Подкаст
Ольга Забалуева Профессионал

Сломалась стиральная машина... Какие тонкости нужно знать, чтобы её отремонтировать?

Профессия прачки всегда была сугубо женской, поэтому неудивительно, что прочно вошедшее в наш быт понятие «стиральная машина» тоже женского рода. Доподлинно неизвестно, как именно была придумана эта полезная вещь, но легенды гласят, что идея облегчить себе труд пришла в голову именно мужчине, когда женщина заставила его постирать…

Прототип первой стиральной машины выглядел как деревянная бочка с неким механизмом, который приходилось вращать вручную. В 1851 г. американцу Джеймсу Кингу был выдан первый патент на устройство с вращающимся барабаном, а в 1857 патентов на различные модификации «механической прачки» было зарегистрировано уже около 2 тысяч. Это изобретение так облегчило труд домохозяйки, что сподвигло Уильяма Блекстоуна запустить устройство в 1874 г. в серийное производство.

В Европе первая стиральная машина появилась в Германии в 1900 г., а уже в 1908 вместо механического привода стали использовать электрический. Прошло еще 40 лет, и в 1949 г. в США процесс стирки был полностью автоматизирован. В СССР стиральные машины вплоть до 60-х г. были редкостью и привилегией, а автоматы марки «Вятка» вошли в жизнь советского гражданина аж в эпоху перестройки.

В ХХI веке уже практически каждая квартира оснащена техникой, помогающей сделать жизнь и удобней, и проще. Но отрицательные стороны все же есть и у незаменимых бытовых помощников: иногда они ломаются. Услуги мастера стоят недешево: начиная от половины МРОТ и заканчивая только фантазией мастера. Не нравится цена — не ремонтируй. Не нравится, но приходится ремонтировать. А знаете ли вы, что в среднем, за ремонт вам придётся выложить от ½ до 2/3 стоимости новой стиральной машины? Так за что же всё-таки берут такие деньги?

Цена ремонта складывается из нехитрых параметров:

1. Вызов мастера (опция может отсутствовать, но не спешите радоваться: возможно, запчасти «резко подорожают»).

2. Цена неисправной детали.

3. Стоимость услуг мастера по градации:

Мелкий ремонт (не требует разбора стиральной машины).

К нему относятся: замена люка, кнопок, вилки, фильтра, шлангов, бункера, ручек и прочей фурнитуры.

Средний ремонт (не требует полной разборки стиральной машины).

К нему относятся: замена насоса, щеток, ремня, ТЭНа, патрубка.

Капитальный ремонт (требует полной разборки стиральной машины).

К нему относятся, к примеру: замена подшипников, опор, сальников, противовесов.

Учтите, что цена на одну и ту же запасную часть может отличаться у разных моделей и брендов в разы. Пока всё понятно даже людям, далеким от бытовых приборов.

Приведу для наглядного примера поломку средней степени сложности и капремонт, чтобы было понятно, как действовать в таких случаях.

Допустим у вас поистине всенародный «Индезит». Или не менее популярный «LG». И, к примеру, не нагревает воду машина. Скорей всего, вышел из строя ТЭН, это самая частая причина, какая бы хорошая вода у вас ни была, что уж говорить о плохой. Но причина может быть и в термостате, или в модуле, бывает, виноват и блок управления. Будем считать, что виноват ТЭН. Цена, в зависимости от модели стиралки, будет разной.

Не советую доверяться мастеру и наобум оплачивать цену детали: еще до ремонта найдите инструкцию к СМА или хотя бы перепишите серийный номер и номер модели с этикетки на машине и запаситесь телефонами магазинов запчастей. Начинается самое интересное. Я знаю, что ТЭН стоит от 525 до 670 рублей в магазине, спрашиваю по телефону у разных мастеров: деталь у них стоит уже от 1250 до 1800 рублей, работа мастера мне обойдется в цену запчасти, причем ту цену, которую называет мастер. Неплохо, да?

Теперь капремонт: замена подшипников. Как правило, о предстоящем ремонте изношенных подшипников хозяин узнает по характерному тарахтению во время отжима. Если запустить поломку, подшипники могут потянуть за собой действительно дорогостоящий ремонт прочих сопутствующих узлов, поэтому не откладывайте дело в «долгий ящик». По времени поменять ТЭН — дело максимум часа, для того чтобы добраться до подшипников придется разобрать барабан, т. е. практически всю машину. Это пара часов на разбор и пара часов на сбор. Конечно, при условии, что ваш мастер действительно мастер и знает, как разобрать машинку и собрать, ему не нужно смотреть в Интернете схематическое изображение последовательности раскручивания деталей, а также у него есть все необходимые для манипуляций ключи.

Опять обзваниваю мастеров по объявлениям, предварительно выяснив, что пара подшипников и сальник конкретно на мою модель стоят от 200 до 650 рублей всё вместе (в Интернет-магазине от 350 до 1250 рублей). На листке записываю телефон, а рядом цены. Работа, в зависимости от совести мастера, стоит от 2,5 тысяч до 4,5 при этом практически каждый утверждает, что половина суммы — это цена 2 подшипников и сальника. Удивительное ценообразование!

Вы все еще хотите отремонтировать свою помощницу и не хотите вникать в процесс? Тогда звоните по первому попавшемуся объявлению. Если вы придерживаетесь разумных трат — запомните алгоритм выбора мастера и ваши действия в процессе ремонта:

1. Прежде всего, найдите инструкцию к прибору (всегда сохраняйте инструкции) или спишите с/н и модель на специальной наклейке на машине.

2. Определитесь с поломкой. Вы должны четко сказать мастеру, что у вас случилось: не сливает воду, не отжимает, тарахтит и т. д. Если проблем, по-вашему, несколько — называйте все.

3. Пройдитесь по форумам в Интернете: еще до откручивания винтов задней панели вы будете знать, что у вас сломалось и сколько стоит. В случае с моим примером: я знала, что мне понадобится ТЭН RW8TF на 1900W ценой 525 руб, подшипники 6206 — 2Z (70 руб) и 6205 (60 руб), а также сальник 37*66/9.5*12 (70 руб). Цены магазина при одной из мастерских города.

4. Спрашивайте у мастера исключительно стоимость работы. Договаривайтесь только о работах: детали покупайте сами, иначе вам скажут, что набор за 200 руб стоит 1200, да еще и за ним якобы ездили в другой город, т.к. он слишком индивидуальный. Не верьте! Детали и узлы машины одинаковы практически у всех моделей одного производителя, так что если у вас не уникальный бренд — детали к машине будут практически в любом магазине. Если на данный момент они закончились, через неделю будут снова. У хорошего мастера будет отпечатанный прейскурант на работы и отдельный на детали, он не называет цены «от балды». Если вы все-таки доверили покупку деталей мастеру — требуйте чек. Очень хороший мастер зарегистрирован в налоговой и не затруднится назвать вам свой ИНН индивидуального предпринимателя (как правило, его очень не желают обнародовать, ведь это «уже серьёзно», гораздо легче поменять сим-карту и «раствориться», в случае чего).

5. На проведенные работы вам должны выписать гарантийный талон, в котором четко должны быть указаны: ФИО мастера, адрес мастерской или адрес регистрации ИП (домашний адрес по прописке в паспорте), ИНН предпринимателя, перечень произведенных работ со стоимостью каждой работы и общей стоимостью, дата произведенных работ, срок гарантии на все работы, либо на каждый отремонтированный узел, подпись мастера, ваша подпись, удостоверяющая согласие с произведенными манипуляциями. Заранее спрашивайте у мастера, даёт ли он гарантию, и как именно у него эта гарантия выглядит (думаю, «мамой клянусь!» — это не то, что обезопасит вас от некачественной работы шабашника, но если вы готовы рискнуть…)

Будьте хозяином своего кошелька и не позволяйте таскать из него деньги ни за что!

Обновлено 28.11.2010
Статья размещена на сайте 2.11.2010

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
  • Ольга Забалуева, интересно, а как быть в таком случае: заменил мастер деталь, которую вы приобрели. Через неделю она опять сломалась. Мастер говорит - деталь бракованная. Несете ее в магазин - там говорят, что неправильно поставили. И никто не уступит. Делать экспертизу, которая будет стоить как новая стиральная машина? Или все-таки поставить еще одну деталь, заплатив опять за деталь и работу, а в итоге дороже, чем если бы сразу взять все в одном месте по первоначально предложеной цене и получить гарантию опять-таки в одном и том же месте. При этом все разборки с магазином мастер вел бы сам.
    Именно поэтому цена и выходит дороже - во-первых, мастер (хороший) знает как диагностировать поломку, не меняя наобум все подряд, а во-вторых он страхует риски некачественых запчастей, влиять на которые никак не может. При этом клиенту это, как ни странно, выгодно, так как второй ремонт идет в счет гарантии мастера.

    Поэтому лучше сказать так: умеете - ремонтируйте сами, тогда очень прилично съэкономите. Не умеете - вы можете хоть обчитаться статьями, но в итоге заплатите в лучшем случае столько же, сколько вам первоначально сказали.

  • В своё время работал в соседней епархии - "бродячим телемастером". Работал честно, за детали брал их стоимость плюс небольшая наценка за поездку за ними. Если у хозяина была своя деталь - после проверки ставил её. Давал гарантию, которую всегда выполнял вне очереди. Пенсионерам и вообще, бедным - скидки. Результат - работа была всегда, на два-три дня вперёд.

    Оценка статьи: 4

  • Комментарий скрыт
  • К стиральным машинам отношения не имею, но в свое время работал в телемастерской. Приходит один знакомый и спрашивает: а ты не можешь мне подешевле отремонтировать телевизор? Я говорю: я могу тебе хоть бесплатно сделать, вот только у меня дома жена и дети, боюсь, что они меня не поймут. Мастера берут в основном деньги не за то, что они делают, а за то, что они знают что и как надо делать. Если вы все знаете сами, то почему бы вам самим это и не сделать?

    Оценка статьи: 3

  • Комментарий скрыт
    • Ольга Забалуева Ольга Забалуева Профессионал 10 апреля 2012 в 12:15 отредактирован 10 апреля 2012 в 14:00

      Фрол Фролкин, Александр Петров, Олег Антонов, отвечаю скопом, уж извините.
      Техническая квалификация у меня характеризуется личным девизом: "если не надо учиться 5 лет, то я смогу сделать это сама". По диплому с отличием зовусь филологом.
      Я не случайно написала эту статью. Это, так сказать, плод моего личного опыта.
      читать дальше →

      • Ольга Забалуева, Yes!! Мы вас обожаем!!! Да здравствуют филологи!!! Смерть мастерам - недоучкам!! Подозреваю, после очередного ремонта она будет не только стирать, но и крестиком вышивать .

        Оценка статьи: 5

        • Ольга Забалуева Ольга Забалуева Профессионал 10 апреля 2012 в 14:05 отредактирован 10 апреля 2012 в 14:05

          Юрий Лях, спасибо! Хвалите меня, хвалите! Тогда я напишу про то, как год назад сама поменяла в ноутбуке термопасту и смазала тарахтевший как трактор кулер
          А крестиком вряд ли - такой задачи не было.

          • Ольга Забалуева, Офигеть!!! Без инструкций разобрали ноут, найдя в нем все скрытые защелки... Чему вас там на филфаке учат... Кстати, а ноут после этого работал??

            PS - еще пару таких статей и все мужчины получат комплекс неполноценности.

            Оценка статьи: 5

            • Юрий Лях, ноут я разобрала по найденной в инете на форуме мастерской инструкции, с подробными фото, сложно было понять как подковырнуть, п.ч. мастер инструкцию писал для других мастеров: минут 15 думала, как первый шлейф отсоединить, а потом было легко, но страшно всё это не собрать =) всё работает
              А учили нас по принципу "Всё знать невозможно, главный ваш навык: уметь находить нужную информацию".

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Татьяна Лента,
      >С одной стороны - всё верно. А с другой - как до приезда мастера, до проведения диагностики и определения точной причины поломки определить, какую запчасть необходимо купить? Да и где найти полный перечень деталей стиральной машины, чтобы предварительно искать что и почём стоит?!
      >

      Я же не предлагаю вам проводить диагностику той же панели управления. А вот если вы стираете белье при t 95 гр, а потрогали люк - вода холодная, то уже можете прикинуть: замыканий не было, горелым не пахло...так что же случилось? за ответом идете в инет и гуглите. Кто-то до вас уже разобрал свою стиралку и написал: "ну и где теперь искать тен ХХХХХ" или "сгорело реле, где продается". Как правило, там же, на форуме, и ссылочка на магазин есть, и прайс в магазине имеется. И вот когда вы позвоните мастеру, договоритесь о работах, вы уже примерно будете знать после диагностики (кстати! какое громкое слово! на деле все, кого я спрашивала из знакомых, кому как ее проводили, сказали, что просто сразу вытянули тен, показали, что он, как в рекламе, на 2 см покрыт отрепьем ткани, намертво закрепленой солями накипи некачественной воды), держит ли клиента мастер за дурака, или хотя бы немного уважает. Да и вообще у меня, например, нет желания связываться с человеком, который заранее врет. Как я пойму, что он мне новые детали поставил, а не разобрал снятые с предыдущего клиента в мастерской на коленке, почистил-смазал? Один выход: требовать чек, или покупать самому, или в присутствии вас покупать мастеру....

  • Ольга, полезная статья

    Оценка статьи: 5

  • Всё равно я заплатила, сколько сказали, потому что пришлось таки візівать мастера. Сама бы я не пошла по городу искать те самые подшипники и не смогла бы их вставить в машину.
    Выбрала только вежливого мастера, а то первый вообще нахамил и сразу разговаривал таким тоном, будто я его отвлекаю от важных дел и должна упрашивать.
    У всех них такой ответ:"Не нравятся наши цены -- найдите дешевле!" Не нашла... Информированность моя меня не спасла.

    • Ксения Печий, вот поэтому я и указала на то, что нужно не стесняться брать чеки у мастера (пусть докажет, что деталь стоит именно столько и не б/у), не все знают, где магазины запчастей, но сравнить буковки в чеке и на детали смогут абсолютно все

      • Ольга Забалуева, а он дал чек. А толку? Всё равно я уже заплатила. И разницу я знаю в сто гривен. О пять же: меня никто не принуждал. Я могла ящик деталей купить, а мастер пришёл со своими, и ставил свои. Не нравится мне -- я вольна искать другого мастера. Другой тоже придёт со своими.

        • Ксения Печий, порой проще отдать 100 гр, чем день тратить на изучение вопроса и день искать эти запчасти. Это, если сам все будешь делать - то можно. Как то довелось знакомой ремонтировать древний немецкий видеомагнитофон без схем - там было дело чести - неделю убил. Для себя - даже не отдавал бы в ремонт - новый бы купил.

          Оценка статьи: 5

        • Ксения Печий, эхххх.... 100 гр... как все-таки очень быстро обогащается мастер... уже хочу бежать в магазин за набором инструментов и читать, непрерывно читать книжки по разбору СМА....

          • Ольга Забалуева, да. Подшипники на мой Индезит старенький на "железном" рынке стоят 280грн (но их поискать надо, машинке-то уже 11 лет!). Или ждать по заказу. А тут сразу в этот же день но на сто дороже. А руки мои тоже дорого стоят, чтобы я ими месяц бельё ворочала. Да и не хотят мастера с "давальческим" материалом работать.
            Словом, я не фанат "сам своими руками". Гвозди вбивать, прокладки в кране менять -- это мужское дело.

            • Ксения Печий, вот потому и не хотят с вашим материалом работать, что теряют навар.... а порой такие мастера попадаются, особенно сантехники (вымотают всю душу и нервы), да и свой мужчина в доме после хозяйствования может получить травмы нешуточные что, мне кажется, надо начинать знать хотя бы теорию вбивания того же гвоздя

    • Андрей Алпатьев Андрей Алпатьев Дебютант 29 ноября 2010 в 18:11 отредактирован 29 ноября 2010 в 18:12

      Мне тоже пришлось вызывать мастера (хотя я всё пытаюсь исправлять сам). Выяснилось, что очень сложно диагностировать поломку, затем определить точный артикул вышедшего из строя изделия, найти его и, наконец, добраться до него в стиралке!
      В моём "Bosh"'е оказались закрученные со страшной силой нестандартные винты (~ на шестигранный ключ 3.2! (3.0 - не крутит, а 3.5 -не влезает). Наверное это специально так задумано...
      Так что хочешь-не хочешь. а пришлось сильно раскошелиться!

  • Ольга, статья полезная. Но я сразу же споткнуась на этом: "Профессия прачки всегда была сугубо женской, поэтому неудивительно, что прочно вошедшее в наш быт понятие «стиральная машина» тоже женского рода". Ну какая тут связь между полом прачки и машиной, если слово машина - в принципе, женского рода? Даже какая-нибудь деревообрабатывающая или снегоуборочная, на которой работают мужчины. Если бы прачкми были мужчины, стиралку все равно нельзя было бы назвать "стиральный машин".

    Оценка статьи: 5