ребенок хотя бы на 2 класса вперед? Чего так нервно бегать за канцеляркой в последний день-то? - лучше дать домашнее дошкольное образование детке. (Вы что, заговоренная: а вдруг училка-троечница из педина попадется?). И пойдет он нормально, с удовольствием, без разочарований. На опыте знаю: моя цапля пошла в первый класс имея уже 3 вперед за плечами. Так что ей первые 3 года одни хэппи эмоции, а это - закрепленные эмоции к успеху и комфорту в школе. И здоровая соревновательность детская. Может, я чего сейчас в Рашке не понимаю, но так же и меня готовили в доме - с запасом на 3 года вперед. И фора всегда была на год по крайней мере вперед. Нам тогда еще при своках выдавали учебники следующего года в мае. Я их за лето перерешаю-перечитаю и могу весь учебный год читать у бабушки неправильную литературу. Кайф-то какой. Зачем советскому ребенку нужно было выбрасывать все лето из процесса обучения? Что за дурость! Можно просто было обернуть это в меньшие нагрузки и больше летнего спорта. Наши шестилетки отдыхают всего 6 недель без школы, но программка to go на лето - я те дам! И правильно это, товарищи!

      • Лаура, не было у нас такой опции. И статья не о нагрузке, канцелярке и учебниках (а о том, по каким учебникам будут учиться, нам порой говорят только в начале учебного года, когда известно, какой будет учитель и какая у него программа). Статья о том, как по-разному ведет себя ребенок дома и в школе, как помочь ему адаптироваться в новой обстановке.

        • Ну вот - еще одна глупость несусветная - учебники не выдывать. И списки обязательной литературы не выдают на лето? И в магазине не купить хоть прошлогодний? Помогать подготовиться к школе надо задолго до школы. Садики, детские кружки, приготовительные классы. Как это было при советах. Как тут говорят - социализировать ребенка. Тогда и в школе проблем не будет. И почему они должны быть, если теперь, читала, психологи и социальные работники имеются при школах, о чем наше поколение и не слыхало. Может, я уже картинку потеряла, но почему ребенок не должен вести себя по-разному дома и в школе - ведь это совсем различные ролевые функции в жизни ребенка. И я подспудно чувствую, что вызвало мое несогласие. Что проблема адаптации и вопросы помощи возникают четко по календарю - 1 сентября. А это нескладно как-то. На охоту идти и собак кормить. Раньше все гораздо надо начинать - с песочницы. Такая же модель детского коллектива.

          • читать дальше →


            Насчет "раньше надо начинать" - разные бывают обстоятельства. В нашей школе с мая платные подготовительные курсы действуют. Вот только я в августе решилась отдать ребенка в школу с 6,5 лет (и не жалею, всё было прекрасно). Но он в садик ходил, читать умел, вообще по всем параметрам был готов. А у подруги девочка в элитный садик пошла в 4 года - какая это была мука... Остро почувствовали, что песочницы мало. Но уж если так случилось - проблемы одинаковые, куда бы ребенок ни пошел - в садик, в школу, в кружок... Статья просто приурочена к 1 сентября.

          • У меня сын в двух школах учился. Ушел из той, в которой учебники выдавали в августе - в ту, в которой на грани мая-июня выдавали. И списки не "обязательной", а той, которую крайне желательно прочитать летом - тоже перед каникулами выдают. В психологи чаще идут те педагоги, которым в качестве учителей не повезло )))
            Вообще же лучшая помощь будущему первокласснику - дать ему пожить в детском садике. У той самой песочницы.

  • Ещё хочу добавить, что в первом классе практикуется без оценочная система и дневников вообще не заводят. Так что писать все "ужасы" просто негде.

    Оценка статьи: 2

    • А у нас дневники первоклашкам заводят. В них пишется расписание. Как же без дневника, это документ школьника. Судя по Вашему комментарию, Элла, это Вы работаете в особенной школе. Но это не повод ставить двойку за статью. У меня несколько знакомых семей подумывают о том, чтобы сменить школу первоклашкам - одна ласковая учительница, оказывается, орет на уроках, другая очень едко высмеивает поведение и внешний вид детей, третья задает - нет, не домашние задания, а - "завтра принести то-то и то-то", а где родители, придя с работы в 7 часов, за вечер это возьмут, ее не волнует. В результате полкласса задание не выполняют, остальных хвалят, а у этих - и чувство вины, и обида на родителей, и ощущение ущербности...

