• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Грандмастер

Стоит ли выращивать Паганини?

Большинство родителей убеждено в необычайной одаренности своего отпрыска. Попробуйте сказать любящему отцу или матери, что у них растет отнюдь не Бетховен или Лобачевский, а скромный инженер, продавец, а то и дворник — и вы немедленно станете злейшим врагом. И вот, очарованные видением будущих успехов обожаемого чада, родители начинают заниматься его развитием.

Желание обеспечить ребенку наилучшие стартовые условия привело к тому, что все больше и больше родителей следует системе раннего образования и/или раннего развития. Сами по себе эти системы неплохи, но нередко родители, наблюдая за малышом, отыскивают в нем таланты и способности, которые на самом деле отсутствуют, или напротив — убеждаются в том, что определенных талантов нет.

Удивительно, какие выводы может сделать любящий родитель, наблюдая за тем, как кроха пинает свой горшок. Малыша уже представляют чуть ли не вторым Поддубным, в крайнем случае — Майком Тайсоном. Или, к примеру, ребенок тянется к краскам — это не иначе, как будущий Веласкес.

Оно бы ничего, если бы не выводы, с которыми торопятся некоторые родители. Убедившись, что малыш гораздо охотнее пачкает красками обои, чем играет с мячом, они решают, что его призвание — изобразительное искусство. Или наоборот, если ребенок бегает, прыгает, с удовольствием гоняет мячик, то его призванием называется спорт.

И вот ребенок немного подрастает (с уже определенным талантом — по мнению его родителей), и тут-то начинаются проблемы. Будущего «Веласкеса» определяют в кружок изобразительного искусства (или приглашают учителя), будущего «Тайсона» отводят в спортивную секцию. А малыш, между прочим, вовсе не тяготеет к рисованию как таковому, ему просто нравились яркие пятна, появляющиеся на обоях по мановению его руки. Или он совсем не хочет заниматься спортом в секции, он просто живой ребенок, ему нравится движение.

Если родители настаивают, то может возникнуть весьма неприятная ситуация: ребенок заболевает. Дело в том, что он искренне хочет обрадовать маму и папу. Раз они хотят, чтобы он рисовал — он из кожи вылезет, но будет стараться. Раз родители мечтают о его спортивных достижениях — он в лепешку расшибется в спортзале.

Но ему-то самому этого не хочется! Да и успехов особых не наблюдается. Остается один выход — болезнь. Ведь больных любят, за ними ухаживают, и никто не требует от них ни грамот на спортивных соревнованиях, ни участия в выставках детского творчества. Между прочим, болезни, обусловленные подобными психологическими причинами, вполне настоящие, и в некоторых случаях — очень тяжелые. Лечить их еще сложнее — если не устранить настоящую причину заболевания, не физиологическую, а психологическую.

К счастью, подобные ситуации встречаются не так часто. Чаще ребенок становится нервным, раздражительным, даже агрессивным. Нередко родители с ужасом слышат от него: «Я вас ненавижу! Лучше бы вы все умерли, и я был бы сиротой!». Причем ребенок не понимает причину ненависти к родителям и только гораздо позже, уже взрослым человеком, вспоминая свое детство, может сказать: «Меня отправили в музыкальную школу, я ее так ненавидел!», и посмеется над детскими впечатлениями, а ведь они оставили глубочайший след в его психике.

Находятся родители, которые запрещают ребенку заниматься тем, что ему действительно нравится. Нет, речь не о зажигании спичек или ковырянии в носу. Но частенько ребенку нравится рисовать, или он хочет учиться музыке, или обожает математику (да-да, настоящие «ботаники» еще не перевелись). А ему говорят, что способностей художника не имеется (кстати, чаще всего это чистая правда), или отсутствует музыкальный слух (это тоже может быть правдой), или нужно отложить книгу и заняться спортом — спорт полезен для здоровья.

