Марина Бережнева Профессионал

Школа не в радость? Что делать ответственному родителю?

Многие сегодня сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок, настроенный изначально на учёбу, радостно спешащий в первые дни занятий в школу, вдруг резко меняет к ней отношение.

Таких «кризисов» может быть как один, так и несколько. Очень плохо, когда нежелание идти в школу формируется сразу, с первого класса, когда у ребёнка ещё не сформированы стереотипы относительно школьных реалий.

Также подобные вещи случаются при переходе со ступени на ступень — из начальной в среднюю школу, в старшие классы. Бывает и по приходу новых учителей подобное изменение отношения. Сразу встаёт вопрос — что делать родителям? Тут наблюдается дилемма — с одной стороны, если полностью встать на сторону ребёнка, можно создать у него пренебрежительное отношение ко всему, что касается школьных занятий. А если не обращать внимания, надеясь, что само «устаканится», есть шанс заполучить ребёнка-невротика, неуверенного в себе, «затурканного» или не желающего учиться уже из чувства протеста.

Крайности, как всегда, вредны. Главное в такой ситуации — ответственность родителей и желание разобраться, не искать виноватых и предпринять все усилия по изменению негативного отношения к ребёнку в школе.

Во-первых, беседуем с ребёнком. Открыто, честно, с примерами из своего детства или детства знакомых, книжных персонажей, у которых тоже возникали проблемы в школе. Подобная «диагностика» очень важна. Ребёнок надеется на вас, как на спасение, всегда. Не обманите его ожиданий.

Второй этап — общение с педагогами и одноклассниками ребёнка. Очень важно, чтобы оно также не строилось в угрожающих тонах, вы должны показать озабоченность проблемой, но выступать в роли «грозного судии» — Боже вас избавь! Иначе проблема только усугубится.

Особенно не стоит «бить горшки» с первой учительницей или классным руководителем, от которых зависит моральный климат в классе. Моя подруга после пары таких «разборок» получила в ответ задёрганную дочь, постоянно третируемую одноклассниками и учителями.

«Разборки» можно устраивать, если вы уже не ждёте ничего хорошего от вашей школы и твёрдо решили перевести ребёнка в другую. Однако, будучи педагогом в третьем поколении, могу вам откровенно сказать: в большинстве случаев, как бы вам не казалось со стороны или со слов вашего дитяти, учитель не монстр и ничего плохого детям не желает. Да, попадаются неадекватные экземпляры, нет правил без исключений, но чаще всего учитель — просто слаб как личность, чтобы справиться с толпой растерянных, порой не умеющих ширинку застегнуть первоклашек или с гормональными взрывами подростков. Помогите ему. И не надо песен, что это его работа и т. д.

Представьте себе, что учитель — это тот же сотрудник ГАИ. С одной стороны, они, такие-сякие, ограничивают нашу свободу, требуя выполнения порой дурацких правил, а с другой? На Украине как-то отменили ГАИ на месяц… Похоронили за этот период многих…

В школе, может, последствия не так очевидны, но всё же. Если ваш ребенок не желает подчиняться правилам школьного распорядка, ничего хорошего это ему не принесёт. Правда, я считаю, что главное отличие забитого «автоматика» от здорового, нормального ребёнка в том, что нормальный ребёнок подчиняется правилам не под нажимом исключительно, а потому, что знает, какую пользу ему лично и всему обществу в лице его семьи и класса принесёт его правильное поведение. Это можно объяснить даже первоклашке.

Говорите с ребёнком непрестанно, о всех мелочах, о трудных и приятных вопросах школьной жизни, объясняйте непонятное не с позиции обвинителя или критика, а пытаясь честно разобраться, насколько это важно для ребёнка или тех, кто его обучает.

Хочу порекомендовать вам почаще посещать школу. Учителя, привыкнув к общей апатии родителей по отношению к школьным делам чад (ну, разве кроме тех, которые оцениваются в дневнике), очень рады простому человеческому вниманию, особенно в те дни, когда это не ожидается. Ну, не первого сентября или в День учителя, или восьмого марта.

