Дмитрий Литвак Дебютант

Деньги детям не игрушка?

Скажите, что вы делаете с той мелочью, которая скапливается в карманах? Я лично каждый вечер эти монетки выкладываю в коробку, стоящую на тумбочке в коридоре. А нечего брякать потому что. И вот копятся там копеечки-рублики-пятачки, и, что делать с ними, чаще всего непонятно. Ну, ладно, крупные купюры, то есть монеты, можно выбрать и что-то купить. Но вот мелочь… Подрастут дети — уж они-то найдут применение этому стратегическому запасу местами цветных металлов, а что делать с деньгами до того светлого момента? В банк отнести, положить на депозит «Детский вклад». Мда, смешно.

Однако был день, и у дня был вечер, и звенели монетки, высыпаемые в коробочку, и было ниспослано мне озарение, плодами коего здесь и делюсь. Я вдруг понял, что знаю, как сделать из килограмма мелочи состояние. Хорошо, закончим с прелюдией, перейдем к делу.

Моему сыну 6 лет, шустрый парнишка, читает, считает, побеждает скрипку, хулиганит — все как у всех. И дочка, трех лет. Играли мы с ними на даче как-то в магазин, сын мгновенно научился торговаться и делал это с видимым удовольствием, смеху было столько, что хоть кино снимай. Я модифицировал веселье в весьма забавный процесс, который можно развивать практически бесконечно. Мы стали играть в бизнес.

В нашей игре всё начинается с того, чем у многих бизнесменов эти игры заканчиваются. То есть с отмывания денег. Выбранные из коробки штук двести рублевых монет были тщательно вымыты, после чего установлены простые правила, которые уровень за уровнем изменяются.

На первом уровне беседка на участке назначена магазином, куда стащены игрушки, книжки и прочая дачная дребедень. Сын — хозяин магазина и продавец, маленькая ему помогает, я — покупатель, прихожу к нему с теми самыми отмытыми деньгами, покупаю всякие разности. По ходу пьесы роли спонтанно меняются, вплоть до того, что, когда я был продавцом, в магазине нарисовался бандит и с криком «Это ограбление!» умыкнул коробочку с деньгами и еще что-то из товара по мелочи. Разумеется, после длительной погони по участку преступник нами с дочкой был схвачен, повязан, судим Чрезвычайной Двойкой, осужден и заперт в кладовке мотать срок.

Отсидев положенное и осознав свое темное прошлое, раскаявшийся мелкоуголовный элемент с чистой совестью вышел на свободу и вернулся к честному труду на благо общества. Но ведь бизнес — такая штука… Раз попробовав, уже не бросишь. И мы стали открывать магазин уже по правилам, и торговать с умом.

Прежде всего введено понятие рабочего дня. День начинается с подсчета наличности, долгов, товара, завершается тем же самым плюс подведением итогов, как поработали. Затем заведены маленькие коробочки четырех разных цветов: белого, зеленого, желтого, красного. Красная коробочка появилась чуть позже, в ней лежат листочки с цифрами, об этом ниже. Белая коробочка — для выручки текущего дня. В зеленую откладываем деньги на две статьи расходов — «аренду» и «зарплату». Идеи аренды и зарплаты ребенком в целом поняты, хоть и не до конца, но для игры хватает. Желтая — это запас, резервный фонд. Устанавливаем его в 10 монет, и поддерживаем на этом уровне. Редко пользуемся резервом, но идея должна в детской головке отложиться.
Красная коробочка — это долги. Поскольку играть в простой обмен монет на товар быстро наскучило, продукцию стали закупать. В гараже и на кухне. А какие закупки без взятия на реализацию? Так что необходимость и выгодность разумного кредита мы признаем и пользуемся им.

Игровой цикл примитивен (с одним условием — в течение «дня» товары в основном проданы, плюс оплачены все расходы) и вряд ли нуждается в детальном описании. Однако есть один-единственный момент, который мы постоянно отслеживаем в игре. Это Cash Flow, то есть поток наличности. Причем отслеживание выполняется визуально, на листочке бумаги в клеточку, где рисуется три составных столбика.

