• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Многодетная семья: хорошо это или плохо?

Автор периодической таблицы химических элементов Д. Менделеев был 17-м по счету ребенком в семье. Известные ученые И. Павлов и И. Мечников выросли в семьях, где воспитывалось пятеро детей, причем Павлов был старшим сыном, а Мечников — младшим. К. Циолковский тоже был пятым ребенком. У него было четверо старших и трое младших братьев и сестер. Писатель Ф. Достоевский и композитор П. Чайковский имели по шесть братьев и сестер…

Сегодня слова «семья — ячейка общества» воспринимается с насмешкой и иронией. И не случайно. Их слишком часто повторяли партийные чиновники со всех трибун, прославляли женщину-работницу, а то, что она еще и мать своим детям, — об этом говорилось в числе «прочих» ее заслуг. Еще Михаил Ломоносов в 1761 году писал графу Шувалову: «Полагаю самым главным делом сохранение и размножение российского народа, в чем состоит богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».

Каждый из нас, если вспомнит свою родословную, обязательно найдет в ней хотя бы одну семью, где не один, не два, а трое и больше детей. Вопреки общему мнению, деньги — не всегда главная проблема в многодетной семье. Те, кто сознательно рожает детей, обычно представляют себе, каким образом будет их содержать. К тому же у всех разный уровень представлений о материальном благополучии. Для одних норма — собственный дом и машина, другие семьи счастливы и в небольшой квартирке. Сегодня же подавляющее большинство родителей ориентировано в нашей стране на одного ребенка, два — уже подвиг.

По статистике в нашей стране лишь 6,6% (некоторые статисты называют 2%) семей являются многодетными. Отношение общества к многодетным семьям всегда было противоречивым. Одни люди восхищаются ими, другие твердят: «Много детей бывает только у безответственных родителей!» Что ж, и так бывает. Порой, и в семье, где один или два ребенка, вырастают хорошие дети, а в среде многодетных семей — неблагополучные.

Сторонники многодетных семей считают, что ребенок, воспитываясь в большом коллективе, получает ценный опыт социальной адаптации, волей-неволей учится налаживать контакт с каждым членом семьи. Такие дети более приспособлены к жизни. Для ребенка, выросшего в небольшой семье, привыкание к детскому саду, школе идет куда медленнее. С этими доводами трудно не согласиться. Все оно так. Хотя и тут без исключений не обойтись. Разные семьи — разное воспитание. И не только…

Еще несколько десятков лет назад была высокая рождаемость, но и детская смертность тоже: почти каждая семья теряла детей. Сейчас понизилась рождаемость, но и уменьшилась детская смертность. Мы больше тратим на детей времени, средств на их обучение и развитие, дольше опекаем их, пока они сами не станут родителями.

Многие родители, которые не решились иметь трех или более детей, говорят, что воспитание — тяжелый труд. Заниматься одним-двумя еще возможно, на других детей не останется ни времени, ни сил. Сторонники же многодетности считают, что чем больше детей, тем легче их воспитывать. Старшие дети помогают младшим, они передают им навыки, полученные от родителей. В итоге дети из многодетных семей легче справляются с бытовыми проблемами.

Те, кто «за» многодетные семьи, с уверенностью говорят, что женщина, родившая одного или двоих детей, чаще болеет. Противники многодетных семей заявляют, что женщина, выносившая пять и более детей, наоборот, устает больше и подвержена различного рода заболеваниям. Медики же считают, что многодетная мать болеет реже, если сроки беременности идут с интервалами в 2−3 года. Как видите, общего мнения и на этот счет ни у кого нет. Перечень разногласий двух «полюсов» можно и дальше продолжать.

Сегодня многодетная семья — это особый мир, непохожий на мир семьи, воспитывающей одного-двух детей. Да, в России их процент невелик. Но они есть. За последние годы их число несколько увеличилось за счет приемных семей. В связи с реализацией Программы демографического развития России до 2015 года один из ее приоритетов — повышение уровня рождаемости, снижение детской смертности и защита прав семьи. Но многодетные семьи пока остаются одной из самых уязвимых категорий населения.

