София Варган Грандмастер

Все ли детские конструкторы одинаково полезны?

Традиционно конструкторы считаются прекрасной развивающей игрой. По идее они должны развивать воображение, пространственное и абстрактное мышление, а также мелкую моторику. Конструкторы воспитывают усидчивость, прививают ребенку навыки трудовой деятельности. Не игрушка, а кладезь достоинств.

Вот только есть конструкторы и… конструкторы. Одни из них решают весь набор поставленных задач, другие — только часть, а третьи могут не справляться ни с одной. И возникает закономерный вопрос: как правильно выбрать конструктор для ребенка? Какой из всего многообразия, предлагаемого магазинами, окажется максимально полезным?

Если рассматривать конструкторы с точки внешних достоинств, то на одном конце шкалы оказываются модные и современные конструкторы Lego, а на другом — кондовые наборы металлических деталей a la made in USSR. Для ребенка хочется выбрать самое лучшее, и если выбирать из этих двух вариантов, на каком стоит остановиться?

Те, кто проголосовал за Lego, опустите руки — вы неправы. Как ни странно, именно не слишком привлекательный внешне, сделанный по старому образцу конструктор является наилучшим. Именно он выполняет весь набор функций, решает все необходимые задачи.

Играя с таким конструктором, ребенок может не только создавать, конструировать какие-либо предметы, пользуясь инструкцией, но и дать волю фантазии. Из простенького на первый взгляд набора перфорированных металлических полосок получается множество разнообразных предметов. Мосты и подъемные краны, автомобили, Эйфелева башня, гиперболоид инженера Гарина, кукольный домик, гараж — все, что душе угодно.

Кроме того, соединение деталей выполняется с помощью болтов и гаек. То есть старое, доброе винтовое соединение, на котором держится весь инженерный мир. Мальчик, играющий с таким конструктором, способен быстро освоить практически любую техническую работу. Винтовое соединение деталей конструктора плавно приводит к замене розетки в комнате, прокладки в кране, строительству теплицы на даче, ремонту бытовой техники — можно сказать, что конструктор старого образца воспитывает самостоятельных и самодостаточных людей, которые способны и сделать ремонт в квартире, и построить дом, и даже посадить дерево.

А вот соединение деталей Lego очень удобно, доступно, но далеко от реальности. И собрать из этих деталей можно только то, что указано в инструкции. Нет, особо упорные дети, да еще с техническим складом ума, ухитряются собирать автомобили из набора для космической ракеты. Но как быть тем, кого природа обделила изначальной технической смекалкой? Тем, кому подобную фантазию нужно развивать? Такие дети собирают то, что изображено в инструкции, и на этом успокаиваются.

Конструктор Lego требует минимум фантазии, он предлагает все уже готовое, да еще и тщательно разжеванное. Думать — не обязательно, фантазировать — не требуется. Бери и пользуйся. Самостоятельно решать задачу не нужно. Она уже решена, осталось только взять готовое решение.

Одного не отнять у Lego: мелкую моторику и усидчивость он развивает отлично. Но эти же задачи благополучно и успешно решает старый металлический конструктор, справляясь по ходу дела еще с десятком. А цена, между прочим, отличается в разы. В пользу старого конструктора — он гораздо более бюджетный.

Но мир конструкторов разнообразен, и в нем есть место не только изысканному Lego и учебно-познавательному металлическому набору. Да и не для всех возрастов подходят такие конструкторы.

Для самых маленьких «инженеров» предлагаются простейшие наборы кубиков — отличный, проверенный временем вариант. Если же дополнить кубики различными сборными пирамидками, то развивающий эффект будет усилен.

Замечательные деревянные наборы, из которых можно строить целые города, подойдут юным архитекторам. Старые добрые кубики с буквами — тем, кто учится читать (а заодно с такими кубиками можно играть в слова, развивать мелкую моторику, фантазию, чувство равновесия и так далее).

Для детей более старшего возраста «прописаны» конструкторы-модели. Корабли, самолеты, автомобили и прочая техника — мало того, что они выполняют обычные для конструкторов функции, но еще и помогают изучать историю. Поэтому желательно не просто покупать ребенку очередную модель для сборки, но еще и соответствующую литературу, где рассказывалось бы о корабле (автомобиле, самолете, вертолете, танке и т. д.) такого типа. В этом случае модель будет еще и прививать навык чтения и пользования справочной литературой — очень полезно для общего развития и получения образования.

Выбирая для ребенка конструктор, определитесь — для чего именно вы его покупаете. Какие задачи должна решать игрушка. Каковы склонности вашего ребенка (например, если он — любитель архитектуры, то и конструктор должен быть соответствующим). А если ваш ребенок — фантазер с творческими наклонностями, то ему можно предложить «конструктор» другого типа. Например, набор пластики.