Ваше желание чем-либо, пусть по-мелочи, помочь — написать плакат, поучаствовать в подготовке утренника, прибить гвоздь или помыть окна — важный элемент в формировании отношения вашего ребёнка к школе. А также отношения школы к вашему ребёнку. И нечего выступать на тему — я очень занята (занят) и вообще не обязана. Конечно, не обязаны, никто никому не обязан, но… Просто это разумный компромисс, причём участие в делах родительского комитета может стать весьма приятным. Знаю много классов, где родители очень дружны и с удовольствием ездят совместно на природу, отмечают праздники, организуют соревнования и участвуют в конкурсах. Поверьте, это действительно здорово как для вас, так и для ребёнка, который сможет услышать слова одобрения и уважения в ваш адрес от своих одноклассников и учителей.

В случае, если конфликт всё же имеет место, сначала стоит побеседовать с ребёнком, дабы прояснить его позицию. Ещё раз не рекомендую с места в карьер с шашкой наголо рваться на восстановление «справедливости». Прежде всего, следует дать шанс самому ребёнку разобраться с конфликтом.

Во-первых, объясните ему, где он поступил неправильно в данной ситуации, чаще всего какой-то «прокол» и с его стороны имел место быть. Если всё же позиция ребёнка абсолютно правильна на ваш взгляд, то рекомендую всё же посоветовать ему подумать и здраво оценить, почему же учительница «наорала» или поставила двойку.

Для первоклашки, да и для детей постарше (а иногда и для родителей), учитель воспринимается зачастую как существо высшего порядка либо эдакий автомат для выдачи знаний. Как-то не учитываются возможность наличия больных зубов или печени, проблем с домашними или конфликта с завучем… Я с первых дней учёбы объясняла своим детям, что учитель — тоже живой человек, и если вы жалеете маму, папу, бабушку с дедушкой, когда они нервничают, когда им плохо, то и даже «злой» учительнице будет приятно понимание и сочувствие. Не притворное льстивое понимание, а нормальное живое, человеческое.

Такая позиция часто помогает выйти ребёнку из конфликта своими силами, не прибегая к вашему вмешательству. И это наилучший вариант, он даёт ему возможность поверить в свои силы, а вас избавляет от многих хлопот в будущем. Хотя, конечно, это не панацея, просто хорошее лекарство. Если не помогло, что тоже может быть — наши дети, зачастую, не ангелы, и учителя тоже, — пора вам вмешаться самим.

Во-вторых, поговорите с другой стороной конфликта, проясните позиции, дайте возможность высказаться учителю, посочувствуйте ему — ему тоже несладко: жить в состоянии конфликта мало кому нравится, кроме, возможно, самых патологических личностей. Посочувствовав, постарайтесь прояснить позицию ребёнка, его мотивы противостояния, расскажите учителю, что ребёнок тоже не рад ситуации, что в общих интересах разрешить конфликт, прийти к компромиссу. Тем более, что вы, конечно, всемерно готовы помогать такому разрешению проблемы. Выработайте совместный «план действий», на этом этапе можно привлечь к разговору уже и ребёнка. Предварительный «разбор полётов» лучше проводить без его участия, так как в процессе достижения консенсуса могут случиться и шумные дебаты, а ребёнку совершенно незачем наблюдать подобные сцены.

Ну, конечно, возможен вариант, когда у ребёнка и учителя просто взаимная неприязнь иррационального характера, либо действительно патологическая личность педагога. Тогда плохо. Единственный вариант — переводить в другой класс или школу. Тут уже терапевтические методы «не катят». Остаётся только сожалеть о подобном случае, но оставлять ребёнка, особенно малыша-первоклашку под «давлением» такого свойства просто безнравственно со стороны родителей. Пусть другая школа дальше, пусть вам придётся ездить, но ребёнок будет радостно спешить на занятия и не торопиться домой — это лучший показатель, что в школе ему комфортно и процесс «прогрызания гранита науки» — не болезненный и неприятный, а азартный и увлекательный. Чего, собственно, и требовалось.

