• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Маргарита Мельникова Мастер

Как воспитывать незрячего ребёнка?

Когда родители узнают, что их ребёнок лишён способности видеть, это очень сильный удар. Родители растеряны: они чаще всего просто не знают, что делать со слепым ребёнком.

Культура общения с незрячими в нашей стране достаточно низка. Не проводится никаких специальных профилактических и пропагандистских бесед с будущими родителями на тот печальный случай, если у них появится больной ребёнок. Но что же делать, когда такой малыш уже родился или ребёнок потерял зрение?

1. Случается, что родители вообще не оставляют слепого ребёнка одного дома, боятся: он нанесёт себе вред, ударится, поранится, убьётся током и т. д. Некоторые особо «заботливые» мамы и папы привязывают своё незрячее дитя на цепь, сажают его в бочку с игрушками, запирают в комнате, обитой ватой, лишённой всяких острых углов и «опасных» предметов. Конечно же, при таком воспитании ни о каком личностном, умственном и физическом развитии и речи быть не может.

2. Не менее часто встречаются случаи, когда родители не знают, как и чему учить незрячего ребёнка и по достижении им семилетнего возраста не хотят отдавать его в школу, а раньше не отдавали и в детский сад. Такое поведение безосновательно и нецелесообразно. Родители не осведомлены о возможности обучения незрячих детишек в обычной школе, однако такая возможность есть. Многие мамы и папы не знают даже о существовании специальных школ-интернатов для слепых и слабовидящих, а ведь таких школ в стране много (в каждом относительно крупном городе). Выучившись в школе, юноши и девушки смогут поступить хоть в колледж, хоть в институт, смогут овладеть такими профессиями, как музыкант, массажист, психолог, переводчик, преподаватель, программист, журналист, филолог, дефектолог и т. д.

3. Дополнительной травмой для незрячего ребёнка часто становится распад семьи, развод родителей из-за его недуга. Большинство отцов бросают своих больных детей. Ребёнок зачастую осознаёт или чувствует, свою «вину» за разрушенные отношения родителей. Также нередки случаи ревности здоровых братьев и/ или сестёр: «Вот, о моём слепом братишке/ сестрёнке вы больше заботитесь, а на меня внимания не обращаете!» Следует этого не допускать. Нужно проявлять равную заботу обо всех детях в семье и нужно учить здорового ребёнка заботиться о больном.

4. Так как ребёнок лишён возможности воспринимать мир при помощи глаз, родители должны рассказывать, описывать всё, что только можно: дома, людей, всё, что встречается по пути, в природе. Пусть ребёнок трогает всё, что можно потрогать. Некоторые родители этого стесняются, а напрасно. Конечно, не следует позволять трогать незнакомых людей, а остальное — пожалуйста!

5. Следует читать ребёнку как можно больше, пусть это будут не только сказки и рассказы (соответственно возрасту), но и классика, фантастика. Ребёнок должен определить свои литературные вкусы, а для этого надо ознакомить его со всем разнообразием мира книг: прозы и стихов. Если родителям некогда читать самим, нужно покупать больше кассет, дисков, брайлевских книг, но всё же лучше, когда читает любимая мама, папа, бабушка, братишка или сестрёнка.

6. Не следует бояться гулять с ребёнком, путешествовать с ним. Хорошо бы уже с подросткового возраста учить его пользоваться тростью, самостоятельно ориентироваться (для обучения ремеслу ориентирования есть специальные центры и инструкторы).

7. Не стоит ограничивать ребёнка в лепке, конструировании, даже рисовании. Пусть ребёнок не видит результатов своего «творчества», но поверьте, он получает от рисования истинное удовольствие (особенно с двух до десяти лет).

8. С самых первых дней жизни незрячего малыша с ним необходимо очень много разговаривать, носить его повсюду за собой, рассказывать о своих действиях и окружающей обстановке. Например: «Сейчас мамочка будет гладить чёрненькое платье, вот оно, потрогай ручками!»

9. Обязательно нужно развивать слуховую память ребёнка. Хорошая память поможет ему в учёбе и в жизни вообще. Надо разучивать с малышом стихи, песни, иностранные слова и т. д.

10. Необходимо воспитывать в незрячем ребёнке любовь к физическому труду и бытовые навыки. Пусть девочки пробуют готовить (конечно, с помощью зрячих), шить, вязать, танцевать. Не стоит ограничивать в движениях, в занятиях физическими упражнениями. Приседания, качать пресс, поднимать штангу, бегать на месте, прыгать, висеть на перекладине, заниматься йогой — всё это под силу незрячему ребёнку.

Незрячий ребёнок — это обычный ребёнок, только лишённый зрения. Он стараниями родителей может вырасти зрелой, самостоятельной личностью, талантливым человеком, умелым работником, хорошим специалистом, любящим семьянином, хозяином своей жизни и судьбы.

Статья опубликована в выпуске 22.09.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Простите, Маргарита, а чем описанные ваши рекомендации отличаются от рекомендаций по воспитанию "обычного" ребёнка?
    Простите, но с таким же успехом я могу взять самые общие рекомендации по чему угодно, вставить туда "незрячий, незрячему, незрячим" и будет готов классный материал, которого, как я понимаю, средства массовой информации ещё не публиковали.
    Простите меня великодушно, но перед написанием данной статьи, было бы не плохо ознакомиться с основами тифлопедагогики, рекомендациям тифлоспециалистов, а только после этого брать на себя смелость и ответственность давать какие бы то ни было рекомендации.

    • Простите, Алексей, речь в статье как раз о тех родителях, которые не понимают, что незрячего ребенка следует воспитывать так же, как зрячего. Мне кажется, Вы читаете статьи Маргариты крайне невнимательно, прослушайте их еще раз. Вы не улавливаете логики построения ее текстов.
      Если Вы знакомы с основами тифлопедагогики, это прекрасно. Но статья в глянцевом журнале может быть только обзорной, ведь у нас не специализированное издание. Если в статье Маргариты есть что-то противоречащее этим основам - укажите по пунктам, пожалуйста.

  • Маргарита, спасибо, что затронули эту тему.
    Несмотря на то, что она лично мне не близка, но очень волнительна.
    Мы часто абстрагируемся от таких детей, от таких проблем, стараемся жить так, как-будто этого не существует вовсе. Но коснись... что делать, не знаем, растеряемся, м.б. сложим руки (не дай Бог)... В общем помимо познавательной функции, данная статья еще раз заставляет задуматься, что если у тебя все в порядке (относительно), то это не значит, что так и везде и ты совершенно не застрахован от каких-либо отклонений или от встречи с теми, кому нужна помощь... и эта помощь д.б. знающей...

    Оценка статьи: 5