Причем родители вовсе не желают ограничивать ребенка в чем-либо. Они всего лишь хотят, чтобы он сосредоточился на развитии в наиболее перспективном направлении. А если сразу понятно, что художником или музыкантом ему не стать, то зачем же огород городить? Лучше — в спортивную секцию, в шахматный кружок и так далее.

Но ребенок, не имеющий музыкального слуха, вовсе не лишен ушей. И вполне может заниматься музыкой, даже получить музыкальное образование — для собственного использования. Его пение может быть фальшивым, а игра на гитаре — далека от классических канонов. Но это не значит, что и пение, и игра не доставят ему удовольствия (и, кстати, частенько — даже окружающим).

Любые перекосы нехороши. Отказ от музыки или рисования — это отказ в развитии. Нередко дети инстинктивно чувствуют, что им нужно — и это не всегда «перспективное направление». Гармоничное развитие включает в себя многое, в том числе и «неперспективное».

Бывает, что ребенок, который не может запомнить коротенькое стихотворение, с трудом учится читать и считать, тяготеет к таким «неперспективным» занятиям, как рисование и музыка. Прежде, чем отказывать ему в этом («Моцарта из него не получится»), неплохо бы вспомнить, что развитие головного мозга, в том числе и тех отделов, которые отвечают за память, фантазию, инициативность, зависит не только от выученных стихов, но и может быть стимулировано определенными физическими упражнениями (то, что сейчас называют мелкой моторикой). И ребенок может тянуться к краскам или музыкальному инструменту так же инстинктивно, как больное животное находит нужную лекарственную травку. Ребенок не знает, что такое мелкая моторика, но вполне может чувствовать, что именно она и требуется для его развития. А рисование или игра на музыкальных инструментах обеспечивают полный набор физических упражнений, стимулирующих развитие головного мозга.

Поэтому оптимально не концентрироваться на мифических способностях и талантах малыша, а все же предоставить ему право выбора. Разумеется, наблюдая и бережно направляя ребенка. И даже если вы уверены, что ваш сын — будущий Паганини, а дочь — минимум Мария Кюри, все же не стоит силком вручать им скрипку и набор юного химика. Заинтересовать ребенка музыкой или математикой — это одно, заставлять заниматься — совсем другое. Ну, а если ваш будущий Паганини мечтает не о скрипке, а о наборе фломастеров — купите ему этот набор. Возможно, именно рисование окажется тем толчком, который стимулирует занятия музыкой.

Многим родителям было бы не лишним иногда напоминать себе, что они любят своего ребенка вовсе не за его воображаемые или действительные таланты и способности. Получится из него Паганини или нет — дело десятое. Это никак не уменьшает настоящую родительскую любовь.

Интересно, что из детей, которые уверены в родительской любви вне зависимости от своих достижений, не всегда вырастают самые-самые успешные, но однозначно — гораздо более счастливые люди, чем те, которые всю жизнь пытаются «заслужить» родительскую любовь очередной «почетной грамотой».

Статья опубликована в выпуске 16.10.2010

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Невыносимо правильная статья, по всем статьям на 5.
    НО "Нам не дано предугадать", что с наших деток может получиться. Воспитание (выращивание) "всё - езда в незнаемое". Только осторжно, не навредя и не ломая через колено можно надеяться на б/м сносный "конечный результат".
    Повторю и здесь свои тезисы: 1. Всячески поддерживать домашний кураж ребёнка и он сам сделает оптимальный выбор будущего. 2.Не говорить больше,чем ребёнок(дети), хотя бы выдерживать режим фифти-фифти. 3.Больше всего разочаровывают всесторонне одарённые дети, от них ждут чёрт знает, каких взлётов, а потом вздыхают:" В тебе надежды наши не сбылись..." (С)4. Надо пестовать общее развитие, как-то: моторность движений, уверенность речи и действий, находчивость в ответах,способность защищаться хотя бы от наездов родителЕй и далее дополнить по вкусу.
    "Спасибо за внимание" и терпение.