Обновлено 4.09.2017
Статья размещена на сайте 29.11.2008

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо всем, кто прочитал, не остался равнодушным, а особое спасибо тем, кто комментировал. Тема школы и обучения весьма болезненна и неприятна для многих, однако, у каждого были и Учителя с большой буквы. А вообще, школа - просто отражение нашей жизни, и не стоит слишком уж жаловаться, лучше закатать рукава и что-то делать с этим.

    • А что делать: каждые 2-3 года обязать препов сдавать квалификационные экзамены. По типу как все врачи проходят квалификационное обучение в институтах усовершенствования врачей. Чтобы в ногу со временем лечить и учить. Я вообще считаю, что эти 2 профессии должны постоянно учиться нон-стоп. А то, смотрите, закончила клуша еле на трояки 20 лет назад пединститут и спокойно преподает до пенсии, когда знания по ее предмету уже давно ушли далеко вперед. Да, есть трепотня секционная в методкабинетах, но это же несеръезно. И не в коем случае нельзя оценивать работу педагога по оценкам ее учеников. О вузовских преподавателях я вообще молчу - по одному конспекту лекций всю жизнь чешет. А языковики? Ведь они какому английскому учат - диккенсовской поры, на котором уже никто не говорит нынче. Поэтому речь даже успевающего ребенка - дичайшая по лексике. Институты Берлица существуют уже почти 80 лет по всему миру, методики для всех доступны, а в школах как учили по русским учебникам, так и шуруют. А вузах все по Бонку учат. Прекрасные методики для офицеров ЦРУ, ФБР, армейских академий. Берите, внедряйте - аедь бесплатно все. Так ведь надо и самим препам переучиваться. А зачем? Так тепло и уютно.

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 20 января 2009 в 10:08

        Лаура, если б им было уютно, учителям-то... Зарплата не смешная, а грустная. Бумажная нагрузка, как правильно Ольга Микшис сказала, и от детей отвлекает, и от самосовершенствования в профессии. Вот и остаются в школах только энтузиасты (их меньшинство), да те, кто своим знаниям иного применения не найдет. Те же "языковики" переводами не напрягаясь больше заработают.

        • Марианна,
          не только бумажные нагрузки.
          Мы как-то с родителями устанавливала дежурство в классе.
          Школа была спортивная, хоккеисты-боксёры - прыгуны по инерции и за партой не могли угомониться, вели себя шумно, но при родителе за последней партой- подтягивались.
          Вот мы и договорились дежурить - по родителю в день.
          И я свой день хронометрировала урок, а потом на собрании рассказала- чем учитель вынужден заниматься.
          Один лоб ручку забыл- у учителя есть всегда запасные.(30 секунд)
          Второй- сломал(минута)
          Третий взял не ту терадь- искали ему всем классом листок, (3мин), четвёртый уронил из пенала вертушку- она каталась по всему классу, отвлекала, учитель призывал,(3 мин),
          Пятая- можно я пересяду, Вовка мне мешает, собирала- разбирала ранец- переезжала на другую парту.
          Весь класс комментировал.
          У шестого нет учебника- пересадили его...

          Оказывается, то, что мы не приучили детей тщательно готовиться и собираться в школу- отнимает у учителя гигантское количество времени! И мы, родители, должны помогать учителю, приходить почаще в класс, правильно пишет Марина, и спрашивать, чем помочь?

          Оценка статьи: 5

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 22 января 2009 в 12:20

            Надя Гаева, не, ну тут несогласная я. Есть учителя, которые ведут урок так, чтобы слушали затаив дыхание и физическую энергию преобразовывали в умственную. Вопрос профессионализма. А насчет листочка-тетрадки-ручки - у нашей классной в шкафчике всегда лежит запас, на родительские деньги купленный, прибегают на перемене и берут. Вы же понимаете, что для детей все эти мелочи - только предлог для того, чтобы оттянуть начало неинтересного урока.

            • Марианна,
              может быть, я не педагог.
              В спортивной школе дети больше обожают тренировки, и к урокам, знаниям- с прохладцей. И в те годы как раз начались деньги за соревнования... Они с утра 5 км проплывут, позавтракают- и за партой не могут ещё угомониться- всё ещё ластами машут, к вечерней тренировке готовятся.

