• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

На прием к стоматологу. Как настроить ребёнка?

«Сынуле 5 лет. Ужасно боится лечить зубы. Первый раз пошли в зубной кабинет, когда ему было 4,5 года. Для наглядности того, что это не страшно, посадила первым в кресло старшего сына.

Маленький, убедившись, что всё хорошо, тоже спокойно полечил зубки. К сожалению, то ли пломбы были поставлены плохо, то ли он их вытащил сам. Я, спокойная за зубки, даже не думала, что они могут начать болеть. Пошли к врачу, он, ничего не сказав мне, НАЖИВУЮ удалил малышу нерв. Теперь сынок панически боится зубного врача. Он даже не заходит в кабинет. При этом у него такие испуганные глаза… Свекровь запретила сыну любое сладкое, игры в компьютер и новые игрушки, пока он не полечит зубы. Мне почему-то кажется, что это перебор. Ему и так страшно, а его ещё и наказывают. Подскажите, пожалуйста, кто прав? Что можно сделать, чтоб перебороть этот страх? Спасибо.

Р.S. Уговорили пойти к врачу. Сам выбрал доктора и кабинет, спокойно доехал до стоматологии, дошел до кабинета, даже поиграл, пока ждали нашу очередь, но как только нас пригласили в кабинет — ужас в глазах! «Мамочка, я так боюсь, я не пойду!» (Вопрос психологу).

Многие взрослые отказываются ходить к стоматологу до последнего, пока не раздуется щека или боль станет невыносимой. Ребенок, который не напуган этим страшным доктором, доверчиво открывает рот и заинтересованно рассматривает все вокруг от набора инструментов до слепящей лампы над головой.

Ваш сын пережил очень неприятную ситуацию при посещении стоматолога, его доверие было обмануто. Теперь он совершенно точно знает, что стоматолог — это доктор, который делает больно исподтишка. Шантажировать сына лишением сладкого и компьютера жестоко и несправедливо, делать так — означает множить вероломство и рушить веру ребенка в разумность и сопереживание взрослых.

Сейчас его страх связан не только с посещением стоматолога как таковым, но и с тем, что боль там непредсказуема. Человеку в целом свойственно бояться неизвестного, а если грядущее объяснимо и понятно, оно перестает пугать, даже если предстоящие события неприятны. Например, о прививках наверняка с мальчиком можно договориться. Он знает, что будет чувствовать и в какой момент, он может подготовиться и собраться с силами, чтобы пережить прививку.

Если сделать визит к стоматологу в плане ощущений понятным и предсказуемым, то скорее всего страх и тревога мальчика снизятся. Дальнейшие меры будут направлены именно на это, а также на то, чтобы сместить фокус внимания ребенка с процедуры лечения на другие объекты.

Если планируется только осмотр — значит смело говорите, что врач только посмотрит на зубы. Если это не так, то такой разговор поможет настроиться на разовое посещение, но бесповоротно подорвет доверие в дальнейшем. Настроившийся исключительно на осмотр мальчик будет разочарован, расстроен, рассержен, если ему вдобавок к осмотру поставят пломбу.

Есть ли у вас возможность предварительно поговорить с доктором о том, что будет происходить во время лечения? Если да, то вы сможете обсудить это с сыном до посещения.

Еще один прием, но его тоже хорошо бы согласовать с доктором, это предложить сыну рассмотреть врачебный инструмент и попробовать запомнить, чем доктор пользовался, а затем рассказать. Хорошо, если доктор сможет комментировать свои действия — это и облегчит задачу мальчика, и дополнительно его развлечет и отвлечет.

Также предварительно можно поискать в энциклопедии картинки с названиями инструментов, чтобы потом не говорить: такая штучка с крючочком на конце, а пользоваться серьезным взрослым термином. Знание таких слов может позитивно повлиять на самооценку ребенка в целом. Особенно если ему удастся блеснуть своими знаниями перед доктором.

Таким образом, можно сказать, что происходит переключение внимания ребенка с собственно процесса лечения на другие вещи. Посещение доктора обрастает массой других важных дел: побеседовать с врачом, посмотреть на инструменты, сравнить с рисунками, блеснуть знаниями, запомнить, как они использовались. Само лечение становится чем-то ситуативным, незначимым и самое главное — предсказуемым и понятным.