    • Ольга Феоктистова Ольга Феоктистова Профессионал 14 декабря 2012 в 18:27 отредактирован 14 декабря 2012 в 18:28 Сообщить модератору

      Сергей Дмитриев, "Больше всего разочаровывают всесторонне одарённые дети, от них ждут чёрт знает, каких взлётов, а потом вздыхают:" В тебе надежды наши не сбылись..."
      И мало кто догадывается, что сам такой "не оправдавший надежды" ребенок зачастую очень страдает. Этот комплекс может его преследовать и после взросления.
      Поверьте мне, бывает такое, что вроде и не упрекает тебя никто, а все кажется, что всевозможные тетушки, бывшие учителя и соученики при встрече смотрят на тебя и думают "И что из тебя получилось? А такой был золотой ребенок".
      Увы, это и спустя годы может ранить.
      Вспомните хотя бы Нику Турбину. Все так ее боготворили, пока она была поэтессой-вундеркиндом, ждали от нее каких-то чудес, а когда она выросла чудес этих не произошло. Ее близкие вспоминали, что она переживала из-за такого контрастного отношения к ней "до" и "после" и не могла никак найти себя.
      Может, не стоит взрослым черезчур грузить ребенка своими надеждами?

      Оценка статьи: 5

  • "Дети бывают гениальные и чужие"(C)

  • Надо ИСКАТЬ !

    (И это единственное, что можно сделать!)

    Для этого надо заниматься РАЗНЫМИ видами деятельности.

    Причём пройти через них НЕСКОЛЬКО раз.

    Сделать несколько кругов.

  • Здравая статья: если у ребенка нет способностей или желания чем-либо заниматься, давить не стоит. Но и во всем потакать детям тоже не нужно. У них нет еще опыта, нет знания жизни, не так развита способность к волевому усилию. Взрослый человек найдет способ как мотивировать ребенка, чтобы он не бросал какое-либо занятие, которое у него хорошо получается.
    Например, я читала интервью с Денисом Мацуевым, где он рассказывал, что в детстве мечтал стать футболистом, а пианино ему нравилось гораздо меньше. Его родители правильно сделали, что проявил определенную настойчивость.

  • У меня дети сами выбирали куда идти.Хотя, старшая действительно неплохо рисовала, закончила художку, опять же по своей инициативе, сейчас учится в институте по специальности весьма далекой от изобразительного искусства.А вот средняя дочь ломанулась в музыкалку.Уж что ее на это сподвигло, Бог знает, но вот честно говорю -не то что таланта, даже намека на него я не углядела.Этот год выпускной, учителя хвалят, говорят неплохие данные у нее.Хочет даже в училище музыкальное поступать.Вот и пойми что делать с детишками.Мне кажется, что лучше они заимаются чем -то полезым,или бесполезным, чем болтаются и от безделья дуреют

  • Сергей Чистяков Читатель 14 декабря 2012 в 10:52 отредактирован 27 мая 2018 в 15:38 Сообщить модератору

    Хорошая статья. Всё логично. Но! Жизнь нещадно корректирует наши желания и устремления. Я со своим старшим пацаном много лет бился, пытаясь найти достойное его занятие. Не скажу, что всё перепробовали, но многое. Я даже в какой-то момент уже было, совсем отчаялся и махнул рукой. И вот, кажется, нашлось! Его тренер высмотрел в платной группе плавания и взял в спортивную. Я думал, что не выдержит нагрузок и быстро сдастся. Ну, проходит пару недель и успокоится. А парень то буквально расцвёл! Мало того, что с удовольствием начал тренироваться, в т.ч. и дополнительно, он ещё и в школе заметно подтянулся в учёбе. Выступил на соревнованиях. Призового места не взял, но был в числе лидеров и это отлично его и нас подзадорило. Жить с осознанием того, что твой ребёнок по-настоящему чем-то увлечён – это же счастье. И вот. В этом году на тебе. Закрыли единственный (!) спортивный бассейн в областном центре. Вопрос, как всегда, упёрся в чьи-то амбиции и финансирование... И всё. Парень опять потерялся. Ну не лежит у него душа к другим видам спорта! Теперь часами играет на компьютере в игрушки до красных глаз. Стал раздражительным, дёрганым. Уроки делает с боем. Мать вся на нервах – как вырастить оболтуса человеком? А ведь он уже подросток и годы, когда можно было привить к чему-то интерес безвозвратно прошли… Статье – 5. А я пошёл пробки вырубать. Надо спасать парня.