              Нам учителя всех предметов нравились,
              дети учились хорошо, их на соревнования брали с учётом успеваемости, а она зависела от поведения на уроках. Вот мы с родительским комитетом приводили дисциплину в порядок- учителям помогали...

              Оценка статьи: 5

        • Да смешная зарплата для самых важных людей в жизни семьи. Так че молчите? Перераспределите между нефтью и Учителем. Я почему с полной пастью: сама учительствовала. Самосовершенствование по методкабинетам и секциям...давно прошла и выгадила уже. Смех и грех. За что надрываться было? Энтузиасты - это как всегда у нас: бессеребрянники, городские сумашедшие, блаженные. Но их так мало - на всех деток не хватает. Апрельские тезисы, что-ли? : "Народный Учитель должен быть поднят на тааакую высоту...!" Даже больной головой сифилитик понимал, а эти - не хотят. Деньгами в платных школах откупаются, в Кембриджах потом добирают своим детям пробелы. А страна куды? Войну и Мир по киношке и музыку по плееру? А это - наша инвестиция в завтра. Душа болит - уже вижу наяву во что это выливается. Как страшно жить... Без шуток. Конкретно: троечников не выпускать. Сделать испытательный период для препов. Валить, кто детей не любит как своих. Детишек чаще спрашивать мнение: те-то еще не изолгались. Просто все. И почему-то не делается.

      • Лаура Ли, учителя регулярно проходят аттестацию, но это выливается в дополнительную бумажную работу и больше отвлекает от детей.
        И не в коем случае нельзя оценивать работу педагога по оценкам ее учеников.
        Как раз с этого года зарплата учителя зависит от успеваемости учеников.

        Оценка статьи: 5

        • Ольга Микшис,
          ?Как раз с этого года зарплата учителя зависит от успеваемости учеников.

          Как это, Ольга?
          всем будут теперь хорошие оценки ставить?

          Оценка статьи: 5

  • Cпасибо, статья отличная очень толковая!

    Оценка статьи: 5

  • Марина,
    Какие хорошие рекомендации, 5+!
    Нравится слово "ответственному" родителю.
    По пунктам, обстоятельно.
    И правда, некоторые родители ведут себя в школе, как агрессивные подростки. Воюют с учителями, с другими родителями.
    Не понимают, что сиюминутная победа над учительницей(??) в этом разговоре- потом обернётся против ребёнка же.

    Оценка статьи: 5

  • Ох. Всяко бывает. Когда по просьбе родителей я прихожу в школу "разруливать" отношения учителей с ребенком, меня воспринимают гораздо лучше, чем при собственных материнских визитах к школу к дочке, хотя она и не является худшей из учениц. Я решила больше не ходить на родительские собрания, где всех "строят" несколько часов кряду, благо, одиннадцатый класс, и осталось чуток.

    • Валя, а вспомни себя и даже то, что и сейчас тебе нужно в школу ходить разруливать. Это я понимаю, когда мы росли и школа публичная была чем-то незаменимым. Но сегодня-то?Знания из воздуха доступны, не скажи мне нет. Стоило ли наше публичное унижение и унижения наших детей тех знаний, которые легко и сети берешь без насилия, оскорблений и принижений. Моя стерва с 1 по 4 класс была такая Клавдия Георгиевна. Член кп-эссэсовка. Перекличка: Черникова, где эта дочь врага народа? А та ручки над головой всегда мельницей держала и каждый считал нужным и важным ее по башке на переменке треснуть. В знак вероподданности. Вот, сегодня статья бабская у Алеши о проклятиях. В темочку: чтоб ее там перевернуло мордой партийной вниз! И по партийной башке... А мне бы узнать где живет Людка Черникова и просто повыть с ней на луну. Когда у нее нашли вшей и она бежала топиться, боль моя. Дочь врага народа.

      • Кошмар какой!

        Моя тут поцапалась с англичанкой (а у дочки свободный английский, 2,5 года гимназического курса плюс репетитор - завуч по иняз плюс год преподавания от носителей языка в школе под кураторством Британского банка), так учительница ее обзывала по иностранному, а потом отказалась. Но скрыть, что орала и обзывала по-русски перед всем классом не смогла. Я, как умная Маша, попросила ее принять извинения за поведение дочери, она согласилась, а через пять минут потребовала извинений от ребенка. Какие извинения, если она сама блажила во всю мочь и назвала ученицу мразью и проч.?