Из пластики можно создавать множество различных предметов, композиций. Из нее можно делать цветы, разнообразные фигурки, бижутерию. Низкий цветочный горшок, заполненный песком, позволит создать из пластики великолепный пейзаж для украшения интерьера, где по зеркальному озеру, окруженному деревьями (из пластики), поплывут лебеди (из пластики), а за деревьями взметнет шпили средневековый замок (из пластики). Небольшой аквариум, немного гальки на дно — и вот уже над затонувшим пиратским бригом (из пластики) плавают разноцветные рыбки (из пластики), колышутся водоросли (из пластики)…

Будьте внимательны, покупая ребенку конструктор. Не все конструкторы одинаково полезны, но если вы сделаете правильный выбор, то не только обеспечите вашего ребенка занятием (чтоб сидел молча и не мешал вашим делам), но и максимально поспособствуете его развитию. А может, и поможете выбрать путь в жизни.

Обновлено 20.06.2010
Статья размещена на сайте 13.06.2010

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • София Варган, а почему нужно останавливаться на каком-то одном конструкторе? Согласна, что металлический "советский" конструктор всем хорош и полезен, но и против Лего ничего не имею. Мои сыновья из стандартных наборов, из которых по Вашему мнению, нельзя собрать ничего, кроме того, что указано, собирали такие вещи, что вся семья диву давалась, как у них фантазия работает. Просто родители должны понимать, чему они в данное время хотят научить ребенка, покупая тот или иной конструктор. Все знают, что для детской руки полезнее рисовать карандашами, но ведь это не значит, что нужно совсем отказаться от фломастеров и красок.

    Оценка статьи: 4

  • София, очень уважительно отношусь к Вам как к автору, но позволю себе не согласиться частично в оценке конструкторов Лего и Школьный. По сути - Да, конечно. я как инженер сама развивалась на металлическом советском и очень БЫЛА счастлива, как детский психолог в настоящем ЗА неоформленные материалы, в том числе ЗА пластику. НО - представьте себя современным (молодым!) родителем, а еще лучше ребенком, который ЗНАЕТ про существование красивого, удобного, НЕраздражающего отвратительным качеством тех самых винтиков и гаечек (они ведь попросту зачастую не соединимы! И 40лет назад, и сейчас ...) функционального ЛЕГО.
    Вы на их месте выберете совковый (в разных отношениях!) неизменяемый и несовершенствующийся десятилетиями конструктор? - Вряд ли...Вот если наши инженеры и психологи создадут нечто еще лучше отвечающее задачам детского развития, но по качеству близкое к ЛЕГО - тогда ДА будет ЗА их детище. Если нашему государству или хотя бы конкретным фирмам это будет выгодно... А пока, я - за ЛЕГО, от него хоть радость есть и детям и их родителям, соединяющим удобные приятные пластиковые детальки. Соединять их можно не только по прилагаемым инструкциям, на моих глазах РАЗНЫЕ дети творят самые разные вещи. А вот научить творить "не по бумажке" - задача родителей.
    Кстати, среди "наших" интересных развивающих незарегламентированных конструкторов можно назвать "Пифагор" и "Такеши" - рекомендую...
    И еще, крепеж настоящих современных конструкций, начиная с мелких бытовых и далее к строительным и т.д., особенно западных, - не очень похож на привычный советско-российский...
    С уважением, Ольга Пережогина.

    • Ольга Пережогина, Вы попались на ту же ннелепость, что и Евгений Мартинсон. Обратите вннимание на подписи к фотографиям в статье. Фотографии некорректно отбражают содержание текста. Там, где вставлена фотография кубиков, речь в статье идёт совсем не о них, а о конструкторах тематических вроде "Пиратский остров", "Космический полёт", "Подводный мир" и т.д. "Нет, особо упорные дети, да еще с техническим складом ума, ухитряются собирать автомобили из набора для космической ракеты".https://shkolazhizni.ru/img/content/i82/82233.gif
      "Для самых маленьких «инженеров» предлагаются простейшие наборы кубиков – отличный, проверенный временем вариант. Если же дополнить кубики различными сборными пирамидками, то развивающий эффект будет усилен."
      Готовые тематические наборы вообще не стоило бы называть конструкторами. Они практически не отличаются от тематического набора солдатиков или кукольного дома. Да и цель у них никак не развивать способности ребёнка, а развлекать.

