• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

Что важнее: наследственность или среда? Часть 2

Интересной возможностью получить ответ на вопрос о приоритете может стать изучение детей с одинаковой наследственностью — близнецов.

История отношения к близнецам в древних культурах и в современном фольклоре ясно показывает, что отношение к ним в обществе всегда было особым. Близнецам часто приписывали какие-то особые способности, их почитали. Однако с другой стороны, в самом факте рождения «одинаковых людей» иногда видели чуть ли не проклятие высших сил. Так, например:

• Племена индейцев Британской Колумбии верили, что близнецы приносят удачу. Считалось, что после рождения близнецов природа щедро одаривает людей рыбой и дичью.

• Североамериканские индейцы моявы думали, что близнецам подвластны природные стихии. Простые люди приобщались к этим способностям, обрызгивая могилы близнецов водой.

• В Индии представители народности хунду верили, что близнецы оберегают их от непогоды. Чтобы обеспечить лучшую защиту, ягодицы близнецов окрашивали в черный и белый цвета.

• Балинезийцы совершали с близнецами сложные очистительные ритуалы в честь равновесия, существующего в природе.

Близнецы обычно оказываются как бы замкнутыми друг на друге, поэтому иногда у них почти совсем не возникает потребности в общении ни со взрослыми, ни с другими детьми. Они, например, начинают говорить позже, чем обычные дети, но не потому, что они отстают в умственном развитии: у них вырабатываются собственные полувербальные, полутактильные системы коммуникации, которые на определенном этапе развития оказываются для них достаточными. Но при дальнейшем развитии личности ребенка как члена коллектива все это оказывается лишним, и даже опасным. Поэтому близнецы требуют особого внимания со стороны взрослых членов общества.

Еще одним фактом в пользу приоритета воспитания могут стать дети, выращенные животными. Вспомним пример Маугли, который был ребенком нормальных родителей, но попал в аномальную для себя среду и каким-то образом сумел к ней приспособиться, но человеком сам по себе стать не смог. Значит, воспитание важнее наследственности? Наверное, да.

Ситуации, когда детей оставляли в лесу и они там выживали, действительно наблюдались в истории, хотя и редко. Причем важно отметить при анализе таких случаев, что абсолютно нормального ребенка нормальные родители обычно не оставляют в лесу.

Противопоставлен Маугли может быть Тарзан, благодаря наследственности английского лорда, например, не слыша человеческой речи, научившийся читать и говорить, увидев текст. И Маугли, и Тарзан — сказка. В какой из них намек? Однако, к сожалению, истории жизни реальных детей-маугли указывают на то, что ребенок, до определенного возраста лишенный человеческого окружения, не может в дальнейшем полноценно адаптироваться к жизни в социуме.

Соотношение воспитания и природных задатков вплотную примыкает к теме детской одаренности. Можно ли воспитать одаренного ребенка в определенной области?

По данным различных исследователей феномена одаренности были выделены черты, характерные для большинства одаренных детей:

1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.
2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.
3. Были увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умели контролировать себя.
6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

Полученный список черт потенциальных творцов сложно интерпретировать однозначно как вложенных природой либо взращенных воспитанием. Высокий интеллект и хорошая память — качества врожденные, а что касается умения контролировать себя — можно ли здесь сказать однозначно?

Соотношение наследственных и воспитательных факторов:

У меня старшему сыну 10 лет, с его папой не живем 8,5 лет. Никогда с тех пор он с папой не общался. Но основные черты человеческой личности — все папины (из-за чего с его папой и рассталась), хотя воспитывался на совершенно других моральных устоях. У меня сейчас родился ребенок от второго брака. С мужем живем уже 5 лет. Т. е. он застал ребенка еще в том возрасте, когда на его формирование можно было повлиять. Моя семья (родители, сестра, ее семья, ее дети) тоже постоянно рядом, все мы как-то на одной волне и пытаемся привить сыну иные человеческие ценности. А в сыне все равно четко прослеживаются черты личности его отца.

Влияние среды и наследственность — это два важнейших фактора, определяющих развитие ребенка, но при этом довольно сложно сказать, какой из них оказывается в данном случае более важным. А данная проблема является одновременно проблемой и чисто научной, и социальной, поскольку от того, как она будет решена, в итоге зависит и будущее самого общества.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод.

Интеллект и индивидуальные способности могут и наследоваться, и развиваться, но личность как таковая, как система этических ценностей — это продукт чисто социальный.

Именно поэтому, наверное, обучению и образованию молодого поколения в обществе всегда уделялось так много внимания.

Статья опубликована в выпуске 14.11.2008
Обновлено 27.12.2016

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Из всего сказанного можно сделать следующий вывод - интеллект и индивидуальные способности могут и наследоваться, и развиваться

    Развиваться может ВСЕ, что наслудуется. Если есть условия. Но может и не развиваться, если условий нет. А вот то, что по наследству не получено, того развить невозможно.

    Пол, умственные способности, физические качества и прочее предопределены генетически. Кретина сколько хош учи и воспитывай, но ... Да - даже кошек и бегемотов дрессируют, но... Карлика сколько не тренируй, он не выростет.

    обучению и образованию молодого поколения в обществе всегда уделялось так много внимания.

    А уж сколько внимания уделяют оболваниванию...

    Оценка статьи: 3

    • А вот то, что по наследству не получено, того развить невозможно.

      Ребенок не является стопроцентной копией своих родителей. Кроме наследственности, есть еще изменчивость, и одни и те же качества у разных людей проявляются различно. Таким образом, развиваться может не только то, что унаследовано или не так, как унаследовано.

      • I]Ребенок не является стопроцентной копией своих родителей.

        Увы... как не знали со времен творения человеки своего идентификатора, так и не знают. Но какую-то заразу от змия подцепить сумели.

        Я к тому, что и сегодня подавляющее большинство родителей не знают, что они передают детям. И знать не хотят.

        [Кроме наследственности, есть еще изменчивость,

        Да, так и есть. Но... я уже сказал, что никто не знает, что передает детям, таки еще скажу про мутации, те. спорт, и химеры от межрасовых и тп. браков. Вот человек и изменяется до того, что человеческого уже ничего и не остается.

        Таким образом, развиваться может не только то, что унаследовано или не так, как унаследовано

        Вот вот - и я об этом. Дошло до того, что сегодня уже невозможно четко сказать, что такое человек. И что такое человечность, про утату которой начинают напоминать тем, кто предлагает человекам остановиться и посмотреть на то, что они творят по советам всякой нелюди.

        пс Судя по тому, как тут обсуждаются статьи о всякой ерунде и такие, как важные, как Ваша, можно уверенно сказать, что утрачена не просто человечность, а ее носитель.

        Оценка статьи: 3