Почему? К сожалению, большинство многодетных семей являются малообеспеченными: доход на каждого члена семьи в них не превышает прожиточного минимума. Считается, что эти семьи имеют массу льгот, субсидий и компенсаций. Они имеют право на 50%-е (кое-где и 30%-е) скидки за коммунальные услуги. Есть области, где коммунальными услугами многодетные семьи пользуются бесплатно. Некоторые регионы увеличивают размер пособий на детей из многодетных семей на 50%, предоставляют скидки на приобретение детских товаров (30%), частично оплачивают услуги связи, помогают в приобретении садово-огородных участков и многое другое, вплоть до бесплатного лечения у стоматологов, как это сделали в Нижнем Новгороде. Но такие примеры крайне редки.

В ряде регионов многодетные семьи потеряли право на бесплатный проезд в транспорте, хотя действие президентского указа в отношении их никто не отменял. Не все просто и со школьным питанием. Дотации на него выделяются из федерального бюджета, а стоимость питания определяет школа. Разницу, подчас, доплачивают мамы и папы. Как быть многодетным родителям, у которых на счету каждая копейка? Женщины, родившие 5 и более детей, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет при общем трудовом стаже не менее 15 лет. По сути, как считают многодетные матери, их приравняли к безработным, и в старости они получают только базовую пенсию. О том, чтобы улучшить жилищные условия, многие многодетные семьи и не мечтают. Ипотечное кредитование для них — роскошь.

Сегодня таким семьям нужна постоянная финансовая поддержка и социальные гарантии, независимо оттого, на какой территории они проживают. К примеру, в Москве для детей из многодетных семей в школах организовано бесплатное двухразовое питание (завтрак и обед). Выделяется раз в месяц бесплатный продуктовый набор нуждающимся семьям, организована компенсация на возмещение роста стоимости продуктов питания на детей до 3-х лет. Выделяются также единовременные компенсации. Продумана система летнего отдыха детей. Но в целом в регионах все обстоит гораздо хуже…

Неужели сложно маму, воспитавшую троих и более детей, приравнять к работающему человеку, имеющему право на трудовой стаж и достойное пенсионное обеспечение? А квартирный вопрос? Почему в нацпроекте «Доступное жилье — гражданам России» не учесть решение жилищных проблем и для многодетных семей?

Не последнее дело — создание благоприятных условий для получения кредитов и ссуд на открытие собственного дела. Думаю, неправильно, что с распадом СССР (с декабря 1991 г.) многодетных матерей перестали награждать медалями Материнства, орденами «Материнская слава» и званием «Мать-героиня». Разумеется, что решать вопрос о количестве детей могут только сами супруги, но счастлива лишь та семья, в которой каждый ребенок — желанный.

Статья опубликована в выпуске 7.06.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Многодетная семья - это не хорошо и не плохо, это просто другой образ жизни, который мало кто знает, понимает и любит. Потому что о нем и рассказывается крайне мало, а тем более, доброжелательно и с пониманием. Территория многодетной семьи - это такая терра-инкогнита, которая к настоящему времени малоизвестна широким массам, а стереотипных мнений, напротив, полным-полно.
    Ну и как тогда принимать решение обзавестись большой семьей, если это в обществе не принято? Героев, которые движут нормы и стереотипы, не так-то много в социуме... И это, в общем-то, нормально.
    Стране нужны люди? Беспокоит демография? - Прекрасно! Проводите политику поддержки большой семьи системно. Финансово, социально, информационно, идеологически, духовно...
    А кто решается на это сам - ну что ж, приходится адаптироваться к реальности. И тут уж не до политической борьбы и требований льгот - лучше эти силы детям отдать в виде любви, а иначе получается, что тратятся те же (и гораздо бОльшие) силы, только в виде ненависти и государству... А на детей-то уже и не остается...
    Тема непростая. И решать каждому самостоятельно.

  • Многодетные семьи сейчас настолько большая редкость, что мы о них почти ничего не знаем. Семьи, где трое детей, сейчас считаются очень большими, но с точки зрения природы, наших репродуктивных способностей, это не так уж и много.
    Но вот что странно! Многодетных семей у нас в стране почти не осталось. А мнение о том, хорошо это или плохо есть почти у каждого. Почти каждый, не имея собственного опыта жизни в многодетной семье, и даже не имея опыта общения с такими семьями, заранее знает, хорошо это или плохо - много детей в семье. Я же, прочитав статью, задумалась и поняла, как трудно ответить на этот вопрос, и как он сейчас важен!.. При наших-то огромных территориях, которые некому осваивать!
    Мы привыкли считать спутниками многодетных семьей бедность и неблагополучие. Но всегда ли это так , ведь большая дружная семья - это огромная сила, которая помогает человеку выстоять и достичь успеха, если использовать эту силу позитивно. Не случайно у восточных народов многодетность воспринимается как дар свыше.
    Может, мы тут чего-то не понимаем?