      Оценка статьи: 5

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 23 июня 2010 в 22:04

        Олег Вальковский,
        "Обратите вннимание на подписи к фотографиям в статье. "
        Там указаны авторы фото, зачем на них обращать внимание?

        "Там, где вставлена фотография кубиков, речь в статье идёт совсем не о них" - откуда Вы знаете, из какого набора эти кубики?
        Иллюстрации не обязаны иллюстрировать каждый абзац текста, они нейтральны и относятся ко всему тексту целиком. Сами же пишете: "А те кубики на фото в полной мере соответствуют общей тематике статьи."

        • Марианна Власова, Фотографии делались не автором статьи, а посторонним человеком. Да и вставлял их в текст человек не читавший статью или не вникавший в СМЫСЛ написанного. Поэтому несоответствие СОДЕРЖАНИЯ и ФОТО. Внимательно прочитайте абзац, а потом посмотрите на фото. Фотография уводит невнимателльного читателя от смысла текста. Потому и многие отзывы не к тексту, а скорее к фотографии, вставленной, подчёркиваю, НЕКОРРЕКТНО.

          Оценка статьи: 5

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 июня 2010 в 15:41

            Олег Вальковский, те отзывы, которые Вы прокомментировали, не имеют ни малейшего отношения к иллюстрациям. Они оставлены людьми, которые владеют предметом, а не получили знания о нем из статьи. Вряд ли они вообще смотрели на картинки.

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 июня 2010 в 15:38

            Олег Вальковский, книжки с картинками предназначены для детей. Учебники с иллюстрациями-схемами - для студентов. Иллюстрация в журнале - просто картинка в тему СТАТЬИ, а не подтверждение абзаца.

            • Марианна Власова, вот я и говорю, что НЕ в ТЕМУ!!!

              Оценка статьи: 5

              • Олег Вальковский, картинка с подписью (Фото: alexwhite, Shutterstock) должна стоять возле абзаца Для самых маленьких «инженеров» предлагаются простейшие наборы кубиков – отличный, проверенный временем вариант. Если же дополнить кубики различными сборными пирамидками, то развивающий эффект будет усилен.
                Возле абзаца: А вот соединение деталей Lego очень удобно, доступно, но далеко от реальности. И собрать из этих деталей можно только то, что указано в инструкции. должна находться картинка https://shkolazhizni.ru/family/articles/37334/#comments
                Тогда всё будет расставлено на свои места.

                Оценка статьи: 5

                • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 28 июня 2010 в 13:23

                  Олег Вальковский, я повторяю, простейшие кубики, изображенные на картинке, могут встретиться и в сложном тематическом наборе. Картинки просто располагаются по тексту статьи равномерно.
                  А по поводу "должна находться картинка" - а она с коммерческого сайта, на который мы ссылаться не можем и картинки оттуда брать - тоже. Вот когда они пожелают разместить у нас рекламную статью с описанием наборов - вот тогда надо будет не перепутать, какая картинка к какому описанию.
                  Закончим на этом - 2.

  • Был у нас Лего, и не один. Однажды увидела в магазине металлический конструктор и под влиянием внезапного порыва купила. Тем самым обеспечила длительный совместный досуг папы и сына. В Лего наш папа играть не хотел - мы с сыном вдвоем занимались. Зато с металлическим конструктором они прекрасно обходились без меня, причем нашему папе было не менее интересно, чем сыну. Столько всяких красивых штучек собрали. Сыну уже 13, недавно откопал в шкафчике конструктор и старые поделки из него, разобрал их и снова просидел несколько вечеров, что-то там мастеря. Так что, как мама мальчика, рекомендую обязательно купить сыну такой конструктор.

    Оценка статьи: 5

  • София Варган,
    у нас с братом были разные конструкторы: и железные, с винтиками, и пластмассовые, и мозаики, и пазлы, и деревянные кубики с дырочками для креплений... но любимым был, пожалуй, как раз "железный"..."взрослый"...с отверточками, уголками, гаечками и болтиками)

  • Юрий Перепадя Читатель 21 июня 2010 в 17:41 отредактирован 24 мая 2018 в 08:44
    +5

    Великолепно. Восхищаюсь умением построить грамотную статью из песка. Полезность статьи в том, что при прочтении возвращает мысли к нашим чадам. И лего - хороший повод ;)
    Спасибо!

  • Согласен. Из простого и дешёвого конструктора можно собрать что угодно. Там только в инструкции перечислялось под сотню моделей. А из кубиков много не насобираешь...
    Что касается конструкторов лего - само-собой есть очень крутые экземпляры, но не скажете ли - сколько они сейчас стоят? Помнится в моё детство - цены не небольшие лего-конструкторы были запредельные.