        Я ей отказала в этом и договорилась, что надо закрывать ситуацию. Она пообещала "ради меня", а теперь "не видит" дочика на уроках, то есть, как пригрозила не дать ей закончить школу нормально, так и ведет этот курс. Можно подумать, мне только и дел, ходить да беседы в школе беседовать. Я ж там все продиагностировала уже и классному руководителю сказала, что ситуация двусторонняя, в которой обе хороши: и дочка, и препод, - на равных были.

        И это при том, что еще о прошлом годе Наташка была первой ученицей по инглишу, а теперь эта новая преподавательница говорит, что из жалости выставила ей за полугодие четверку. Каково? Я ее и спрашиваю, можно ли за летние каникулы из пятерки в тройку выйти, если все учителя всегда признавали, что девочка "языковая"? В ответ - бред: держится на старой базе и проч. Эта база - сильнее всего школьного курса, но вердикт учителя перечеркивает все.

        С прежними учителями и стажерами из лесной школы (Британия, США, Нидерланды и т.д.) она по телефону общается бегло, а вот поди ж ты... И ведь учительница, которая по-английски говорит ученице "заткнись", рассчитывает, что та поймет, а другие - нет...

        Блин, вот еще вспомнила, как гордилась та лесная школа, когда Наталья Шекспира на староанглийском декламировала. Эта учительница, поди, и не перевела бы текст. Теперь француженка зовет обожаемую ею Наташку в свою группу (у нее начальные знания по французскому есть в пределах 5 - 6 класса гимназии, и оказывается, это в пределах полного школьного курса!), а что делать, я пока думаю. Прости, что длинно, измучилась я

        • Валентина Пономарева, Вы можете заявить в городской отдел образования о несогласии с оценкой. Собирают комиссию для оценки знаний Вашего ребенка, но это не решает проблем с учителем. Прочитайте устав школы, возможно в нем прописаны варианты решения конфликтов, замены учителя, пересдачи экзамена. На самом деле у учителя прав на много меньше, чем у родителей.

          Оценка статьи: 5

        • А нет возможности сдать независимый экзамен? Ну, скажем для анг. секции методкабинета РОНО? И попросить сдать училу для переквалификации. Одним махом? Ты идею пихни. А там пусть тыкву скрябуют. Если Наташка шпрехает, шевели веслом, че тебе бояться? А вот РОНО забздит - так ведь и каждого можно за уши и мордой в сортир. Там же сидят те, кто УЧИТЬ не годятся. У каждого жопа в пуху. Это и у нас так же. Знакома пикчюр. Мой зять, покойник, училке своей шоппинг делал каждую неделю - влюбился: талант-гений! А ее увольняли каждую неделю. Мой дурак на стенки лез - отзывал апликейшен. Умер безвременно, царствие... Мир без кожи чувствовал, венами и жилами парень жил. Когда такие гибнут, они нас как руками прикрывают, Валюша. Вот почему хочется разнести в клочья и немедленно и твою училу и еще много несправедливостей. А Алеша сегодня: подставь вторую щечку и подставь третью... Ага!

  • Нет, миленькая Мариночка, не помогут плакаты если ваш ребенок не корпоративен по натуре и ненавидит школу. У наших американских приятелей до сих пор эта проблема - гвоздь в сердце. Поздний искусственно рожденный ребенок. Что только ни делали. Добились разрешения на домашнее обучение. Мальчик шагает по 2 класса за год с частными учителями и родительским обучением. Теперь ему в возрасте 12 лет надо сдавать госэкзамены за всю хай скул. Он-то сдаст, но опять-же, надо отдавать его в колледж, а он не может учиться в группе. Тема очень серъезная. Сломать ребенка можно, приневолить, подчинить. А вот нужно ли это делать, если уважаешь личность своего ребенка. Боюсь, что школа и ее блага, того не стоят. 10 лет насилия над человеком - страшная вещь.