      • Марина, может я действительно погорячилась по поводу оценки и готова исправить ситуацию. Автор смотрит на проблему под своим углом. Но во мне статья вызвала бурю негативных эмоций. Не знаю, не могу судить о всех школах. За последние 10 лет пришлось работать в двух. У нас норма, когда дети подходят к учителю просто подержать его за руку, рассказать свои нехитрые новости, а бывает на переменке могут и чуть с ног не сбить, несясь на встречу, раскинув объятия.
        Конечно, как и в любой школе, казусы случаются, есть слабые ученики, требующие особого внимания, есть пьющие родители. Но ребёнок всегда на первом месте.
        И с родителей мы ничего не требуем, есть родительские комитеты, которые многие вопросы решают сами. Всё очень прозрачно. У нас много открытых уроков. Ко мне на любой урок может могут прийти не только коллеги, но и родители.
        Марина, читаю Ваш комментарий и думаю: "Неужели так бывает?" Ведь в школе есть директор, заместители, которые должны отслеживать учебный и воспитательный процесс. Родители могут к ним подойти и решить проблемы. Тем более, если это проблема всех родителей класса.
        Конечно, бывает дети не выполнят какого-то задания, обязательно даётся отсрочка ( ведь может просто голова вечером болеть или живот, а утром всё прошло, разве у нас, взрослых, так не бывает) У меня в классе ходят денежки: знайки, умники, всезнайки. И дети очень заинтересованы заработать этих символов побольше. Ведь очень почётно быть ВСЕЗНАЙКОЙ. Впрочем УМНИКОМ и ЗНАЙКОЙ тоже почётно, никто не ущемлён...

        Оценка статьи: 2

        • Вот, вот, вопросов больше, чем ответов.
          Поэтому статья и двоечная -автор только свою, частную позицию коряво изложил и претендует на школу жизни", то есть чему-то учить. И не надо оправдываться, Элла. Вы в нормальной щколе работаете, таких большинство.

          Детский сад, Лаура , не для всех. далеко не для всех подходит, говорю как спец по сложным деткам. Школы разные и учителя тоже, нужно контакт налаживать, а не бегать, часто от себя. Легче всего выбросить и взять новое. А оно лучше или хуже, да и не учит, как сосуществовать нужно. Все учителя в первую очередь люди, поэтому и ведут себя по разному. Впрочим я отвлеклась.

          Психологи, уж извините, из плохих учителей не получаются. Тут ситуация другая, если такое мнение Люба у Вас появилось, значит или не владеете всей информацией или не поняли что к чему.

          Оценка статьи: 3

          • нужно контакт налаживать, а не бегать, часто от себя.
            Налаживать контакт с учителем, унижающим детей? Воспитать ее с нуля, что ли? Или сделать так, чтобы к их ребенку не придирались (легко, сейчас учителя частенько спрашивают, где папа-мама работает и чем поживиться можно), а с остальными пусть делают, что хотят? А добиваться признания такого человека профнепригодным (люди-то все разные, а профессиональные требования одни) - крайне сложно, у нас не смогли убрать учительницу-истеричку из школы даже на основании инвалидности по психическому заболеванию, пока сама не ушла. Директор считала, что "у каждого свои слабости" и "дети кого угодно доведут".

            • Как я понимаю, в любом случае рассуждают все с колокольни своего опыта. Я тоже, только мой опыт пошире будет - работа моя с оглядкой на опыт пациентов и их комментариями и оценкой учителей и школ, плюс школы собственного ребёнка.
              Видела эту ситуацию и с позиции мамы и с позиции руководства, и с позиции педколлектива. Везде люди и бывают они разными и найти общий язык и понять можно, что собственно им и надо, а не деньги, которые сами и приносят родители, рассуждая по своей логике о выгоде. Так и порождаются выродки. Кто виноват?
              Удивляет только в ваших рассуждениях то. что возможны только два пути изменения учителя. С нуля, вроде как под себя переделка капитальная , или "задабривание". И это всё?
              Выродков среди учителей мало и нагнетать страсти не надо. А вот почему вам с вашим ребёнком подобные типы попадаются - задуматься не мешало бы. Их ещё поискать надо подобных учителей, а вам как-то везёт на них. И с чего бы это?

              Оценка статьи: 3

              • Вы меня удивляете, Людмила. При чем тут я и то, что мне попадается? Моему ребенку 14 лет, и с учителями он легко находит общий язык сам. В комментарии я говорила о трех семьях с первоклашками этого года, трех школах в разных городах России. Это был ответ учителю начальных классов, которую статья повергла в шок. И советская, и современная российская школа - вовсе не обитель любви, добра, понимания и уважения к ребенку. На страницах нашего журнала мы уже обсуждали врачей - чего это от них требуют быть гуманистами и бессребрениками. А я считаю, что именно так - учитель, врач и социальный работник по определению обязан быть именно гуманистом и бессребреником и уважать тех, с кем работает - детей, пациентов, стариков и т.д. И для меня норма - Элла Ольха, а остальное - не выродки, а просто профнепригодные люди. Но это мое мнение, а не мнение роно и директоров, и в школе таких учителей не менее половины, а таких как Элла - единицы. И ни один родитель, ни один директор, ни весь родительский комитет не сделает такого учителя из человека, не любящего детей и пришедшего в школу, чтобы демонстрировать свою власть над ними.
                Напоминаю, что статья не об этом. В ней высказан призыв понять своего ребенка, не удивляться, не ужасаться, поддержать его в новых для него условиях существования...