  • Olga Novikova Читатель 3 октября 2015 в 23:54 отредактирован 26 мая 2018 в 09:30 Сообщить модератору

    На мой взгляд, аморально рожать даже второго, пока в детских домах остаются дети....

  • Многодетные семьи, прежде всего, материнский подвиг. Для тех, кто понимает, конечно. А находить "плюсы" и "минусы" каждому помогает собственные установки, от которых, как известно, и зависит оценка. На подвиг матери (да и отца) взявших за главную жизненную установку осознанное обеспечение семьи, несмотря на объективные трудности, вместо, скажем, удовольствий, это не влияет.

  • евгения викторовна Читатель 15 августа 2015 в 14:22 отредактирован 26 мая 2018 в 10:25 Сообщить модератору

    я против многодетных семей. Предел трое. Где нет ещё и достатка, детей очень жалко, они обделены и вниманием ,и заботой. Ходить всегда в обносках и видеть как другие одеты не всегда приятно.

  • Владимир, спасибо за Ваше мнение к статье. Это интересные мысли. Хотя споров вокруг этой проблемы достаточно. К сожалению, многие против многодетных семей.

  • Ольга Конодюк, тема поднята хорошая и актуальная.
    Поставил немаксимальную оценку только потому, что думаю - можно было сделать статью более острой и цепляющей читателя. Немало места в ней занимает описание того, какие меры поддержки получает современная многодетная семья в России, что не является прямым ответом на поставленный вопрос. И если все-таки соотнести это с заявленной темой - возникает ощущение что много детей - это все-таки плохо
    Хотя позиция автора - скорее всего иная!
    Буквально навскидку, не подбирая материала, могу привести несколько дополнительных аргументов "за":
    1) Где то читал, что согласно исследованиям, самый здоровый ребенок в семье - четвертый. В среднем конечно.Звучит парадоксально, и тем не менее.. Если это так, получается мы просто перестаем рожать потенциально наиболее здоровых детей и вырождаемся.
    2) вырастить много детей - в интересах самих же родителей. Потому что постарев, они уже от детей ждут помощи и заботы. И вот представьте - один взрослый человек, вынужден заботится о своей семье и еще о двух пристарелых людях. Это очень тяжело, особенно такому человеку, которого самого в детстве баловали (в меру), как тут написали. И в такой ситуации - большая вероятность что потеряв свои жизненные силы, люди будут сданы своим же ребенком в дом престарелых.
    3) Опять же - аргумент в пользу "эгоизма" родителей. Единственный ребенок - почти неизбежно становится центром их вселенной. В наше время, когда гибель молодых людей стала обыденностью, со смертью такого ребенка рушится вся вселенная и его родителей. Жизнь для них теряет всякий смысл. Сам видел такое. Видел и другое - гибнет один сын или дочь, но есть еще другой. Обращение всего внимания на него, тоже приобретает некоторый нездоровый характер, но это все же совсем другое нежели разом лишиться всего. Жизнь таких родителей - продолжается.

    Если подумать и поискать - можно добавить и четвертый и пятый пункты. Тогда бы статья родила больше дискуссий.
    Говорю о дискуссиях, потому что только через них можно расшевелить что-то в молодых людях (которые и являются главной целевой аудиторией).
    Ибо, как правильно здесь заметили, почти никто из них не видел близко многодетных семей, но при этом они стойко убеждены что много детей - плохо

    Оценка статьи: 4

    • Владимир Володин, по каждому пункту можно возражать и возражать.
      1) Это не означает, что четвертый ребенок в одной семье здоровее первого в другой.
      2) Когда в семье не один ребенок, тема помощи родителям очень болезненна. Дети ссорятся, каждый считает, что другой меньше внимания уделяет родителям.
      3) Далеко не для всех людей единственный ребенок - центр вселенной.
      Что ж теперь, про запас детей рожать? А я знаю семью, где трое детей выросли, спились и умерли один за другим. Осталось пятеро внуков (у двух невесток), которых старым бабке с дедом пришлось помогать поднимать.

