Анна Бердникова Грандмастер

Как без капризов уложить ребенка спать?

Все дети разные, поэтому и засыпают по-разному, имеют разный алгоритм сна. Более того, режим сна и бодрствования каждого ребенка меняется в зависимости от возраста, состояния здоровья, эмоционального состояния. И в любой период мама может столкнуться с тем, что уложить ребенка спать становится проблемой.

Чтобы легко просыпаться утром, ребенок должен спать не меньше 10 часов, но уложить чадо в кроватку не всегда просто. Чего только не придумает в этой ситуации ребенок: например, можно застрять в ванной и чистить зубы так долго, как будто бы их три раза по тридцать два, может случиться внезапный приступ голода или жажды. Сначала творчество ребенка может умилять, но спустя некоторое время возникает досада: ребенок напоен, накормлен, на горшок посажен — да сколько же можно! Родительское раздражение начинает потихоньку накалять ситуацию. Чем отвечает ребенок? Плачем и криком — и процесс укладывания спать часто становится источником конфликтов и капризов.

У каждого ребенка вырабатывается индивидуальный ритм сна и бодрствования. Есть периоды, когда ребенку легко заснуть, и периоды, когда заснуть очень сложно. Внимательно понаблюдайте за ребенком какое-то время. Даже за день наблюдений вы сможете понять, через сколько часов периоды сна и бодрствования сменяют друг друга у вашего ребенка. Постарайтесь подстроить режим дня под них.

Старайтесь укладывать ребенка, как только вы заметили первые признаки его готовности ко сну. Обычно они проявляются в том, что малыш теряет интерес к происходящему вокруг, становится малоактивным, норовит приложить головку и прилечь. И, конечно, верный признак готовности ребенка ко сну — если он зевает и трет глазки. Некоторые детки начинают повторять действия, которые совершает мама, когда их укладывает: напевать песенку, укачивать куклу. Важно не упустить момент, отложить все дела в сторону, и сразу попробовать уложить ребенка спать — ведь следующий момент может представиться только через пару часов.

Сказка на ночь — это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь — это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

Хорошей профилактикой капризов перед сном становится рассказывание специальных сонных сказок, успокаивающих, убаюкивающих ребенка. Рассказывать сонные истории лучше спокойным размеренным, «сонным голосом», без яркого интонирования, монотонным голосом. Такие сонные сказки преимущественно рассчитаны на детей в возрасте от двух до четырех-пяти лет.

Путешествие в поезде
(Сонная сказка)

Жил-был Зайка. Он жил с мамой и папой в маленьком домике. Вся зайкина семья очень любила путешествовать. Больше всего зайке нравилось путешествовать на поезде.

Путешествие начиналось с того, что зайка, папа и мама собирались все вместе и договаривались, куда поехать в этот раз. Договориться было непросто. Папа очень любил ездить в горы и сплавляться по горной реке. Мама любила ездить к морю, чтобы лежать на теплом песке и плескаться в ласковых волнах. Зайке нравились и горные походы, там можно было спать в самой настоящей палатке и разжигать костер. И море зайке тоже очень нравилось — купайся, сколько хочется и строй замки из песка. Поэтому зайка был готов ехать и к морю, и в горы — лишь бы ехать и всем вместе.

Зайка с мамой паковали вещи: очень трудно из множества полезных вещей выбрать самое важное и необходимое. Зайка брал свою любимую книжку про Кубарика и Томатика, плюшевого мишку и самый быстрый грузовичок.

На вокзале папа отправлялся за билетами — такими красивыми желтыми блестящими бумажками. Они нужны для того, чтобы зайку с папой и мамой проводница пустила в вагон.

В купе зайке тоже очень нравилось: нижние полки, верхние, откидной столик, большое окно — все вместе похоже на маленький домик.

Когда проводница попросит провожающих покинуть вагон, зайка любит забраться на верхнюю полку и, глядя оттуда в окно, наблюдать, как поезд набирает ход. Плавно начинают двигаться дома и деревья. Поезд как будто плывет все быстрее и быстрее. Колеса начинают отстукивать размеренно-веселый ритм путешествия: чух-чух, чух-чух, чух-чух. Зайка чуть покачивается на верхней полке: чух-чух, чух-чух, чух-чух. Мимо уже проносятся столбы и деревья: чух-чух, чух-чух, чух-чух. На столике плещется чай в стакане: чух-чух, чух-чух, чух-чух. Папа на нижней полке с газетой в руках тоже покачивается: чух-чух, чух-чух, чух-чух. Мама со своим любимым вязанием в руках: чух-чух, чух-чух, чух-чух. Глазки зайки постепенно закрываются: чух-чух, чух-чух, чух-чух. Во сне зайка продолжает свое путешествие: чух-чух, чух-чух, чух-чух.

Обновлено 21.09.2009
Статья размещена на сайте 26.06.2008

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Павел Довгопол Читатель 6 января 2015 в 21:38 отредактирован 26 мая 2018 в 17:35

    Могу посоветовать как...
    1. Лечь в кровать и читать ребенку сказки. Под впечатлениями ребенок засыпает очень быстро.
    2. Если нет времени или сил. Поставить аудиосказку коих очень много на просторах инета.
    Могу порекомендовать к примеру хороший канал на Ютубе - огромное количество сказок и колыбельных в одном месте и качать не надо...
    Включаю на компьютере либо на телефоне. Дети лежат слушают и приотличненько засыпают... сказки добавляют каждый день...
    https://www.youtube.com/channel/UCXbqKHY_Et1C5k9s-RwwR4A

  • Здравствуйте, Анна! Статья полезная. Хочу поделиться еще одним приемом, который дополняет процесс отхода ребенка ко сну. Обычно ко времни, когда пора спать, дети оставляют неубранные игрушки, книжки, вещи. Можно сыграть в игру "Все ложаться спать", она заключается в том, чтобы вместе с ребенком разложить все по местам, сопровождая действия рассказом, как кукла ложится спать, машинка поехала в гараж спать, книжка спит на полке и т. д. Ребенок видит, что все его друзья должны и хотят отдохнуть, да и ему пора. Помогает, к тому же приучает к аккуратности.