  • Хорошая статья, спасибо автору, актуальная и теперь. Моя дочь начинала свою карьеру художника с "росписи" обоев в квартире. Она ещё не говорила толком, но её лягушки и лошади были абсолютно достоверны, вроде наскальных рисунков первобытных людей. Было понятно, что не Веласкес, но способности есть, отдали в художественную школу, затем в училище, теперь успешный дизайнер (жаль, что компьютерный, руками-то рисовать горазда). То есть , просто поддерживали, направляли - но то было ещё в советское время, как-то проще тогда было развивать способности ребёнка в кружках, секциях, студиях...

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 14 декабря 2012 в 23:00 отредактирован 14 декабря 2012 в 23:01 Сообщить модератору

      Мария Абрамова, у нас аналогично: и худграф окончила с красным д. и рисует чётко, но в рекламу не пошла, закончила курсы медсестёр и с присущим знтузиазмом работает. Довольно хорошие бабки. И всё-таки жаль её несомненной одарённости.

  • Я считаю, что главная задача родителей - подготовить ребенка к взрослой жизни, помочь в ней адаптироваться. Развитие способностей, конечно, хорошо. Особенно, когда эти способности отвечают потребностям общества, в котором этот ребенок растет.

    Ну, вырастили талантливого музыканта, а вакансия на его талант найдется? Растите талантливого спортсмена, ребенок время тратит на спортивные кружки, секции. Работать он потом кем будет? Хватит способностей на проф. спорт или только на тренера в школе?

    И что плохого в профессии продавца, например. Если человек может на эту зарплату содержать семью, ему нравится общаться с людьми, нравится помогать им делать выбор. (нет, я не продавец )

    Я не говорю, что нужно ломать личность ребенка и гуманитария отдавать на экономиста. Но и так всеми любимая музыка со спортом по сути ничего ребенку в будущем не дадут. В большинстве случаев.

    • Юлия Георгиева, у меня одна хорошая знакома, в прошлом спортсменка, живет за границей и работает тренером по фитнесу. Привычка к дисциплине, хорошая физическая форма и красивая фигура - это позволило ей удачно выйти замуж и обрести любимую и прилично оплачиваемую профессию.
      Опять же например, моя подруга серьезно вкладывается в занятия своей дочки музыкой, оплачивает ей репетиторов, покупает дорогие инструменты, возит на конкурсы. Здесь уже есть множество плюсов:
      1. Ребенок занят полезным, интересным делом, он не будет курить по подъездам и материться.
      2. Она учится в бесплатном лицее при консерватории, в группе 5 человек - согласитесь, это лучше обычной школы в спальном районе, где атмосфера как фильмах про криминальные негритянские кварталы.
      3. благодаря своему труду и способностям девочка выиграла несколько конкурсов, в качестве награды получала бесплатные путевки в "Орленок". Такая путевка стоит 40 тыс. я считаю, неплохой приз.
      4. на перспективу она готовит ее к карьере профессионального музыканта, в российском или зарубежном оркестре. Такие перспективы реально есть.

      • Татьяна Черных, согласна с Вами. Высшая задача человека - найти свое призвание и стать профессионалом в любимом деле. Во-первых, настоящие профессионалы всегда хорошо оплачиваемы, а во-вторых, именно любимая работа развивает и совершенствует личность, а там и до личного счастья недалеко, и до всех остальных благ.

  • По поводу названия материала

    Глагол "выращивать" больше подходит огородной грядке, нежели Паганини. Если же он использовался в переносном смысле, то должен писаться в кавычках!

