• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Петлева Мастер

Как учить математике трехлетнего малыша?

«Учиться можно только весело»
Французский романист Анатоль Франс.

Математика играет немаловажную роль в развитии ребенка. Ведь она учит рассуждать, обобщать, анализировать. Изучение математики не должно сводиться к освоению счета и решению примеров на сложение и вычитание. Это может привести к тому, что обучение малыша станет формальным и скучным. А ведь математика — это не только сухие цифры и пересчет. Это также и представления о количестве, пространстве и величине.

Занятия с малышом трех-четырех лет должны проводиться преимущественно в форме игры. Причем не обязательно дожидаться какого-то определенного возраста ребенка. С первых месяцев жизни вводите математические понятия в жизнь крохи. Например, пересчитывайте вслух игрушки, пальчики. Обязательно приобретите кубики. Это один из самых доступных «математических помощников». Приведу несколько развивающих игр с математическим уклоном.

«Сортировка»

Эта игра подходит для самых маленьких. Она развивает мелкую моторику, учит ребенка выделять основные признаки предметов, тренировать навыки счета, воспитывает усидчивость и внимание.

Заранее приготовьте мелкие предметы: пуговицы, скрепки, игрушки из киндер-сюрпризов. Сложите их вперемешку в одну коробку. Подготовьте несколько спичечных коробков (по количеству видов предметов). Подстелите на пол большой лист бумаги. Усадите ребенка. Объясните малышу, что надо разложить предметы из большой коробки по маленьким спичечным коробкам так, чтобы в каждом из них были только вещи одного вида.

После того как кроха выполнит задание, проверьте правильность распределения предметов. Вслух пересчитайте количество. Напишите на каждом коробке соответствующее число.

«Короткий и длинный»

Эта игра закрепляет в памяти малыша понятия «длинный» и «короткий», развивает воображение и мелкую моторику рук, дает понятие о простейших геометрических фигурах.

Нарежьте полоски разной длины из цветного картона. Разложите все полоски на две кучки: длинные — в одну, а короткие — в другую. Спросите у малыша, чем различаются полоски. После того, как кроха ответит правильно, предложите ему выложить картинки с помощью этих полосок. Играйте вместе с ребенком! Рассказывайте ему коротенькие рассказы по ходу игры.

Например, изобразите с помощью полосок вот такую историю:

«Жили-были два друга: Заяц и Медведь. У Зайца был маленький домик, а у Медведя большой. Около домика Зайца был маленький заборчик, а у дома Медведя большой заборище. От домика Зайца выходила короткая тропинка, а от дома Медведя — длинная тропа. Но когда Заяц и Медведь ходили в гости друг к другу, эти тропинки соединялись в одну — очень длинную!»

В первый раз раскладывайте полоски вы, а малыш пусть выбирает по вашей просьбе то длинную, то короткую. Через некоторое время он и сам сможет придумывать истории и составлять картинки.

По этому же принципу можно изучать понятия «узкий» и «широкий».

"Кубик"

Эта игра закрепляет навыки сложения, формирует умение сравнивать числа. Для занятия вам понадобятся обычные игральные кубики (трехлетнему ребенку достаточно двух кубиков).

Вы с малышом по очереди бросаете кубики и сравниваете полученные результаты. Если ребенок еще плохо считает, начните с одного кубика. Не забудьте показать малышу простой способ выполнения игры — пересчет точек на выпавших сторонах.

После того как ребенок пересчитал точки на своем кубике, а вы объявили свой результат, обязательно делайте вывод: «На твоем кубике выпало два, а на моем — один. Если к двум прибавить один, то получится три». Позже предложите малышу самому подвести итог. Наверное, он и сам захочет пересчитать общее количество.

Для того чтобы основы математики легко запоминались ребенком, закрепляйте их в повседневной жизни. Всегда замечайте успехи крохи, хвалите его за удачное применение знаний. Малыш будет стремиться к еще лучшим результатам!

Статья опубликована в выпуске 21.08.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Возьму на заметку.
    А нам в садике посоветовали вырезать из цветного картона простые фигуры (круг, квадрат и треугольник) и учить. Сынуля (почти 2,5 г) быстро запомнил. Но папе-математику этого было мало и мы добавили трапецию
    А еще с малышом можно каждый день считать ступеньки в подъезде от 1 до 10

    Оценка статьи: 5

  • А мы едем в лифте и считаем циферки на табло - семь, шесть, пять, четыре, три, два, палочка... Очень эта "палочка" меня умиляет.