      Откуда такое мнение, что единственного ребенка непременно балуют, а двух уже нет, что ли? Это от родителей зависит, а не от количества детей. Часто приходится видеть, что второго балуют гораздо больше, чем первого! Но действительно, когда детей много - отношение к каждому ровнее.

      Во многих знакомых мне семьях единственные дети гораздо лучше умеют строить отношения с людьми вне семьи, чем те, у кого все социальное общение заключено в семье. Яркий пример - ребенок из большой семьи часто не может позвать школьных друзей на день рождения, потому что за столом и так много народу...

      Многодетная семья - это прекрасно, но только когда у старших детей не отбирается детство, когда хватает на всех не только денег, но и любви.

    • Владимир Володин- "Опять же - аргумент в пользу "эгоизма" родителей. Единственный ребенок - почти неизбежно становится центром их вселенной. В наше время, когда гибель молодых людей стала обыденностью, со смертью такого ребенка рушится вся вселенная и его родителей. Жизнь для них теряет всякий смысл. Сам видел такое. Видел и другое - гибнет один сын или дочь, но есть еще другой. Обращение всего внимания на него, тоже приобретает некоторый нездоровый характер, но это все же совсем другое нежели разом лишиться всего. Жизнь таких родителей - продолжается." Хочу согласиться с тем что одного ребенка растят эгоистом, у самой такая ситуация была: первого ребенка боготворили-а он не умел ничему радоваться так как получал ВСЕ, сейчас мы многодетная семья первый сын почувствовал вкус жизни, научился ценить родных и радоваться за своих брата и сестру. И у нас всегда есть стимул жить какой бы ситуация в стране не была, а деньги... мы просто стали реже ходить по ресторанам и скупать все подряд.

  • 5!

    Ольга, спасибо вам огромное за такую нужную и своевременную статью! Да, у нас всегда отношение к многодетным семьям было не очень доброе и благожелательное. Я тоже выросла в большой семье, у нас было 8 детей, я старшая. А в те времена, послевоенные, пособий, можно сказать, вообще не было никаких - по-моему давали пособие в размере на 5 буханок хлеба и то, только на детей с 1 года до 5-ти, начиная с третьего ребенка. Ни о каких дотациях не было речи вообще, питания в школе у нас вообще не было, ни платного, не бесплатного- был только буфет с булочками и чаем. Не давали нам и другой материальной помощи. Младший брат у меня был 1959 года, так когда он учился в 6 классе, а папа умер, ему в качестве помощи в школе выдали валенки и пальтишко осеннее. В пионерские лагеря я ездила всего два раза, и младший брат один раз. Но у нас была нормальная семья, дружная, мама моя - святая, добрая женщина, сама шила -перешивала нам одежду, вышивала, вязала носки, была очень чистоплотной, трудолюбивой, и мы никто от работы никогда не бегали. А папа один работал, кормил всю семью, конечно, было нелегко, всегда, кроме основной, еще где-нибудь подрабатывал, умел все. И в классе, где я училась, из 25 человек у 23 были семьи многодетные, от 5 до 10 детей в каждой!Так что не все определяется наличием денег. Просто теперь народ стал очень эгоистичным и жадным до всякого рода удовольствий, лучше собаку огромную заведут, чем ребенка вырастят.Потому русские и вымирают - лень, жадность, завистливость вытеснили такие исконно русские качества, как доброта, сочувствие, родственные узы.

    Оценка статьи: 5

    • Гертруда! Содержать многодетную семью сложно. Вы правы. Но еще 10-12 лет назад таким семьям радовались, их провожали улыбками. И никто вслед не говорил: "Нарожала? Вот и воспитывай!" Да, она "нарожала". Она детей поднимает. Но одной многодетной семье, да еще в наше время много детей не поднять. Я согласна, что есть несознательные родители, они на детей смотрят как на "придаток" собственного прокорма. Но такие не все. Думаю, что надо им помогать и всячески поощрять. Ведь твердим повсюду о генофонде, а многодетные семьи квартиру не могут получить. Разве это справедливо?