Статья опубликована в выпуске 1.12.2010
Обновлено 3.02.2022

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Анечка, вы описываете критическую ситуацию и экстренный выход из нее. Мне не видно, но так не должна работать отрасль медицины стоматологической, как и всякой другой. ВСЕГДА И ВСЕ ЛЕЧЕНИЕ ЧЕГО УГОДНО ЕСТЬ БЕЗБОЛЕЗНЕННО! У деток есть другие страхи - вне дома, чужой стульчик, мало чего там. Моя младшая - зубник, как у вас говорят. Самый легкий пациент - ребенок. Он не помнит страха поколений от бормашины. Детки на экране смотрят в ТВ как им ротик лечат. Детки вовлечены в рентгенснимки - учат их разбираться в молярах и прочих. Втюхивается идея имплантов с детства - любой зуб заменим, любой прикус исправим. Половина детей США НОСЯТ БРЕЙСЫ С ГОРДОСТЬЮ - мы чистоплотные! У ребенка США визит к дантисту - престижно! Я понимаю, о чем крик этой статьи, но не понимаю зачем такую систему терпят, да еще платят деньги, видимо?

    • Лаура Ли, я живу не в столичном городе, но все-таки в одном из крупнейших за Уралом, у нас есть пара стоматологических клиник, где экологичное обращение с маленьким пациентом политика учреждения. Но визит в такую клинику запредельно дорог. Поэтому приходится ходить туда, на что хватает средств. Муниципальные стоматологические клиники - это полная катастрофа, туда и взрослому необходим особый настрой, чтобы войти.

      Так что я описываю не крайнюю ситуацию, а скорее типичную, увы...

    • Лаура Ли, на самом деле системы две -- моя малая первый визит к стоматологу "пережила" очень рано, но шли в дорогую клинику к знакомому, которого она знала в лицо до того. Зуб еле сделали -- малая болтала и хохотала.
      А вот в столице, но в обыкновенной рядовой детской поликлинике, которая рядом со школой дочки, и в которую их колонной по двое повели всем классом малышке как раз и дали "прочувствовать всю прелесть" бесплатной медицины. И дважды гной с десны сцеживали. Пока я таки не повела её опять в нормальную клинику, проигнорировав очередное направление из поликлиники и школьного медпункта, где приятно пахнущий врач в кабинете с акварелями по стенам с прибаутками и без боли не решил проблему.
      Так что стоматология -- это бизнес. Заплатил -- всё в ажуре. Сэкономил -- сэкономили на тебе.

      Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий, любая медицина - бизнес. И это хорошо - есть конкуренция, есть выбор, есть качество лечения. Доктор моей дочери, под которым она работает, всегда спрашивает пациента: "вы хотите дешево или хорошо?". И это, в принципе, честно - можно поставить съемный протез за пару тысяч и хранить его в стакане, а можно один имплант за 5 тысяч и иметь вечный красивый зуб на всю жизнь. А я так понимаю, что в России еще сохранились реликты бесплатной стоматологии для деток? Или полу-платной?

  • Анна Бердникова, наверное, все же дело в квалификации стоматолога... Моя дочь с младенческого возраста не любит врачей, даже у окулиста руками глаза закрывала, - делала вид, что ее тут нет.
    И каково было мое удивление, когда в детском саду (дочке было 2,5 года) мне сказали, что ей стоматолог пломбочку поставил и она САМА ротик открывала и НЕ ПЛАКАЛА...
    Я сразу же пошла знакомиться со стоматологом... И с тех пор (дочери уже 21 год) мы лечим зубы у одного врача... Теперь у нашего доктора своя небольшая клиника, и дай Бог ей здоровья и долгих лет, потому что детей она лечит без слез ... Объясняет ребенку, что она будет делать, не жалеет времени на повторные приемы, если ребенок с первого раза (или после психологической травмы, нанесенной другим врачом) не хочет или боится лечиться...
    Так что я согласна с Вашей статьей...

    Оценка статьи: 5

  • Вера Гаврилина Вера Гаврилина Читатель 2 декабря 2010 в 16:43 отредактирован 25 мая 2018 в 05:40 Сообщить модератору

    как оказывается все сложно...

    Оценка статьи: 5

  • Анна Бердникова, не понимаю я таких многих взрослых. Хотя детей понять могу, их могли напугать.