Жанна Новицкая Мастер

Что делать, если вашего ребенка назвали «трудным»? Часть 1

Обычно родители не могут не заметить, что их ребенок стал грубым, злым, огрызается в ответ и большую часть времени находится в обществе своих друзей, занимаясь неизвестно чем. Но большинство родителей долгое время тщательно пытается это скрыть от других, пытаясь создать впечатление благополучной семьи. Но постепенно постоянные жалобы учителей, невозможность нормального общения дома приводит их к мысли о том, что у них все-таки «трудный» ребенок.

Не спешите называть своего сына или дочь «трудным ребенком», возможно, он просто взрослеет. Возраст 13−14 лет — это объективно один из самых сложных периодов в жизни вашего ребенка. В этом возрасте обычно начинается половое созревание. Это кризисный период развития, этап взросления, достижения зрелости. Внешне он характеризуется тем, что самые послушные и воспитанные дети становятся грубыми и неуправляемыми, между ними и родителями возникает дистанция, которую родители преодолеть не могут, а дети не хотят. У подростков появляются свои тайны, свои излюбленные занятия, которые родителям часто кажутся пустым и бестолковым времяпрепровождением (например, многочасовое слушание рока, коллекционирование плакатов и т. д.).

Родительская позиция должна заключаться в полном понимании и принятии своего сына или дочери в этот период таким, каков он есть. Даже вопреки собственным устойчивым убеждениям. Постарайтесь проводить со своим ребенком побольше времени и, что самое главное, разделить с ним его увлечения. Причем притворство здесь не поможет. Дети в этом возрасте очень чувствительны и моментально распознают фальшь. Постарайтесь на самом деле найти что-то для себя интересное в том, чем увлечен он. Не отрицайте и не отвергайте все и сразу, ведь ребенок умных и добрых родителей не может увлекаться чем-либо уж совершенно никчемным. Прислушайтесь к музыке, которую слушает он, вникните в содержание его любимых компьютерных игр. Может быть, все это заинтересует чем-то и вас. Отнеситесь с уважением к формирующейся личности своего ребенка. Обычно детям не хватает именно этого.

Но все-таки давайте рассмотрим, кого же следует относить к «трудным» детям, чтобы вы смогли как-то для себя определиться. «Трудными» подростками принято считать детей с различными отклонениями в поведении. Поэтому часто к «трудным» относят детей, весьма непохожих друг на друга.

Но при этом существует одно важное общее свойство — это психическая незрелость, отставание от возрастных норм психического (но отнюдь не физического) развития. Иначе это называется инфантилизм. Таким детям обычно свойственна внушаемость, неумение или нежелание соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами поведения, отсутствие логического мышления. Они склонны принимать быстрые решения, часто поступают импульсивно. Мальчики вспыльчивы, возбудимы, легко вступают в драки, бывают мстительными, злопамятными, могут проявлять жестокость. Девочки склонны к позерству, демонстративны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, обмороками, сердечными приступами. Они холодны и жестоки, их привязанности не слишком глубоки, и это проявляется в отношениях с окружающими.

«Трудные» дети ведут себя независимо, любят высказываться о своем нежелании учиться, демонстрируют неуважение к учителям, авторитет у сверстников завоевывают при помощи грубой силы. Такие подростки чаще всего становятся правонарушителями и чаще всего отвергаются коллективом одноклассников, но могут быть и неформальными лидерами.

Причины возникновения такого поведения могут быть самыми разнообразными, в том числе и психические отклонения и близкие к ним пограничные состояния. Возникновению такого поведения могут способствовать перенесенные в раннем детстве тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы, частые заболевания, ослабляющие организм. К факторам риска можно отнести и алкогольную интоксикацию плода во время беременности, последствия которой могут проявиться именно в переходном возрасте.

Только очень серьезное медицинское обследование может выявить эти отклонения, а также зарождающиеся психические заболевания. Хотя это крайне трудно сделать в подростковом возрасте. Даже очень опытному врачу необходимо достаточно длительное обследование такого ребенка, прежде чем определить что это — особенности характера или психическое заболевание. И это практически невозможно определить самим родителям. Лучше не гадать, не ждать годами, а просто сходить к психоневрологу! Поверьте, это не будет лишним!

Статья опубликована в выпуске 7.02.2009
Обновлено 7.02.2009

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Девочки склонны к позерству, демонстративны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, обмороками, сердечными приступами. Они холодны и жестоки, их привязанности не слишком глубоки, и это проявляется в отношениях с окружающими.

    Не только девочки, знаете.

  • Жанна, хорошая статья. А то, что ребёнок становится "трудным" - скорее норма, чем исключение. Помните, у Михалкова:
    Я не знаю, как мне быть -
    Начал старшим я грубить...
    Попытки осознать себя как личность, первые конфликты с социумом, отделение себя от родителей и первые опыты любви често на взгляд взрослого отрицательно влияют на поведение ребёнка. А тут ещё и гормональный шторм, а в связи с бурным ростом ещё и разбалансированность всех систем организма - физическая неуклюжесть и психические неадекваты. В общем, лучше понимать самому, да и ребёнку объяснить, что с ним происходит, и не особо придавать значение не принципиальным моментам - типа штаны порвал, стекло разбил, но жёстко отстаивать этические императивы. И к 18-20 годам утёнок превратится в лебедя.

    Оценка статьи: 5

    • Марина Бережнева, спасибо огромное! Я полностью согласна с Вашим мнением, просто бывают случаи, когда ситуация зашкаливает за пределы разумного. Тогда приходится что-то делать...