Левый — это резерв (желтая коробочка). Сознательно вынесен отдельно, чтобы формировалось понимание того, что эти деньги — вне текущих операций. Средний — это то, что у нас есть, — товар в ценах закупки, наценка на товар (ну, знаю, знаю, не по учебнику, но ведь для ребенка), касса (белая коробочка), деньги на расходы бизнеса (зеленая коробочка). Правый столбик — это наши долги за товар (переменная величина) плюс аренда-зарплата (чаще всего фиксированное значение) и (!) доход бизнесмена в три монеты.

Глядя на три столбика, очень просто получить у ребенка ответ на простой вопрос: «Ты лично на свой доход сможешь сегодня купить себе конфету за одну монету?» Ах, все деньги зависли в товаре… Ах, ты говоришь, что резерв же есть… Ага, сейчас, как же. Забудь про резерв, это не на конфеты, это на проблемы.

Очень качественные разговоры идут за этим занятием. Интересно, когда же ребенок меня спросит: «Папа, так получается, что деньги сами по себе ничего не стоят? А почему тогда вокруг них весь этот балаган…» Главное, что, когда спросит, станет понятно — родился новый миллионер. Пока же вот думаем, что хватит торговать, нужно что-то производить начинать. Торговая сеть у нас есть, а со своим производством масса прибыли выше. Глядишь, эдак со временем и до выпуска IPO доберемся.

Обновлено 10.10.2009
Статья размещена на сайте 14.08.2009

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Отличная статья! Я просто восхищена вами. Такие отцы встречаются крайне редко! Большинство валяются на диване перед телевизором или пропадают в неизвестном направлении... А здесь мало того, что передается бесценный опыт подрастающему поколению, да еще и как такие игры сплачивают семью!!!! Особенно детей и родителей! В наше время проблема отцов и детей особенно актуальна! Критиканов полно, а вот что они сами делают (или уже сделали) для развития и воспитания своих детей? Вряд ли кто предложит что-то подобное Вы просто молодец! Пятерка с огромным плюсом.
    P.S. Я бы и сама с огромным удовольствием поиграла с вами. Но... Лучше уж внедрю нечто подобное в своей семье... Спасибо за идею!

    • Дина Катульская Читатель 16 ноября 2009 в 12:30 отредактирован 23 мая 2018 в 10:24

      Эльвира Камнева,

      по поводу "супер-отца" - некоторое время назад, когда я училась планировать своё время, я натыкалась на статью этого автора, где он приводил в пример своё еженедельное расписание. Всё чётко, по минутам. Работа, дорога, еда, даже "почитать газету" было включено.... Вот только на собственного ребёнка (а, как минимум, один тогда уже был) в еженедельном расписании не было выделено ни минуты...

      • Дина Катульская,
        а можно ссылочку на тот текст? Среди прочих... э-э-э-э... "неточностей", особенно "еженедельное расписание" и "почитать газету" заинтересовало. Это точно был я?

  • Андрей Десятников Андрей Десятников Профессионал 12 октября 2009 в 12:29 отредактирован 12 октября 2009 в 12:29

    Всё замечательно, только не совсем понятно, для чего здесь мелочь. В принципе - та же "Монополия", только с бОльшим размахом. Деньги -- не обязательно должны быть настоящими. Тем более, что мысль, к которой АтЭц стремится подвести чадо, что ВСЕ деньги... ненастоящие.

    • Сударь мой, "АтЭц" признает вас неконструктивным собеседником, данный комментарий говорит вам о том, что ваша реплика прочитана, а вы отправлены в игнор. Однако - спасибо за идею новой заметки.

  • Супер! Это действительно научит ребёнка думать глобально (абстрактно, а не узко)! хотел сказать что-то плохое, но понял, что я всё равно с вами согласен.