    Оценка статьи: 5

  • Фёдор Константинов Читатель 21 июня 2010 в 15:03 отредактирован 24 мая 2018 в 08:52

    Всё равно мне кажется конструкторы стоит покупать детям. . Они имеют развивающее значение для ребёнка, но всё же конечно же стоит соблюдать осторожность...

  • Спасибо за статью, хорошая. Оценил на 5, хотя есть одно замечание.
    Конструкторы лего, всеже могут выиграть в плане развития воображения. Вы привели фото самого простого варианта кубиков, и похоже отталкивались именно от этого варианта. Но мне выпала удача в жизни поиграть как в железный конструктор (хорош, приятные воспоминания о нем), так и в лего, причем в серию Lego Lechnic. И пусть хоть один заявит, что этот конструктор хуже нашего русского. Не поверю. Вот лишь малая часть, того, что можно сделать.
    http://www.comparestoreprices.co.uk/images/le/lego-technic-crane-truck.jpg
    http://autoglam.ru/uploads/posts/2008-03/1206481406_00_legocamaro.jpg
    Сам я вляюсь осчастливым обладателем вот такой модели:
    http://theawesomer.com/photos/2008/11/110508_technic_4.jpg
    Из нее можно (только по инструкции) собрать 4 разных автомобиля совершенно разной конструкции. А теперь представьте, что можно собрать из этого самому. В детстве я делал и самолет, и космический шатл и грузовик, кузовом которого являлась короба с детальками лего))) Уж поверьте, имея один констурктор - можно собрать ооочень много чего, а уж два - так это вообще горы можно воротить, тут тебе и пневматика, и рулевое управление с подвеской, трансмиисия - все что пожелаешь. Можно купить наборы с двигателями и пультами ДУ и прочим.
    Сейчас мне 23года, нашел на шкафу запылившуюся коробку с конструктором...и нашел ему достойной применение. Так как сейчас учусь прогрммировать микроконтроллеры, то мой старый конструктор - это самое идеальное средство для реализации роботов (не детский роботов с руками и ногами, а настоящих роботов с микроконтроллерами и прошивками, датчиками расстояния, положения в пространстве, системой компенсации изменения центра тяжести на диф. уравнениях). На железном конструкторе так далеко не разбежишься, к сожалению. Но он более долговечен, даже если за ним не "ухаживать" Пластик а) выцветает, б) пересыхает. Но зато за счет разноцветных деталек ребенок сможет развить свои творческие способности не только в форме объекта, но еще и в цветовом решении, там и дизайнером стать можно (хотя нужно ли?). Вот так! Спустя много лет - даже детский конструктор можно приспособить под что-то нужное и полезное)

    • Евгений Мартинсон, обратите вннимание на подписи к фотографиям в статье. Там, где вставлена фотография кубиков, речь в статье идёт совсем не о них, а о конструкторах тематических вроде "Пиратский остров", "Космический полёт", "Подводный мир" и т.д. Фотографии вставлены не совсем удачно. А те кубики на фото в полной мере соответствуют общей тематике статьи. Приведённые вами ссылки - это узкоспециализированные конструкторы, для более старшего возраста детей с уже сформированными интересами, о которых в статье тоже идёт речь.

      Оценка статьи: 5

  • А мой брат умудрялся из Лего делать движущиеся конструкции: машину с ковшом, клещи (которыми вытаскивали котят из-за дивана )), разборные башни-трансформеры.

  • Коля Синько Читатель 21 июня 2010 в 12:11 отредактирован 24 мая 2018 в 08:58

    конструкторы не вредны,а вот материал с которых они делаются последнее время очень пугает...

  • Сергей Климов Сергей Климов Читатель 21 июня 2010 в 04:12 отредактирован 24 мая 2018 в 09:42
    А я думаю вот так!

    Мы вечно пытаемся защитить наших чад и порой сами даже не знаем от чего. Скорее всего это психологический фактор. Нам спокойнее, когда наша основная функция - защищать наших чад выполнена в данный момент.

  • Я за своё детство перепробовал десятки конструкторов. Обожал их. А этой весной нашёл в подъезде конструктор "Юность-3" (у самого были "Юность-1" и "Юность-2") - практически комплектный, только тросик утерян и "родная" отвёртка, а так даже оба гаечных ключа на месте, все колёсики, шкивы, цапфы, хомуты...

  • Полезная информация

    Согласен полностью.
    Сам воспитывался на металлических конструкторах прошлого советского времени и сейчас вижу большую, просто принципиальную разницу с возможностями тех конструкторов и нынешних ЛЕГО.
    Модное совсем не значит лучшее.