    • читать дальше →

  • София Варган, я полностью согласна с автором статьи. У меня в образовательном центре сплошь и рядом такие родители. Хотя большинство старается привести ребенка на все кружки, чтобы выбрать кружок по интересу. Но выбирают они по своему желанию.

  • Как трудно найти баланс. Все-таки формула "99 % труда и 1 % таланта" действует. Посмотрите - у всех выдающихся спортсменов, музыкантов, и т.д., в большинстве родители - одержимые. Иначе как заставить ребенка по 8-10 часов сидеть за пианино, каждый день вставать в 6 утра и ехать на другой конец на тренировку? Способности тоже вещь такая, они развиваются. Что толку от таланта, если нет привычки к труду? Дочерин одноклассник за пианино с детсада сидел ежедневно часами. Сейчас - местная знаменитость, учится в Германии, в консерватории. И не известно чего там больше - действительно одаренности, или упорного, отупляющего труда? А вот детства у него однозначно не было. Хотя, если честно, я таких родителей не понимаю. Уверена, что большинство из них пытаются за счет своих чад компенсировать собственные комплекы. Как-то самоутвердиься за счет детей. . Но и осуждать их нельзя. Без родительского давления большинство детей мало бы чего добилось на поприще, выбранном их родителями. Хотя, может, многое достигли бы в чем-то другом, что выбрали сами. Кто знает?

    Оценка статьи: 4

    • Татьяна Гусева, я думаю, что воспитание упорства и труда должно отталкиваться от желания ребенка. в раннем возрасте родители могут выбрать занятие ребенку и приучать его к труду и достижению целей. а когда ребенок подрастет, пусть выберет сам. все равно, начиная с раннего возраста можно проследить таланты ребенка. я была маленькая, очень любила петь и тенцевать. выступала в спектаклях, и это мне правда нравится до сих пор.
      одна моя знакомая жила по принципу: родители сказали-значит надо. она окончила экономический университет. работала по профессии. и когда уволилась с очередной работы, поняла, что это совсем не ее. ей 25 лет, она не знает, чего она хочет. и у нее нет выбора, как только заниматься тем делом, которое ей навязали родители.

      Оценка статьи: 5

      • Татьяна Гусева Татьяна Гусева Дебютант 16 октября 2010 в 19:10 отредактирован 16 октября 2010 в 19:14 Сообщить модератору

        Елена Терёхина, в идеале это, конечно так. Но много ли вы встречали детей, желающих заниматься чем-то определенным? Многие либо хотят заниматься всем, либ им вообще ничего не надо. Либо занимаются тем, что им "дадут". А ребенок 2-5 лет часто имеет способности и к музыке, и к рисованию, и к чему еще угодно, но все это так для него естественно, что он не думает об этом как об увлечении или труде. Это всего лишь его жизнь. Ссколько приходилось сталкиваться с выдающимися достижениями детей, да и не детей (в жизни, по фильмам, книгам), чаще всего это результат того, что на мой взгляд, смело можно было бы назвать родительским насилием. Это какой же склад характера должен быть ребенка, чтобы он добровольно, по чувству долга, наравне со взрослым, сидел часами, разучивая какое-то произведение, или в любую погоду тренировался? Отсидев до этого свои 6-8 часов на уроках. Очень трудно поверить, что это происходит без явного или скрытого давления со стороны взрослых. Думаю, только так и достигаются серьезные результаты. А случай со знакомой - не показатель. Не с 3 лет же ее экономике учили.Похоже, ей и вправду ничего не надо? Иначе ей, в 25-то лет еще много чего можно сделать. Было бы желание. А так, благодаря родителям, хоть какой-то диплом есть, без куска хлеба не останется.

        Оценка статьи: 4

  • Софья, вы правы. Ребенку надо дать все попробовать.