  • Дмитрий Литвак, обалденная статья!!! Я бы 10 поставила!
    Моя принцесса 9ти лет считает, что деньги из воздуха берутся, слово "зарабатывать" лишено смысла. И мелочь я тоже в коробочку на кухне скидываю. С удовольствием поиграю с ней в эту денежную игру! ))

    Оценка статьи: 5

    • Дмитрий Литвак Дмитрий Литвак Дебютант 11 октября 2009 в 22:25 отредактирован 12 октября 2009 в 00:47

      В 9 лет уже в "около-боевой режим" можно переходить, мне кажется . Нонишние быстро взрослеют. Мои меня регулярно просто поражают Феноменом Открывашки. Ну, то есть, когда ребеныш смотрит на какую-то ситуацию, и вскрывает ее суть двумя фразами. Причем черта с два проследишь логическую цепочку, такое ощущение, что видит мир иначе. Вот такой киндер-сюрприз

  • Очень интересный подход, меня деньги считать дед учил и тоже на советских медяках. Правда экономно деньгами распоряжаться я так и не научился. Приходится осваивать самому.

    Забудь про резерв, это не на конфеты, это на проблемы.
    Припомнился анекдот:
    Приходит вечером жена домой, ее встречает встревоженный муж:
    - Дорогая, целый день тебя нет дома, где ты ходила? У тебя новая шуба, сумочка? Прическа, макияж, золотой браслет... Откуда это все, на какие деньги?!
    - Дорогой, ты двадцать лет откладывал деньги на "черный день"... Так вот он у тебя наступил!

    Оценка статьи: 5

    • Так ведь дело не в распоряжении деньгами, а в понимании сути Великой Иллюзии
      Для человека, понимающего суть, не бывает черных дней. Есть просто события. С которыми он знает, что делать

  • 5!

    C удовольствием прочитала и поставила пятерку! Вы разумный папа и придумали хорошую игру. А когда подрастут дети немного, есть хорошая игра "Монополия"( была, когда мои внуки были маленькие, не знаю, есть ли сейчас). Главное, дети с вами, это сплачивает семью. А производство собственное можно начать с легкой выпечки - печенья например, и мама будет покупателем, или каких-то изделий для дома - главное - думать! Вы замечательный папа, побольше бы таких!

    Оценка статьи: 5

    • Хм, я вот подумал... Мы, наверное, начнем с того, что выпустим игровое поле для игры рубликами в торговлю
      Тем более, что прецедент у нас с мелким уже был - мы переиначили игру "Человек-паук", введя туда элемент принятия решения в ситуации неопределенности. Звучит страшно, но выглядит просто - некоторые случайные поля закрываются кружочками, у которых на невидимой стороне два исхода - "Всё потерял" и "Удвоил фишки". Какая сказочная работа мозга отражается в детских глазках, когда ребенок оказывается на таком поле... Открыть? Рискнуть? Или отказаться открывать и идти дальше?

  • Что примечательно, только папы могут придумывать подобные игры. И именно такой подход отличает папино воспитание от маминого и делает его незаменимым.

    Оценка статьи: 5

  • Как-то непривычно... но здравый смысл есть. Может его гораздо больше, чем играть в войну.

    Оценка статьи: 5

    • Так ведь через игру мировоззрение, навыки и транслируются
      Можно сказать - так ведь дети маленькие, ничего не понимают. Вот и хорошо, вот и славно. Какое-то понимание жизнью все равно будет сформировано, так пусть уж лучше формирователем буду я

      В войну тоже поиграть неплохо, только когда формирователь понимает цель и смысл игры. Как говорил дедушка Клаузевиц, "Цель войны - это заключение мира. На своих условиях"

      • Какое-то понимание жизнью все равно будет сформировано, так пусть уж лучше формирователем буду я...

        Не страшновато-ли - ведь ошибки Ваши тоже передадутся. Попрекать сынок станет: - Не так научили!

        Оценка статьи: 5

        • Не страшновато.
          Если Вы предлагаете исходить из концепции "Пойдет в школу, там всему научат, если что - они и виноваты", то не могу Вас поддержать. Самую главную ошибку я уже передал. Точнее, половину самой главной ошибки. Половину своих генов. А вторая половина у него ну просто убойная.
          Остальное - мелочи.