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Петлева, спасибо содержательную статью! Обязательно возьму на вооружение - раскладывать мелкие предметы по спичечным коробочкам, внучке будет интересно.

    Оценка статьи: 4

  • Татьяна Петлева, а мы, хоть и очень маленькие, но уже умеем считать! Только всегда пропускаем либо цифру 6, либо цифру 7 (одно из двух)!!!

    Оценка статьи: 5

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 16 декабря 2009 в 09:32 отредактирован 16 декабря 2009 в 09:36 Сообщить модератору

    Татьяна Петлева, учеба математике 3-х летнего малыша есть самая несусветная глупость современных мамашек, думающих не о здоровье ребенка, а собственных амбициях - похвастаться перед окружающими "гениальностью" и «индигостью» своего ребенка. В этом возрасте интеллект ребенка развивается не через математику, а через освоение предметного мира в движениях, в развитии гибкости тела, равновесия; в осознании ощущений от органов чувств и т.д. В этом возрасте можно надрессировать ребенка чему угодно, даже таблице умножения. Но мозг ребенка готов учиться, т.е. перерабатывать и усваивать систематические знания не ранее 6,5 лет. Изучайте психофизиологию ребенка и не проводите над своими детьми экспериментов - это в будущем больно аукнется. Оценка -1.

    Оценка статьи: 1

    • Вячеслав Озеров, мне кажется, что вы поставили кол не самой статье, а заголовку? Вы , наверное, не читали ее? Разве у вас в детстве не было кубиков или ваши родители никогда не играли с вами в "персчет пальчиков"? Я разве призываю учить с ребенком таблицу умножения или решать примеры?!

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 16 декабря 2009 в 12:05 отредактирован 16 декабря 2009 в 12:08 Сообщить модератору

        Татьяна Петлева, то. о чем Вы пишите, само собой разумеещееся для нормальной семьи. А вот, благодаря таким советчицам как Вы, многие мамаши считают, что главное в воспитание и развитие детей, это научить их считать, читать и писать. Для человека умеющего читать и писать, это не так уж и сложно, а вот заложить в ребенкке здоровый образ жизни (а это не только питание, сон и прививки), желание быть активным, самостоятельным, это намного сложнее - здесь надо думать, т.к у всех условия жизни разные. А Арифметика она одна. Почему то все городские "продвинутые" мамочки стали думать, что если они в три-четыре года не научат ребенка считать, то он останется на всю жизнь неуч. А начальная школа на что?

        Оценка статьи: 1

        • Вячеслав Озеров, чего ты вы меня совсем запутали... Уж извините меня за тупость, женские беременные мозги работают совсем не так, как мужские. Вам не понравилась банальность моей статьи? Или же какие -то фразы в ней вызвали ваше ( возможно, справедливое ) негодование? Вы считаете, что я призываю забыть о здоровом образе жизни и активности и только учить читать и писать детей? а мне казалось, что в этой статье я просто-напросто подсказываю, как разнообразить некоторые игры с малышами. Я не считаю( и нигде об этом не писала), что в 3-4 года ребенок должен в совершенстве владеть грамотой, но и не думаю, что все обучение справедливо будет переложить на школу. Возможно, я в чем-то амбициозна, но вы не можете себе представить, как я гордилась своими детьми ( и родными, и воспитанниками из моей детсадовской группы), когда они легко и задорно отвечали на любые вопросы при собеседовании при принятии в первый класс. И их глазенки горели ненаигранной радостью, когда учителя их хвалили за это. И , поверьте. никто их не заставлял что-то изучать против их воли. К примеру, дети из моей детсадовской группы мгновенно подбегали ко мне, когда я ( вне занятий) предлагала им поиграть "в загадки" и т.п. Хотя никто никого не ругал, если ребенок в этот момент хочет собирать конструктор или просто "походить на голове".
          Конечно, гибкость тела, умение управлять своим телом, это очень важно. Но ведь умение мыслить, сравнивать, делать выводы не менее важно, разве я не права?