    Оценка статьи: 5

  • ,,Огурец-Паганини,, -на грядке можно .....София Варган,

  • Прелестнейшая статья! Правда! Напомнила новеллу Бабеля, где он описывал типично еврескую традицию -- выращивать из своих курчавых трёхлетних детей Яшу Хейфица! Все мамы видели своё чадо в кружевном воротничке с большой скрипкой на сцене Ла-Скала перед рыдающей от умиления публикой! И Бабеля эта участь не миновала

    Хотя... Мои родственники тоже рас нашли за шкафом мои расрисовки по обоям, по рукам не били, а купили альбом. Потом со мною и этим альбомом пошли в изобразительную студию -- спросить "Толк будет?" Им сказали:"Будет!" С тех пор я только рисовала. Изостудия, художественная школа, художественно-графический факультет института -- сейчас дизайнер.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Альбина Белан,я согласна с вами. я очень часто замечала, что комментирующие вовсе и не вдумываются в смысл статьи. сколько родителей сломали жизнь своим детям, заставляя заниматься тем, что им совсем не по душе. автор раскрыл тему, показал, что нужно прислушиваться к ребенку. не губить его талант и не поступать лишь в своих интересах. и это самое главное в статье. и она будет полезна многим читательницам.

      Оценка статьи: 5

  • мера

    и об этом столько слов?

    Оценка статьи: 3

  • София Варган, спасибо за отличную статью!

  • Интересно, что из детей, которые уверены в родительской любви вне зависимости от своих достижений, не всегда вырастают самые-самые успешные, но однозначно – гораздо более счастливые люди, чем те, которые всю жизнь пытаются «заслужить» родительскую любовь очередной «почетной грамотой».
    Лично я, совершенно не согласна с таким заключением, да и вся статья написана противоречиво. Как ребёнок может быть счастлив, если он ничему не обучен? Да он просто не вписывается в рамки современного мира! Очень много детей выращенных в любви и ласке «ненавидят своих родителей», всю жизнь ведут себя как потребители и манипуляторы. Я преклоняюсь перед родителями, которые пытаются привить ребёнку трудолюбие. Любой ребёнок в чём-то талантлив, ну а если особых талантов нет, так что ж его не нужно развивать? Абсолютно всё в жизни пригодится – как спорт, так и творчество. Задача родителей развивать детей, а если ребёнок не хочет, значит у него нет контакта с педагогом, либо с родителями (т.е. «не на той тарелочке приподнесли, если ребёнок не хочет впитывать»). Когда ребёнок всесторонне развит – счастливы все!

  • Уважаемые! Между родителями и детьми целая пропасть. Какая разница, кто как впитал школьную программу? Кстати, не "антогонизмы", а антагонизмы...

  • Да, ребенок должен выбрать сам. Но всегда ли он может это сделать? В 4-6 лет ребенку трудно понять, есть у него к чему-то склонности или нет. Когда стало ясно, что мой сын гуманитарий, мы ходили в театральную студию - для общего развития. Не всегда ему это нравилось. Но я поставила условие - ходим год, а там решаем, стоит ли продолжать?

    Сейчас пошли в муз. школу. Сказали - ребенок очень музыкальный. Поэтому будем продолжать. Тоже скрипит иногда, но у нас условие: год ходим. У знакомых девочка с идеальным слухом наотрез отказалась от музыки. Да, она всесторонне развита. Но в некоторых вещах нужно иметь базу. Моя задача - дать моему ребенку хорошее базовое образование. Это не только математика и грамотное письмо. Вернее, не столько. Сколько знание языков (кроме двух родных - еще три), базовые знания в музыке (к живописи не пригоден), общеинтеллектуальное развитие. С последним проблем нет - ребенок демонстрирует удивительные знания для своего возраста.

  • Общее развитие

    София Варган, в мои времена (1970-80 гг.) детей учили музыке вовсе не для того, чтобы из них потом получились Рихтеры и Ойстрахи, а просто - для общего развития. Сейчас всё ихменилось, поэтому современные родители ( в силу разных причин) не могут себе позволить такой роскоши: ПРОСТО учить ребёнка музыке...