Анна Бердникова Грандмастер

Развитие ребенка в домашних условиях. Возможно ли?

Нашему малышу недавно исполнился годик. Нам с мужем очень важно заниматься его развитием. Я обзвонила ближайшие к нам центры развития — везде принимают деток с полутора лет. Можно ли хоть что-то делать для развития ребенка в домашних условиях?

Развитие маленького ребенка в первую очередь происходит в домашних условиях. Маленький ребенок развивается играя. Для него разницы между игрой и познанием не существует. Малыш учится и развивается каждый момент жизни, в то же время любой ее отрезок, если он доставляет ему удовольствие, представляется игрой.

Поэтому игрушки, их ответственный выбор необыкновенно важны для ребенка. В возрасте от года до трех основной задачей развития является познание физических свойств различных предметов. Следовательно, игрушка должна обладать таким значимым качеством, как многофункциональность. Хорошо, если игрушку можно использовать несколькими разнообразными способами. Например, ее можно катать, ставить на другие игрушки, стучать, комбинировать с другими. Под это описание идеально подходят кубики, мячики, модули различных конструкторов. Конечно, для того чтобы ребенку было интересно с этими довольно простыми игрушками, необходимо, чтобы кто-то показал начальный набор возможных манипуляций с этими предметами. Далее ребенок будет двигаться сам, изобретая все новые и новые способы действия.

Дорогие игрушки, выполняющие какие-либо движения или издающие звуки, будут некоторое время привлекать ребенка без всякого участия взрослого. Краткое время он будет занят исследованием функций предложенной игрушки. Чтобы при таком исследовании ребенок развивался, важно не ограничивать его манипуляции. Ведь если игрушка обычно стоит на полочке, вне досягаемости для ребенка и изредка достается мамой со словами: «Глазки смотрят — ручки не трогают!» — развития ребенка не происходит.

Способствует развитию ребенка речь, обращенная к малышу. Ошибочно полагать, что таким же эффектом обладает включенный в фоновом режиме телевизор. Играя подле включенного прибора, ребенок может либо не обращать на него внимания вовсе, либо со стеклянными глазами смотреть рекламные ролики. К сожалению, для годовалого ребенка иное восприятие голубого экрана не предусмотрено возрастными особенностями. Речевого развития не будет происходить в любом случае. Словарный запас ребенка, грамматический строй его речи обогащаются в диалоге со взрослым, когда общение происходит на уровне глаз, слова и фразы повторяются по несколько раз, достигая понимания ребенка.

Привлечение ребенка к простым бытовым делам, также способствует его развитию. Складывание белья в стиральную машину развивает в ребенке комбинаторную логику: какое белье с каким допустимо класть одновременно в стирку; работа с веником на кухне учит ребенка координировать свои движения: как вести веник, чтобы замести вон ту крошку?

Совместные игры с ребенком, доступные ему по возрасту, создают хороший базис для возможного в будущем сотрудничества со сверстниками. Ребенок, участвуя в таких играх (прятки, догонялки, ладушки), учится принимать во внимание фактор другого человека, с его собственными возможностями и желаниями. Конечно, учится этому малыш далеко не сразу, но в дальнейшем полученные навыки ему обязательно пригодятся.

Таким образом, для маленького ребенка именно родители становятся основным источником развития, а не образовательное учреждение или специальные группы. Даже став старше и начав посещать различные кружки и секции, ребенок все равно будет видеть основным ориентиром на своем пути развития собственных маму и папу.

Обновлено 27.11.2009
Статья размещена на сайте 8.11.2009

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • отличная статья! Жаль только что родители задумались о развитии малыша только после года Я бы начала думать ещё до рождения. Ведь уже тогда малыш реагирует на свет, замирает услышав мамин голос, и стучит ручкой в ответ, если потрогать животик.

    Оценка статьи: 5

    • Наталья Чурсина, спасибо

      Мне внутриутробное воспитание представляется скорее вопросом веры, чем доказанной возможностью.

      • Анна Бердникова, тут конечно всё немного сложнее чем в обычной жизни, когда с ребёнком можно общаться уже непосредственно, видя его реакцию. Тем более что детка зависима от мамы, от её настроения, гормонального фона. Но он уже знает мамин голос, и слышит, пусть и приглушённо, звуки окружающего мира, чувствует вибрацию, реагирует на свет.А значит есть возможность развивать его в определённом ключе. Может это не воспитание в полной мере, но влиять на малыша уже можно вполне осознанно.

        Оценка статьи: 5