          • Ув. Татьяна Петлева, Беременностью мозгов не страдал, поэтому не знаю, как они при этом работают. А вот по поводу банальной неграмотности педагогов, особенно дошкольного воспитания, в области психологии ребенка, психофизиологии, связи его возраста с реальными возможностями познания окружающего мира и тем, что значит готовность детей к обучению в школе, знаком давно.
            Большинство написанного Вами действительно банально и само собой разумеющееся в нормальной семье, т.е. в полной, где мама занимается не карьерой, а детьми (не оним). А вот желание «представить, как я гордилась своими детьми ( и родными, и воспитанниками из моей детсадовской группы), когда они легко и задорно отвечали на любые вопросы при собеседовании при принятии в первый класс.» для меня самое страшное достижение современной педагогики. Перенапряг детей в детсадовском возрасте из-за амбиций родителей, воспитателей и прочих формирователей детства для преодоления незаконных входных тестирований, вызванных желаниями попасть в престижную школу, приводит к многочисленным проблемам у детей в школе и потом. Детство есть детство и всему своё время.
            Жизнь показывает, что, как правило, престижность школ – это «рисунки вилами по воде писанные». Хотя я соглашусь, что от первого учителя зависит не менее 50% успешности дальнейшеё учебы. Но нет никакой зависимости в попадание ребенка в класс хорошего учителя, от деятельности в садике. Обычно хороших учителей не очень радует готовность ребенка к школе в виде умения читать, писать и считать.

            Оценка статьи: 1

            • Вячеслав Озеров, у нас городок маленький, нет никаких "престижных школ"! И гордилась я не тем, что насилую детей непомерными нагрузками, а тем, что, несмотря на легкие, в форме игры занятия. мои детки такие умные, такие активные, желающие учиться, старающиеся, и вообще самые-самые лучшие. Мне кажется, что мы с вами разговариваем на разных языках. Мы с вами абсолютно не понимаем друг друга. Одно понятно: вы к чему -то придрались - кого-то оскорбили- потешили самолюбие, я расстроилась - поплакала- переживу и это. Дальнейшую дискуссию считаю абсолютно бессмысленной. Ваши странные рассуждения могут плохо сказаться на моем будущем ребенке. Всего вам хорошего.

              • Ув. Татьяна Петлева, извините, коль обидел, не хотел ни кого оскорблять. Я к сожалению нагляделся на детей, перегруженных (в больших городах) амбициями мамаш и педагогов. Работая с семьями, имеющих социально незащищенных детей (в т.ч. индиго, гениев, вундеров), мне всегда было жаль детей, пострадавших от амбиций родителей или педагогов. Поэтому в своих разговорах с педагогами всегда говорил достаточно жестко. А насчет незнания педагогами психологии детей, то не обессудьте, к сожалению это факт.
                Пытайтесь четче формулировать названия статей. И желаю всего хорошего. В вашей жизни самое главное, это Ваш будущий ребенок, остальное всё мура. Так, что не берите лишнего в голову.

                Оценка статьи: 1

        • Вячеслав Озеров, я сама работаю в школе и вижу, "на что начальная школа". Когда 1 учитель работает в классе, где 35-40 учеников, он объясняет им программу. и если ученик в классе вообще не умеет мыслить (а в статье как раз автор приводит примеры на развитие мышления) и представлять в уме, то он начинает отставать. А объяснить индивидуально каждому и научить думать, учитель часто не в силах. Вы представляете, какой объем информации сваливается на 6-7 летнего ребенка, когда сразу его начинают учить и математике, и письму, и чтению. И гораздо легче тем детям, кому "продвинутые мамочки" объяснили хотя бы элементарные понятия "большой-маленький", "длинный-короткий". Я считаю, что у дошкольника должны быть элементарные представления о количестве, пространстве и величине. И в три года мы с ребенком не таблицу умножения изучаем, а учим думать, сравнивать предметы, смотреть на вещи и объяснять, произносить вслух.
          Главное – не научить ребенка читать и писать, а научить мыслить. И первый шаг к этому – как раз такие игры, про которые идет речь в статье.

          Оценка статьи: 5

          • ув. Малика Шихалеева, абсолютно с Вами согласен, надо ребенка учить "думать, сравнивать предметы, смотреть на вещи и объяснять, произносить вслух", а не счету и.т.д. Так и пишите про это. Но в основном-то все советы сводятся как научить писать и считать. Посмотрите на все т.н. "развивающие программы" для дошкольников. А уж какой объем информации сваливается на детей, знаю: моему старшему 35, младшему 14, всего пятеро.

            Оценка статьи: 1