    Оценка статьи: 5

  • Очень хорошая статья и весьма нужная. Ставлю 5.

    Я, бывая в семьях друзей, наблюдаю как ведут себя их дети дошкольного возраста. В основном действует режим вседозволенности, с небольшими ограничениями. Режима, как такового, не наблюдается. Едят когда вздумается, кусочничая, а в результате за столом капризничают и отказываются есть.Спать вообще укладывают когда вздумается, иногда ребёнок сидит вместе с мамой и смотрит сериал пока не уснёт естественным путём, днём тоже спят только тогда когда сами захотят.

    Сейчас распечатаю Вашу статью и раздам всем своим друзьям, пусть просвещаются.

    Оценка статьи: 5

    • Я бы начала статью со слов: "С пеленок начинается воспитание."

      И дополнила бы:

      Как задать поведение ребенка с самого рождения, так он и будет себя вести всю жизнь. Бывают определенные моменты, когда ребенок пытается прощупать слабые родительские места и устраивает скандалы. В таких случаях родителю нужно спокойно себя вести и не показывать своего волнения или раздражения, дать ребенку выплакаться и тогда объяснить ему, что он поступил неправильно, нехорошо. Не надо на него орать, ставить ультиматумы и говорить, что если ты успокоишься, то я отведу тебя в Макдональдс (такова наша коварная любовь родителей!). Ребенок поймет, что ему нужно периодически скандалить, чтобы получить хорошую награду!

      Мои наблюдения и изучения детского поведения (и родительского в том числе) заключили следующее (хотя это ВСЕМ известно): дети хорошие психологи и они знают слабые места родителей и играют этим. Родители, в свою очередь, с самого рождения ребенка пытаются облегчить себе жизнь, тем самым, упрощая жизнь ребенку (до школы не знает, как завязать шнурки и застегнуть молнию) и открывая ребенку все свои слабые места. Хотя ребенок может и знать, как завязать шнурки и застегнуть молнию, но, зная что ему родители это сделают, он и скандал может закатить и добиться своего. А родителю что проще сделать? Он же на работу торопится или другого ребенка кормить - да ему проще самому все сделать!

      За 6 лет изучения детско-родительских отношений, я бы сказала, что нелогичное родительское поведение - самая распространенная и главная ошибка в воспитании детей и встречается она примерно в 999 случаях из 1000. И при том родители не отдают себе в этом отчет. Только когда укажешь на ошибку, тогда они понимают и говорят: "Боже мой! Что же я делала (реже делал)!"

      Анна, очень хорошая статья и актуальная! И сказка!

      С Уважением.

      Оценка статьи: 5

      • "Марина Городецкая (МарГо)"!!!!

        Ай молодец Марина!! Если бы можно было ставить оценки за комментарии, я бы поставил 10+++.

        Я тогда ещё был молодой, когда у меня были маленькие дети, четыре маленьких человечка, но я интуитивно придерживался почти того же, как у Вас описано в комменте!!

        Оценка статьи: 5

        • Александру

          Спасибо, Александр!

          4! Четыре ребенка! Вы молодец! Справиться с четырьмя и не сойти с ума можно только при условии правильного и корректного воспитания. Я наблюдаю за семьями, где есть 2 ребенка, да что говорить, и 1 ребенок - как он талантливо вьет веревки из своих мамы-папы-бабушек-дедушек! А с двумя детьми, кому средства позволяют, еще и нянь нанимают и из няни тоже самое "плетут"!

          Мой самый любимый "рецепт" - сказка, которую я рекомендую читать внимательно и родителям!, так как она поучительна и для них, также идет с очень важными комментариями для родителей после каждой главы. Называется она "Азбука вежливости" Людмилы Васильевны-Гангнус. Это редкая книга, ее текст появился в интернете, но без комментариев для родителей и воспитателей. Я прочитала эту книгу, когда мне было 12 лет - она на меня произвела огромное впечатление и мое поведение в некоторых ситуациях изменилось. Я книгу сохранила и читаю ее теперь своим детям. Нахожу подержанные издания, из вторых рук, покупаю и дарю друзьям у которых рождаются дети. Честно скаужу, некоторые не ценят, читают книги по психологии поведения детей. Но проблема-то в нас, родителях! А сказка самый лучший учитель для всех!
          P/S/^ Хотя специалисты по сказкам (филологи) находят очень курьезные моменты в них: например, сказка "По щучьему велению." - ну чему она учит? Ничего не делать и на тебя, вдруг, один день счастье может свалиться? - но это отдельный разговор. Может, напишу статью про курьезы сказок.

          Оценка статьи: 5

      • Марине Городецкой

        К сожалению, родители замеченные в непоследовательной воспитательной тактике, зачастую склонны требовать последовательности в действиях от детей А где дети смогут этому научиться?

        Спасибо Вам за внимание к статье.