Елена  Янге Профессионал

Как вместе сочинять сказки?

Каждый из нас тоскует по детству. Ведь в стране детства мир яркий и светлый, день длится долго-предолго, а то, что рядом, всегда интересно. В этом мире нас любят и охотно прощают. В нём живут волшебные истории и сказки, а добро побеждает зло. Но главное — в детстве мы искренни и чисты.

Когда пропадает интерес к жизни, начинается ностальгия по детству. А детство — вот оно — рядом! В улыбке, сказке, какой-то игре. Стоит настроиться, и дорога открыта. Это же просто! Вспомнить себя ребёнком и улыбнуться миру. И произойдёт Чудо. Мир станет ярким и разноцветным, день долгим-предолгим, а добро победит зло. И сон будет крепким. Как же иначе? Ведь в мире детства читают сказки, смотрят добрые фильмы и ложатся спать с чистой душой.

Известный фольклорист и исследователь сказок В. Я. Пропп сказал: «Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все».

Так почему бы не сочинить сказку? Себе, ребёнку, друзьям.

11 декабря 2010 г. в рамках Фестиваля «Я — книга» в Тургеневской библиотеке (Москва) вела семинар на тему: «Сочиняем сказки вместе». Продумывая план выступления, хотела поговорить о сказке как уникальном жанре, рассказать о картах Проппа (была даже мысль — почитать свои сказки). Однако план полетел в сторону, как только увидела слушателей (преобладала молодёжь). Мне стало очевидно, что они пришли не за тем, чтобы слушать теорию — гостям Фестиваля было интересно: можно ли сочинить сказку обычному человеку? И я им сказала: «Да. Мини-сказку может сочинить любой. Достаточно иметь желание, некие ключи, навыки, подключить воображение и… окунуться в детство».

И мы решили попробовать.

Я изменила канву выступления и включила слушателей в творческий процесс. Взяв за основу советы Джанни Родари, мы начали вместе сочинять сказки.

Первый приём — «Бином фантазии»

Слушатели получили небольшие листочки, где нужно было написать два слова (существительных) так, чтобы один участник не видел слова другого.

Получились такие пары: ёжик — бюст, ветер — ухо, пианино — юла, памятник — мармеладки, высота — механизм, конь — шар, корабль — мечта.

Начало было за мной, а мои слушатели подхватывали мысль, добавляли, придумывали интересные сюжеты. В результате получилось несколько забавных сказок, которые раскрепостили аудиторию и способствовали созданию сказочной атмосферы.

Коротко сюжет на тему: памятник — мармеладки (не сказка, а канва сюжета).

Площадь, на ней памятник, напротив — кондитерский магазин. Предновогодняя ночь на исходе. Памятник смотрит вниз. На грязном снегу — конфетти, гирлянды, фантики…

Памятник одинок, никто не подарил ему ни единого подарка. Вдруг он замечает около постамента мармеладного зайца. Грязный, с откусанным ухом — тот тихо стонет.

Дальше у нас родился сюжет о том, как памятник и мармеладный заяц стали настоящими друзьями.

Второй приём — «Что было бы, если бы…»

Варианты:

…если б из книжки убежали все буквы;

…если бы ёжик захотел сменить прическу;

…если бы воздушный шарик умел мечтать;

…если бы компьютер ожил;

…если бы Снегурочка весной не таяла, а Водяной с Лешим жили бы не в лесу-болоте, а на печке в избе;

…если бы дедушка превратился в кота.

Начало сказки на тему «Что было бы, если бы компьютер ожил»:

«Засиделся как-то Серёжа за компьютером и только собрался его выключать, как на экране появился другой экран. На серебристом поле — квадратные глаза, нос, словно закорючка, крутые завитки по краям.

«Странно! — подумал мальчик. — Такой картинки ещё не видел».

Вдруг глаза дрогнули, и в нарисованных зрачках сверкнули искры. Будто всполохи пролетели. Узкая щель рта стала шире, и из неё вынырнул овал. Он расположился где-то на левой щеке, и по его полю побежали буквы: «Привет! Давай дружить».

