Дмитрий Косенко Дебютант

Почему я не учу ребенка давать сдачи?

Как только родившийся человек начинает познавать окружающую действительность, его сознание тут же атакуется разного рода постулатами, императивами, запретами или ограничениями. «Будь хорошим мальчиком (девочкой)», «уважай старших», «наводи порядок», «не пачкай одежду», «не ври», «соблюдай режим», «не ешь много сладкого» и так далее. Список поистине бесконечен.

Первый шаг на этом пути делают родители, потом воспитатели детского сада тоже вносят свою лепту. Заложенные в раннем детстве установки намертво закрепляет школа, добавляя и массу своих собственных.

Часть постулатов, которые должен усвоить ребенок, конечно, полезны. Кто спорит, маленького человечка нужно приучать к порядку, соблюдению режима или правильному питанию.

Часть утверждений можно поставить под сомнение. Например, а как определить степень «хорошести»? Хороший ребенок — это тот, что терзает соседские уши фугами Баха, а не бьет окна футбольным мячом в азарте игры? Или если ваш отпрыск не привязывает консервные банки к кошачьим хвостам, не отрывает лапки лягушкам и мухам — уже хорошо?

Отдельная история — оценки. Ох уж эти «пятерки», «четверки» и прочие циферки! А как быть, если у ребенка, например, нет способностей к рисованию? И он никогда не увидит в своем дневнике «отлично» по этому предмету? Ругать и лупить ремнем или признать данный факт как неизбежность и не акцентировать на нем внимание?

Если вдуматься, любой тезис, вбиваемый маленькому человеку в голову активно или походя, призван привести его к неким общим стандартам, читай — стиранию индивидуальности, либо повысить управляемость субъекта, читай — облегчить взрослым возможность манипулирования малолетней индивидуальностью.

И как говорилось выше, имеются постулаты полезные, есть безвредные, но без которых вполне можно обойтись в процессе воспитания. А вот некоторые из моральных установок, которые мы пытаемся привить своим детям, при ближайшем рассмотрении оказываются потенциально опасными не только для здоровья, но и для жизни и малыша, и взрослого.

 — Если тебя обидели, обязательно дай сдачи!

Разве не говорит так большинство родителей своим чадам? Кстати, еще в 1937 году один поэт написал так:

«При каждой неудаче
Давать умейте сдачи,
Иначе вам удачи не видать»

А если включить голову? Предположим, обстоятельства сложились не в вашу пользу. Вместо того, чтобы задуматься, а что я в данном конкретном случае сделал не так, проще отыскать виноватых в личных проблемах и неудачах на стороне. И дать сдачи. Логично? Тогда не стоит удивляться, что вам нахамили в магазине или в общественном транспорте. Возможно, эти люди тоже воспитывались на «бессмертных строках» Лебедева-Кумача.

Принимать решения, совершать поступки и нести за них личную ответственность — те качества, которые должны воспитывать в ребенке родители в первую очередь. Детский сад и школа тут не помогут. Задача этих образовательных учреждений, наоборот, нивелировать индивидуальность, подготовить человека к роли бессловесного винтика в большой государственной машине. Но это другая история. Мы же сейчас говорим о пресловутой «сдаче», в смысле «око за око, зуб за зуб», как написано в одной мудрой книге.

Знаете, что я внушаю своему сыну, когда всплывает эта тема?

 — Никогда не жди, пока тебя ударят. Если чувствуешь, что возникла угроза, бей первым. Всегда.

Пишу эти строки и слышу возмущенный хор голосов правильных мам, сердобольных бабушек, заслуженных педагогических работников с длинным-предлинным стажем. Мол, как это так, вы воспитываете в ребенке агрессию. Он вырастет настоящим хулиганом и задирой.

Не спешите! Давайте вспомним, как развивается любой конфликт?

Сначала появляется причина: не поделили игрушку, обзывали друг друга, соперничали из-за барышни и так далее. Потом следует рост напряженности, происходит эскалация конфликта. Как правило, это еще вербальная стадия: взаимные оскорбления, описание того, кто, кому и что сейчас сделает. Только на третьем этапе начинаются активные действия — применение физической силы. Попросту говоря, драка.

Взрослых рядом может не оказаться, разнимать задир будет некому, а в жизни каждого мальчика (да и девочки, наверное, тоже) хотя бы одна драка обязательно будет. И уж если так произошло, то шансы победить в схватке выше у того, кто морально готов победить, а потому и бьет первым.

Возможно, «дать сдачи» на школьном дворе у вашего ребенка и получится, а что в реальной жизни?

Один вариант, если ваш отпрыск подрался с одноклассником. Да, можно прийти к родителям обидчика, попенять им на плохое воспитание ребенка или разобраться, почему произошла драка, и устранить причины возникновения новых конфликтов.

Но ведь однажды ребенок может столкнуться с хулиганством на улице!

Основная задача такого нападения — максимально быстро подавить волю жертвы, не оставить никаких шансов для сопротивления, лишить ее денег или вещей. Вариантов «дать сдачи» сценарий уличного грабежа не предполагает. Скорее, ваш ребенок серьезно рискует здоровьем, особенно, если будет пассивно ожидать, когда же придет его черед дать сдачи хулигану. Такой возможности никто ему не предоставит.

Знаете, что было написано на могиле одного молодого ковбоя, любимца пасторов, добропорядочных матрон и мирных пейзан в период покорения Дикого Запада? «Он умер первым, потому что стрелял вторым». Наверное, тоже папа с мамой говорили в детстве: «Сынок, если кто-то тебя обидит, дай сдачи!». Не успел.

А я хочу, чтобы мой сын успел и не потерял когда-нибудь здоровье по собственной глупости или по глупости родителей, которые в глубоком детстве заложили ему в мозг неправильную программу. Именно поэтому я и говорю ему: «Бей первым. Всегда!»

Что же касается агрессивности, в культивировании которой кто-то все-таки захочет обвинить меня как родителя, на это отвечу следующее. Агрессию, а также излишнюю энергию мой малыш оставляет на татами, занимаясь боевым искусством.

Кстати, любой сенсей скажет вам, что наивысшая доблесть на улице, а не на соревнованиях в спортивном зале — не разукрасить соперника до кровавых соплей, а выиграть поединок, не дав ему начаться. Однако если драки не избежать, глупо и смертельно опасно тратить время на ожидание возможности для нанесения ответного удара.

А вы все еще учите своих детей давать сдачи?

Обновлено 13.09.2010
Статья размещена на сайте 3.09.2010

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: