Евгения Белякова Профессионал

Как воспитать жизнерадостного ребенка? Антимаугли, или Робинзон Крузо

Это рассказ о конкретной семье, в котором можно найти зашифрованные и откровенные советы по воспитанию здорового, жизнерадостного и любознательного ребенка.

Наконец, я вырываюсь в долгожданные гости. Мне навстречу выскакивает 6-летний Тема. Он визжит и пытается вскарабкаться на меня, как обезьяна на пальму. «Сейчас! Я Вам! Сделаю! Яичницу!» — задыхаясь от восторга, выкрикивает он и уносится на кухню. Его мама Лена обнимает меня. Когда-то она занималась у меня на группе, сейчас мы просто друзья.

Мы проходим на кухню и порывистый Тема вдруг становится собранным и сосредоточенным. Почти с первого раза зажигает плиту, ставит сковородку. По уверенным движениям я понимаю, что это не первая яичница в его жизни. Лена кивает: «Неделю назад научились, теперь кормим яичницей всех, кто в дом приходит».

Тема смотрит на скворчащую яичницу — так Колумб вглядывался в приближающуюся полоску земли.

На самом деле, в его маленькой жизни происходит грандиозное событие. Накормить другого человека из своих рук — явление архетипическое. Из разряда опекаемого он переходит в разряд опекающего, дающего.

Тема ставит тарелку передо мной, глаза его сияют. Пока я ем, он смотрит на меня с материнской нежностью. Я говорю: «Здорово! Я сегодня не успела позавтракать. Я была очень голодная. А ты меня накормил. Спасибо.». Тема в восторге лезет обниматься, но он уже устал от подвигов и восхищения и убегает в комнату по своим делам.

Пройдет немного времени, и он забудет эту яичницу, но навсегда в нем останется ослепительное чувство полноценности, которое называется: «Я сумел»!

Я очень люблю эту семью, состоящую из мамы и сына. Года 3 назад Лена развелась, и после этого удивительно расцвела, стала спокойнее и улыбчивей. Я сознательно рассказываю здесь о неполной семье. Надоели сказки, что в неполной семье вырастают неполноценные дети. Нет таких данных! Не зависит это от количества родственников. Это зависит от их качества.

У Темы есть еще бабушка, в представлении которой воспитание детей заключается в словах «нельзя!» и «осторожнее!», с добавлением чего-нибудь угрожающего: «разобьешься», «обожжешься», «сломаешь». Лене понадобилось два года дипломатических переговоров для отстранения бабушки от вмешательства в жизнь внука.

Наверное, Лену бы в детстве сломали, уж больно жесткие представления о счастье были у ее родителей. Но подрастая, она стала приглядываться к окружающему миру. И увидела дальних родственников. Там папа таскал своих и чужих детей по походам, учил всему на свете и утверждал, что делить работу на женскую и мужскую глупо. В его лексиконе основными словами было «Как интересно!». Лену пару раз в походы отпустили, и ей модель отношений в этой семье ужасно понравилась. Ее она и взяла на вооружение.

А теперь обещанные советы.

Совет 1. Слепо копировать модель родительской семьи далеко не всегда уместно и не всем нужно. Может быть, стоит оглядеться вокруг. Мир большой, и он готов предложить разные варианты, стоит только поискать и выбрать.

Лена — мать не стандартная. Вместо усиленной подготовки к школе, впихивания в ребенка иностранных языков и компьютера, она учит его лазить по деревьям: «Оглянись и найди крепкую ветку, за которую можно уцепиться». А еще они ходят с друзьями в походы с ночевкой. Тема уже умеет зажигать костер без бумаги.

Совет 2. Учите ребенка всему подряд. Плавать, лазить по деревьям, разжигать костер, ставить палатку, ловить рыбу, готовить (даже если у вас повар из Парижа) — от супа до пирогов. Мыть посуду, стирать (при наличии в доме самой современной бытовой техники) и т. д.

Даже если часть навыков никогда не пригодится в жизни, останется реально заработанное: «Я смог»! Тогда освоение новых навыков в течение жизни будет вызывать не тревогу, не страх, а радостный интерес. Чем больше человек умел в детстве, тем он увереннее в себе и жизнеспособнее во взрослой жизни.

Тема пойдет в школу на следующий год, когда ему будет семь с лишним. И слава Богу! Он сможет нормально выдерживать школьные нагрузки. Современная помешанность на раннем обучении, по данным ВОЗ, ни к чему, кроме разрушенного здоровья, не ведет. Ребенок может быть умненьким и сообразительным, но против природы не попрешь. Внимание шестилетнего ребенка больше 10 минут не держится. Он устает, выключается, перестает понимать элементарное, после чего к любой учебе появляется отвращение. К тому же начинает часто болеть.

А Лена, вместо усиленной подготовки к школе, водит сына в группу общей физической подготовки. Родителям, озабоченным ранней специализацией, этого не понять. Считается, что уж если отдавать в спорт, так профессиональный, чтобы чемпионом стал. А у Лены другая цель — не собственные амбиции отыграть, а укрепить здоровье ребенка, к тому же он от занятий в восторге — там эстафеты, батут, бассейн.

Совет 3. Здоровье ребенка надо укреплять и лучше всего регулярными занятиями физкультурой. Ничего лучше человечество еще не придумало. Бассейн, лыжи, коньки, велосипед, ролики — да все что угодно. Лишь бы регулярно и в охотку. Трудно стать Ньютоном с больным желудком, спиной, горлом, ушами (нужное подчеркнуть).

Хотя Лена сына к школе не готовит, читает он бегло и с удовольствием. Буквы знал давно, но складывать в слова ленился. Лена шла на хитрость — дочитывала книгу до ключевого места, говорила, что ей надо позвонить, и выходила из комнаты. Нетерпеливый Тема хватал книжку, и буквы начинали соединяться в слова, с каждым разом все легче. Тема научился читать не потому, что его кто-то заставлял, а потому, что ему очень хотелось узнать, что же дальше произошло с Карликом Носом.

Зато к компьютерным играм Тема относится спокойно. Ему уже сейчас интереснее живые люди, благо, в доме их бывает достаточно. Беда современных детей — зависимость от компьютера — ему не грозит. По моим впечатлениям, на компьютер подсаживаются дети и молодые люди, не умеющие общаться. Их этому не научили, а может, еще и запрещали. Беспомощные в мире человеческих отношений, они выбрали безопасный для себя виртуальный мир.

Лена — преподаватель иностранных языков и переводчик. Работу свою очень любит, хотя хлеб достается ей тяжело. В доме бывает много людей и очень интересные разговоры. Тёму от взрослых разговоров никто не гонит. Он ценит это и сидит тихо. Конечно, он мало что понимает, но он вглядывается в лица, в характеры, старается понять взаимоотношения.

Продолжение следует…

Обновлено 21.07.2015
Статья размещена на сайте 7.11.2010

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Евгения Белякова, замечательная статья! Поддерживаю маму Лену по всем пунктам. Я тоже разведенная мама с семилетним сыном, и хочу дать ему как можно больше знаний и навыков, необходимых в жизни. А еще мне очень понравилась классификация родителей. Меня страшно бесят родители, которые к детям относятся как выставочным щенкам или как к игрушке, которой можно похвастаться. Зачем ребенку лишние проблемы создавать и комплексы плодить? Есть у меня одна мама знакомая, она свою дочку умотала разными кружками, самыми модными, конечно, дорогими и чтобы ездить подальше было. Так вот записала она дочку в бассейн к самому лучшему, по слухам, тренеру, к которому запись за год, но за деньги взяли без записи. Тренер посмотрел девочку и записал в группу для начинающих и не умеющих плавать, притом что плавает она очень неплохо (для непрофессиональной спортсменки). У ребенка была истерика, что ее не оценили, и мамины надежды она не оправдала! Ну хочешь ты, чтобы ребенок не утонул в море, отдай его в ближайший дворец спорта. Другая история с теми же персонажами. Девочка попросила меня купить ей очень красивую детскую кулинарную книгу. Так мама меня за покупку очень долго ругала, что она дочку (7 лет) и близко к кухне не подпускает, что у нее там чистота и порядок, а девочка и кухню зальет/запачкает, и кофточку модную и дорогую угробит. Нет слов!
    Так что маме Лене и Теме - счастья и благополучия!

    Оценка статьи: 5

  • Евгения Белякова, делюсь!
    Вчера мой сын впервые постирал свои трусишки! Ему процесс очень понравился. Помчался рассказывать бабушке, что за чем нужно делать. так что начало есть! Спасибо вам и вашей статье!
    Кстати, вы не могли бы меня сориентпровать по поводу адаптированного варианта "Робинзона Крузо"! Недавно я сама с удовольствием перечитала (в который раз) эту книгу. А что за издание читали ваши знакомые маленькому мальчику. Я бы такую книгу поискала. чтобы прочитать сыну. Вот, где воспитание характера!

    Оценка статьи: 5

  • Евгения Белякова, замечательно, с каждым Вашим словом согласна. Моя старшая дочь так же своих девчонок воспитывает. А читать-писать-считать (хотя это не считается там самым главным) они научились в детсаду Монтессори - это вообще особая песня. Знаю, не все к этой системе хорошо относятся, но, как всюду, все зависит от людей - в их саду работают прекрасные воспитатели. Как дети работают! Тихо, сосредоточенно, выбирая материал по своему желанию, при этом никто ими напрямую не руководит. Ну, да об этом нужно отдельно писать.

    Оценка статьи: 5

  • Евгения Белякова, Вы описали редкую маму! Статья понравилась!

    Оценка статьи: 5

  • Евгения Белякова,
    !

    Оценка статьи: 5

  • Евгения Белякова, На мой взгляд, прекрасная позиция матери!
    И статья у вас получилась замечательная!
    Пришла к выводу, что обязательно нужно мне поскорее научить сына как минимум - чистить картошку, готовить яичницу и варить суп, стирать носочки и бельишко. Сейчас это ему жуть, как интересно, а лет в 10 вряд ли захочется.
    В продолжение комментариев - сыну сейчас 5 лет и 3 месяца. То есть 1 сентября следующего года ему будет ровно шесть лет. Он намерен идти в школу. Готовность к школе - очень индивидуальна. Знаю девочку-первоклашку, которой 6 лет исполнится только в феврале. Она очень довольна своей школьной жизнью. Детки созревают для учебы каждый в свое время. От возраста это не всегда зависит. А некоторые и в 8 лет не готовы учиться.
    Единственное, что смущает - готовность быть самостоятельным - самостоятельно прийти домой - без приключений в пути - перейти правильно дорогу, открыть своим ключом дверь, не бояться быть одному дома. Этому надо учить.
    Евгения. у вас получилась очень хорошая статья!
    Пошла читать продолжение!

    Оценка статьи: 5

  • Отношения мамы и сына понравились. Это человеческие отношения, а не педагогические, и это отлично.
    Хочу добавить насчет поступления в школу после 7 лет. Наши сыновья пошли в шесть с половиной. Так получилось, что они оба (самые младшие в своих классах) были всегда крупнее-выше одноклассников, и учились-учатся отлично и… почти отлично. Да, возможно шестилеткам сидеть долго тяжело. Но семилетним не легче, я думаю. Почему мы легко отправили детей в 6,5? Потому что нынче дети в школе учатся 11 лет, а не 10, как раньше. Первый класс без оценок, на уроках нередко делают гимнастику и играют. Т.е. получается что-то вроде подготовительного класса.
    Я думаю, готовность детей к школе очень индивидуальна. Дело не только в том, что они умеют, читают ли, не устают ли. Большое значение имеет пресловутая мотивация. Психологи в школе говорят, что даже к концу первого класса не все дети адаптируются к новой жизни и т.д. У нас таких проблем не было. Потому что дети были жизнерадостны и активны до школы, знали, зачем туда идут, и школа не упала на них тяжким грузом. Учиться им интересно и несложно. Целей раннего образования мы (родители) не ставили совершенно. Честно говоря, цель была очень примитивная – чтобы дети не сидели на школьной парте до 18 лет включительно.

    Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 8 ноября 2010 в 01:29

      читать дальше →

      • Марианна Власова,
        тоже не вижу проблем, почему нельзя отправлять детей в школу раньше 7 лет. Я сам пошел в школу в 6 лет (мама учительница воспользовалась служебым положением ), в университет поступил в 16 и никогда не испытывал комплексов по этому поводу.
        Мой сын, правда, пошел в школу в 7 лет, но у него день рожденья, увы, 30 августа.
        Мое мнение - оценивать надо конкретного ребенка, а не его свидетельство о рождении.