Как в комиксах: на переднем плане — герой, в овале — его слова.

Серёжа прилип к стулу. Картинка напоминала робота. Вернее, его лицо…".

Дальше можно придумать сюжет, как компьютер выходил на связь и «жил» на экране. Каким-то неведомым образом он знал о событиях в жизни Серёжи, и тот получил настоящего друга — того, с кем можно обсудить всё. А потом…, потом Комп ввёл его в свой мир (здесь, конечно, должны быть знания программиста — иначе не будет достоверности).

Приём третий — «Сказки наизнанку»

Выворачиваем известные сказки «шиворот-навыворот». Могут получиться очень смешные произведения.

Например, темы сюжетов:

• «Колобок». Колобок в сказке — злой-презлой и за всеми гоняется, чтобы съесть. Возмездие наступает тогда, когда он проглотил ёжика.
• «Волк и семеро козлят». Здесь семеро козлят — семеро разбойников-охотников. Они охотятся за Волком (допустим, он занесен в Красную Книгу, такой же ценный и исчезающий, как уссурийский тигр). Козлята хотят его поймать и продать «левому» зоопарку.
• «Золушка». Золушка в нашей сказке была не падчерицей, а младшей, любимой дочерью «мачехи"-колдуньи. И доброй она только прикидывалась. А сама, когда отца дома не было, сестёр по дому гоняла, волосы им драла, мышей за шкирку засовывала — словом, колдунью радовала и в её чёрную душу надежду вселяла.

Приём четвёртый — «Салат из сказок»

Здесь я позволила себе прочесть отрывок из моего детского романа «Аришины истории», где три героини сочиняли сказку, в которой были перемешаны герои из «Огниво», «Краснозорька и Белозорька», «Крошечка-Хаврошечка»

Следующие приёмы — «Ребёнок, как действующее лицо», «Что было потом», «Пять + один», «Народные сказки как строительный материал»…

Слышала, что психологу Л. С. Выготскому принадлежат слова: «Творчество — это сохранение детскости». Думаю, так и есть. Те, кто во взрослом состоянии может смотреть на жизнь свежим, оптимистичным взглядом, как правило, занимается творчеством.

В толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова есть определение: «Детскость — ребячество характера, неразумность, наивность, свойственная детям. Выбросив «неразумность», я бы добавила «доверчивость».

Как правило, дети чисты, доверчивы, открыты. Их «гуру» — интуиция, разум — лишь поводырь. И меня это радует. Ведь интуиция — это связь с Космосом, а разум — лишь инструмент. А между ними — барьеры. Те, что построила жизнь. У одних — частокол, у других — маленькие и ветхие. Думаю, те, кто умеет сметать барьеры, рядом с детьми. И в этих людях живёт детскость. Она в улыбке, глазах, слове, в желании фантазировать. Думаю, это — дар, и его надо беречь. И ещё. Этим даром надо делиться.

Думаю, мир тогда станет светлей, и мы окажемся в сказке — в той, что сочинили сами.

Обновлено 22.12.2010
Статья размещена на сайте 18.12.2010

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ну это всё не новость. Про превращение дедушки в кота сам Родари писал. Есть ещё старый советский мультик "Про злую мачеху", как мачеха начала наоборот падчерицу баловать и вконец испортила, а родную дочку заставляла трудиться и воспитала образцовой спортсменкой-комсомолкой. Я сам сочиняю сказки довольно часто. Например, скрестил сюжет гоголевской "Ночи перед рождеством" с миром американского шоу-бизнеса.

    • Денис, я и пишу, что эти приёмы - из "Грамматики фантазий" Джанни Родари. Однако, если вы пишите сказки, то знаете: приёмы-приёмами, но без фантазии, особого сказочного состояния ничего не напишешь.
      Добавлю, что здесь идёт речь о небольших сказках.
      Литературные сказки подчиняются своим строгим законам, и в них, как и в романах есть экспозиция, завязка, конфликт....

      Оценка статьи: 5