  • лично я ничего хорошнго в многодетных семьях не вижу, кроме повышения рождаемости в стране...мне всегда жалко таких детей: что они в своей жизни видят? кучу младших братьев-сестер, поятоянную нехватку внимания и ласки.. постоянное ношение одежды от старших братьев, сестер...ребенка надо баловать(конечно в меру), любить, дать ему счастливое детство.. в многодетных семьях это невозможно, если конечно ты не олигарх....

    а так получается как в анекдоте: -Мужчина у вас 12 детей! поздравляем! вы так любите детей?
    - НЕт......но сам процесс.....

    • Лариса Батманова Читатель 19 мая 2015 в 11:08 отредактирован 26 мая 2018 в 13:03 Сообщить модератору

      Светлана, вы неправы! У меня четверо детей. и у каждого из них есть детство в нормальном современном понимании! Никто из моих детей в силу обстоятельств не донашивал одежду от старших (слишком большая возрастная разница между ними), а если бы и случилось донашивать, то не вижу ничего в этом унизительного, если вещи в хорошем состоянии. Наша семья со средним достатком, однако у детей есть все, что им необходимо для полноценного развития. У нас с мужем есть все ресурсы, чтобы сделать детей счастливыми. У каждого разные понятия о счастье - для одного это улыбка матери, а для другого - новая машина. У вас стандартное видение этого вопроса...

    • Вы знаете, Светлана, в моей семье было всего двое детей: я и моя старшая сестра. Я все детство донашивала вещи своей старшей сестры, а по соседству жила семья, где было трое детей, и у каждого из них была своя личная одежда, никто никогда не донашивал друг за другом. Все относительно, бывает один ребенок в богатой семье, который обеспечен всем, и часто ему тоже не хватает любви и ласки. А в многодетных семьях дети знают, что такое любовь брата, сетры, что такое взаимная забота друг о друге. Я например вообще не понимаю, как можно ПЛАНИРОВАТЬ ОДНОГО РЕБЕНКА, родить для собственного удовольствия? Даже не думать, о том, что наступит время, когда родителей не станет, и у него не будет никого родного рядом. Это чистой воды эгоизм! Ребенок имеет право на родных братьев и сестер! Предлагаю ввести это как пункт в Декларацию о правах ребенка.
      А за статью 5!

      Оценка статьи: 5

      • Марина! Я согласна с Вами. Жить и знать, что рядом с тобой нет близких людей (кроме родителей), нестрашно, пока тебе мало лет и все еще кажется впереди. Но потом, со временем осознаешь, что по сути, ты вообщем -то, нужен только самым-самым близким и родным. Я не призываю "заводить" обязательно 5-10 детей... Это дело каждого. Но семья, где есть дети, дети, а не один ребенок, необходима. Спасибо за оценку.

        • Тема, конечно, спорая...

          Хотя, я не согласен, что семьи, где один ребенок - эгоистичны.

          Если бы Вы знали, как тяжело моя жена выносила даже единственного ребенка, сколько раз врачи в разных... предлагали избавиться от него, ребенка этого.

          Но, ребенок (девочка), назло всем родился здоровым.

          Но пройти ещё раз через этот ад!

          Нет, спасибо!

      • Марине Курочкиной

        Марина! Как хорошо вы сказали, согласна с вами, что любви может не хватать и единственному ребенку в семье, если родители слишком эгоистичны и заняты только собой, а детей перепоручают няням и гувернанткам. Мой младший сын, когда был маленький, не любил новые вещи, одеть их на него удавалось с большим трудом и уговорами, а вот вещи старшего брата обожал донашивать, всегда просил, чтоб скорее ему их отдали. Да что тут плохого, если вещи одного ребенка носит потом другой? Ведь в магазинах "Секонд ханд" многие люди покупают одежду и не видят в этом странного.Все в мире относительно!

        Оценка статьи: 5

    • Светлана, сегодня многие семьи берут к себе приемных детей. Среди них много священнослужителей.Разве это плохо? Разве ребенок, который воспитывается в детском доме, путь и хорошем, более счастлив, чем с приемными родителями, где есть и любовь, и забота и внимание? И потом, не все семьи, имеющие 5 и более детей, так уж несчастливы, голы и все в "соплях". Много счастливых семей. Мне кажется, что ребенок, единственный ребенок в семье менее счастлив. Он вырастает и покидает родителей. А, подчас, и забывает о них. Что ж в этом хорошего?