                • А Вы меня. Я ведь слово "вы" с маленько писала, как множественное число. Так как Вы с ними согласны," в школе таких учителей не менее половины, а таких как Элла - единицы." то и попали в обойму. Хороших не единицы, это плохих мало, но вреда от них много. И вообще, проблема в том, своим ты делом занимаешься, или нет.

                  Оценка статьи: 3

                  • А, понятно. Просто показалось, что обращались-то Вы напрямую ко мне, а не обезличенно выражались вроде "своим ты делом занимаешься, или нет". По поводу букв у нас на сайте существуют разные мнения, не помню Вашу точку зрения на это.
                    Обойма, в которую я попадаю, такова: у меня всё хорошо не потому, что я закрываю глаза на плохое, а потому, что я вижу варианты и выбираю лучшее, мне есть с чем сравнивать. И мое отношение к тому, что я вижу вокруг, не влияет на его существование в принципе и на количество добра и зла в мире, а влияет лишь на то, коснется ли это меня лично. Ну да, я этим обеспечиваю комфорт себе, а не мир во всем мире... Но хорошее и плохое - это так субъективно, я очертила свои границы, Вы - свои.
                    Еще раз: статья не об учителях и школе. Она о стрессе новизны, о ложном чувстве стыда за поведение своего ребенка, о том, что именно родители, а не школа, должны обеспечивать комфортное психологическое состояние ребенка. А то вот читаю историю женщины, которая привела ребенка в первый класс (не Россия), а директриса, встретив на пороге, сообщила, что приняла решение оставить его еще на год в подготовительном классе. Дело происходит 1 сентября! Стресс? Да. Неслыханно! (Лаура, это похуже беготни за канцеляркой в последнюю неделю, у нас, по крайней мере, состав классов оглашается на контрольном сборе, в конце августа.) И что делает мать? Устраивает скандал и добивается, чтобы он учился именно в этой школе, в первом классе. Она при этом как бы борется за ребенка, но не понимает, что усугубляет его состояние, что, возможно, педагог больше понимает в перспективах обучения... Понятно, что с собственным стрессом маме справиться порой сложно... Вот пусть такие мамы и почитают такие статьи.

          • Люда, я владею той информацией, которую получаю из собственных наблюдений. И говорю не о том, какие психологи из каких учителей получаются. А о том, что плохие учителя ИДУТ в психологи - просто занимают эту позицию в штатном расписании (выгнать - жалко, а детей доверить - страшно, родители достанут). Стать школьным психологом несложно оказывается: пройти курсовую специализацию, запасись методичками - и все.
            читать дальше →

  • Главное – предупредить об их возможности и быть рядом после, ведь ваша любовь и поддержка – это самое главное в жизни Вашего малыша!
    Коряво написано.
    Вводная часть несоразмерно больше основной и ответа на вопрос нет. Есть рассуждения скамеечковые, хотелось бы профессиональное мнение услышать и советы получить хотя бы по генеральному направлению - как не наделать ошибок. Как разговаривать с ребёнком и учителем, чтобы не было мучительно больно....

    Оценка статьи: 3

    • Очень важно адаптироваться к новой школьной жизни. А дальше все должно пойти путем! За статью - 5!

      Оценка статьи: 5

      • Статья повергла меня в шок. Вы описали не стандартную ситуацию в школе. Наверное, очень далеки и от неё и от учебного процесса.
        К первоклашкам в нашей школе все очень внимательны, не говоря о классной маме. И психолог у нас добрая и ласковая.
        И с родителями устанавливается контакт ещё в апреле-мае. И "Школа первоклассника" работает задолго до начала учебного года.
        А на переменке ребёнку нужно немного и побегать, и порезвиться, и обратить на себя внимание. Ведь не только он знакомится со "школой". Он хочет, чтобы "школа" познакомилась с ним. И это норамально. Ведь каждый ребёнок - уже ЛИЧНОСТЬ!
        С уважением, учитель начальных классов высшей категории, победитель ПНПО-2008.

        Оценка статьи: 2